29/01/2025 19:40 Во многих странах культ Великой Победы во Второй Мировой войне всемерно поддерживают и используют для патриотического воспитания и государственной пропаганды. Для России, которая вынесла на себе основную тяжесть войны и внесла наибольший вклад в победу, эта война стала Великой Отечественной. Но и в нашей стране память о войне постепенно стирается, и этот процесс ускорится с уходом не только ветеранов, которых осталось в живых единицы, но и поколения детей войны. Остаются только молчаливые мемориалы, малобюджетные музеи и все больше формализованные мероприятия.
Взятая на вооружение госпропагандой Победа культивируется повсеместно и, к сожалению, иногда приобретает неприемлемые формы. Сакрализация подвига предков уступает место казенному равнодушию. От попыток освежить привычные штампы проведения памятных мероприятий креативными идеями иногда оторопь берет. Вызывает шок и желание бизнесменов любым способом заработать на праздновании 9 мая.
За прошедшие юбилеи Победы примеров накопилось немало. Так, один саратовский вуз заказал большой баннер для размещения его на стене одного из корпусов. Но исполнителям и администрации учебного заведения было настолько было наплевать на то, что было на нем изображено, что в городе накануне Дня победы несколько дней красовался солдат в немецкой каске и с немецким оружием в руках. Или еще одна скандальная история с тем, как одна ветеранская организация заказала набор шоколадок в обертке с изображением боевых орденов. А коммерсанты додумались пустить в продажу в цвете армейского камуфляжа и прошитые георгиевской лентой тапочки.
Когда-то все это назвали победобесием. Выражение не очень удачное для описывания в статье проблемы и часто использовалось для высмеивания не только форм, но и самой традиции празднования в России 9 мая. Не станем тиражировать явно вброшенный либералами термин. Более уместно сравнить происходящее 9 мая с Пасхой, когда народ также тянется к традициям, хочет отпраздновать, но никто внятно не говорит что можно и что нельзя, а если и говорит, то их мало кто слушает. В результате кладбища страны на Пасху превращаются в языческие тризны. Религиозность вообще стала для властной элиты и всем, кто к ней тянется, не модой, но правилом хорошего тона и признаком статуса, что очень хорошо заметно во время церковным служб РПЦ по большим православным праздникам.
Государство, как может, стоит на защите традиционных ценностей, но иногда случается перебор. Повсеместное привязывание георгиевских ленточек вызвало справедливое возмущение тем, что иногда крепились там, где неуместно, но громче всех об этом кричали любители все запрещать. На этой волне была введена «драконовская» ответственность за неправильное их использование и теперь даже те, кто хотел бы искренне повязать георгиевскую ленту в знак солидарности с Победой, не рискуют это делать из-за опасений, что какой-нибудь неадекват пожалуется.
Приметой нашего времени стало то, что пропаганда или популяризация Победы стала вдруг модной и это выхолащивает суть 9 мая. И эта мода вполне себе сочетается с формально-равнодушным официозным отношением к Победе. Военная форма времен ВОВ вдруг стала модной и ее надевают взрослые «под шашлычок и коньячок» и дети и гуляют эти ряженые не осознавая, что, по сути, значило носить эту форму в годы войны. Никто не спросит об этом и настоящих фронтовиков, как они относятся к такому.
В конце января в один день 27 числа отметили две памятные даты – освобождение Освенцима и снятие блокады Ленинграда. Лагерь смерти, где было убито 1,5 миллиона человек, стал достаточно популярным туристическим объектом в Польше. В год Освенцим посещают примерно 2 миллиона человек. Вот только некоторые из них ходят по территории, где каждый метр пропитан смертью с той же легкостью, как гуляют по центру старинного города, иногда также с едой, делают селфи у расстрельной стены или печи. Разве что жутковато становится в газовой камере. Им это нечто вроде парка развлечений.
В День снятия блокады Ленинграда в учебных заведениях принято рассказывать о подвиге жителей города и тех, кто его защищал и освобождал. Но в Питерке (как созвучно с нынешним названием города на Неве!) пошли дальше и решили погрузиться в атмосферу блокадного Ленинграда. Для этого сотрудники местного дома культуры обули валенки, оделись в тулупы и укутались в платки. Прохожим раздавали по куску ржаного хлеба. Стала эта акция важным напоминанием о том, какой ценой достались свобода и мир для последующих поколений или вся эта инсталляция выглядела издевательски? А этот кусок хлеба для прохожих все равно, что мороженое в руках туриста в лагере Освенцим.
В селе Мироновка того же района блокадниками сделали школьников, укутав их в тряпье и раздав по куску хлеба. Прочувствуют ли дети трагедию ленинградцев? Едва ли. Они скорее восприняли это как игру. Игру в блокадный Ленинград. А взрослые поставили себе «галочку» за проведенное мероприятие.
Ракурс
![]() | ![]() | ![]() |
| 29/09/2025 20:33 Ракурс Учителям обещали поддержку. Моральную | 14/08/2025 18:03 Ракурс Россиян от(л)учают от интернета? | 04/08/2025 16:16 Ракурс Саратовские дорог: наполовину плохи и хороши |
![]() | ![]() | ![]() |
| 14/07/2025 14:40 Ракурс Интернет-голод раздражает саратовцев | 28/05/2025 10:35 Ракурс Отмена пенсий как пиар | 05/05/2025 15:45 Ракурс ДТП с животным. О чем недоговаривает охоткомитет |

























