Прихватизированная палата - Саратов Сегодня
18+ 29 Марта 2024, Пятница, 6:28
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Прихватизированная палата

08/02/2018 10:09 В умных книжках, правильных учебниках и красивых речах мы много слышим про гражданское общество, его институты в виде всевозможных НКО, про активных и неравнодушных граждан. Нам говорят, что венец гражданских институтов – это общественные палаты, куда собраны самые лучшие представители «третьего сектора». Во многих регионах России так и есть. Да и федеральная палата подаёт хороший пример. В нашем регионе, к сожалению, это всего лишь теория и пафосные слова. Немалая часть жителей области не знает о том, что у нас есть областная ОПа или не понимает, чем она занимается и чем полезна. Многое повидавшие саратовские журналисты перестали воспринимать областную ОПу всерьез. И причиной тому, в меньшей степени, являются рядовые ее члены, среди которых безусловно есть и  достойные люди. ОПа по определению - орган коллегиальный, как парламент, но смишники видят и слышат одного Ландо – он затмил и оттеснил в организации всех, на всех официальных мероприятиях – только он. Если не он, то есть несколько уполномоченных, которые представляют палату.
Несколько близких лично Ландо людей. Такого в прежних палатах не было. Ландо стал этаким гегемоном, у которого некоторые члены палаты находятся на положении мальчиков на побегушках. И после вчерашнего дня таковых стало еще больше. Безусловно, это не устраивает истинно достойных общественников-членов палаты, но они, понимая возможные последствия, молчат, чтобы находясь в палате продолжать выполнять нужную обществу миссию, помогая отстаивать интересы простых людей.

Рейды Ландо по магазинам часто напоминают рэкетирский налет, возбуждение общественников по поводу автоперевозок – заказуху, проверки других публичных мест - показуху, а рейд по выявлению нелегальной занятости на стройрынке – вообще бесит простой люд, который выживает как может. Все эти «боевые вылазки» ОПовцев во главе с Ландо проходят, как правило, в составе одной и той же организованной группы и имеют мало общего с гражданскими инициативами в интересах общества. С этими инициативами все никак не наладится. Еще при Ф.А.Григорьеве палата получила право законодательной инициативы, право обязательных нулевых чтений. И что в итоге? Межкомиссионная группа по экспертизе проектов НПА при отсутствии достаточного числа заинтересованных и подготовленных экспертов фактически превратилась в дополнительную и ненужную стадию законотворческого процесса. А как иначе думать, если в ОПе со свистом прошел недавний скандальный законопроект, дающий муниципальным чиновникам лазейку - скрывать имущество через супругов? И это только самый свежий пример. 

Сейчас самое время подвести итоги работы ОПы прежнего состава, дать ей оценку и спрогнозировать ее деятельность в будущем. Если оценивать областную ОПу по пятибалльной шкале, то она заслуживает «Смотрено» - есть такая оценка в школе, когда за работу нельзя даже двойку поставить. Двойка – это когда работа была сделана, но с большим числом ошибок. А тут – были какие то хаотические телодвижения и все. Оценивать по большому счету нечего. Кто-то слышал в последние годы про ежегодный доклад о состоянии гражданского общества в регионе? Напомним, это главный отчетный документ ОПы, который она должна делать по закону. Но делает ли? Ответ – нет. Судя по тому, что на сайте палаты последний выложенный доклад датируется 2015 годом. А сайт актуальный. Вывод из этого простой: палата не выполняет своей миссии и служит интересам Ландо и узкой группы лиц внутри неё.

Согласитесь, ведь именно палата на протяжении последних как минимум пяти лет должна была поднимать проблемы дольщиков, говорить о невероятных масштабах коррупции в Энгельсе, Балашове и других районах области. Но нет, тишина. Конечно, информация была, были многочисленные жалобы и обращения, но почему-то все замалчивалось. Зато постоянные рейды, проверки, осмотры, обсуждения...

Что ждет ОПу в дальнейшем? Да то же самое при нынешнем составе, руководителе и подходе к выполнению миссии. И чтобы понять это, достаточно проанализировать состав палаты, ведь ОПа – это составляющие ее люди.

Состав нынешней палаты, благо численность за 60 человек позволяет их подробно группировать, условно можно поделить на 4 группы. Имен называть не станем. Кто в теме – поймет. Да и ошибиться, незаслуженно ненароком обидев людей, не хочется.

Первая группа – номенклатурные, титульные общественники, такие много лет в НКО и в палате прописались с аяцковских времен. Такие деятели предельно гибки и лояльны, а потому удобны и востребованы. Все что им надо – греться в лучах власти и получать по возможности гранты. По своей сути они грантоеды, т.к. тратят бюджетные деньги на себя, имитируя бурную деятельность, а потому всегда готовы к откатам.

Вторая группа – матерые общественники, тоже со стародавних времен, они используют принадлежность к ОПе для решения вопросов своих НКО, но готовы применять свой потенциал и более широко. Другое дело, что в нынешней палате он не нужен, ибо не конвертируется в материальные и иные блага ее первым лицам. 

Третья группа – молодые и уже не очень активисты, которые за всю свою сознательную жизнь ничего путного не сделали и только занимались не приносящей реальной пользы  общественной деятельностью, чаще всего будучи на побегушках  у старших товарищей. В таком качестве они находятся и в окружении Ландо. Они могут, если надо, сплясать, продекламировать, смотаться по быстрому за чем-нибудь. Любят носить костюмы, надувать щеки и тусоваться на официальных мероприятиях среди чиновников и депутатов, ручкаясь с ними. Для таких существуют аппараты, но не членство в важнейшем институте гражданского общества.

Наконец, четвертая группа – те, кто просто с жиру бесится. У них бизнес, деньги, связи во власти. Или же высокая руководящая должность в бюджетных  структурах. Все у них хорошо. Но чего-то хочется. Помните как в сатире Салтыкова-Щедрина: «Я сидел дома и, по обыкновению, не знал, что с собой делать. Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать. Ободрать бы сначала, мелькнуло у меня в голове, ободрать, да и в сторону . А потом, зарекомендовав себя благонамеренным, можно и о конституциях на досуге помечтать». И вот примерно в таких настроениях они идут в ОПу. В этой же группе неизвестные потомки известных людей - отпрыски сановных родителей, которые люди нужные и тоже полезные. Ну а дочка-сыночек пусть потешится – жалко, что ли? Местечко в ОПе найдем. Такие товарищи в принципе не понимают, что надо делать в ОПе и для чего она нужна. Это для них очередная цацка, развлекуха. Ходить на мероприятия им быстро наскучивает и появляются они по большим поводам на крупных тусовках, если не лень или не на Мальдивах. Такие «общественники» очень полезны Ландо. Есть возможность в кофейне  посидеть, в ресторане или магазине хорошую скидочку получить, качественной и свежей колбаски, пироженок или еще чего там привезти прямо с производства или рынка, получить на особых условиях медицинскую помощь… Да много всего. Все в радость. Безусловно пожилому старожиле саратовской политике все эти блага предоставлялись бы и без значка члена палаты. Но нет, Ландо как бы благодарит и дарит красивую побрякушку на пиджачок. К сожалению, некоторые члены палаты именно так это и рассматривают. Покрасоваться или гаишнику удостоверение показать...

Конечно, можно выделить еще категории и подкатегории численностью 2-3 человека, но утомлять читателя такой детализацией не станем. И без того картина ясная.

Понятно, что вторые Ландо бесполезны, но ОПа не резиновая, как при Аяцкове, и он замещает их третьими и четвертыми. Оставшиеся в ОПе немногие нормальные общественники работают от нее автономно, теряют к ней доверие, уходят из нее – в новом составе уже нет многих действительно выдающихся общественников. Ну не нужны Ландо в палате самостоятельные, состоявшиеся, знающие себе цену и четко представляющие свою социальную миссию люди.  Нужны зависимые, лично преданные и обязанные. С такими проще оставаться тем самым гегемоном. Ну, или Карабасом в своем собственном кукольном театре. И это еще больше ставит под сомнение ОПу как значимый институт гражданского общества. Полная дискредитация нынешней ОПы, несмотря на немногочисленных уцелевших в ее составе вполне реальных и самостоятельных общественников (например, Боброву, Фролова, Якименко, Степанова, Караман, Мартынову и некоторых других),  - вина исключительно Ландо. Он директор этого театра с Яблочкова и сам под себя его создал. Было бы наивным думать, что формируя под себя ОПу, засюр не участвовал в назначении членов палаты по губернаторскому и думскому спискам и не приложил руку к избранию. Последнее заслуживает особого разбора.  

Начнем с того, что Ландо признал, что с третьим списком случился казус. Дескать, мало у нас местных НКО, вот и пошли выдвиженцы от попечительских советов школ и детсадов. Коренная причина казуса, как ни странно, кроется опять же в Ландо. Когда год назад принимался новый закон о палате, никто не проанализировал: а найдутся ли в регионе в достатке местные НКО, чтобы на конкурентной основе выбрать треть состава? Ситуация же объясняется просто: зачем в областном управлении минюста регистрировать местную НКО, когда можно точно так же оформить областную – так солиднее и с перспективой расширения масштабов работы. Вот и понесли в палату люди, имеющие отношение к региональным НКО, документы от попечительских советов муниципальных образовательных учреждений, возможно, даже не зная, где они находятся. Вряд ли тогда Ландо беспокоил вопрос достойного представительства местных и прочих НКО в ОПе. Кто ему интересен – описано выше. Оказавшись в нелепом положении, он признал, что закон придется править.

К слову, вопросы о нечистоплотности при формировании ОПы вызывает назначение и избрание двух и более представителей от одной организации, да и не только это. От областной организации трезвости и здоровья идут сразу двое. Стоит, конечно, отметить реальную общественную работу Натальи Корольковой в развитии ЗОЖ и волонтерства.  Но, тем не менее, почему такая особая привилегия? Почему в ОПу также попали по несколько представителей «Боевого Братства», ВОИ и Всероссийской общественной организации ветеранов: одни от областного отделения по губернаторскому списку, а другие - избраны вчера под чутким руководством Ландо от местных отделений тех же общероссийских организаций! Строго говоря, это же филиалы одной большой организации! Кто теперь нелегитимен?  Еще момент: а как быть с тем, что одни организации как матрешки входят в другие как в ассоциации? В итоге одни и те же их представители мигрируют по разным общественным палатам и советам от разных организаций. «Боевое братство», опять же, тому пример.

Возвращаясь к местным НКО, в том же законе сказано, что избирают «21 представителя местных общественных объединений, зарегистрированных на территории области». Вчера под «местных» подогнали местные отделения федеральных НКО, представители которых, повторюсь, уже есть в губернаторском списке. А как же принцип "одна организация - один представитель"? Что это - шулерство или юридическая неграмотность? Не значит ли это, что новый состав ОПы нелегитимен и прокуратура должна проверить все процедуры на предмет законности? Но вернемся к выборам. Подготовка к ним была организована из рук вон плохо. В аппарате только лишь принимали документы, и никто не был в состоянии дать консультацию, хотя в аппарате по штату минимум пять специалистов, включая юриста. Потому то почти треть заявок были отклонена. И это тоже - показатель отношения Ландо к палате и выборам в нее. Зато кому надо помощь в подготовке документов наверняка оказали. А теперь что касается самих выборов. По идее, претенденты должны хоть как-то презентовать себя, рассказать о своей общественной работе и зачем они идут в ОПу. Но вместо того назначенным членам ОПы просто перечислили претендентов и затем выдали бюллетени. Подсчет результатов рейтингового голосования обещал затянуться надолго: надо же шестерым счетчикам посчитать голоса почти сорока человек за каждого из 26 претендентов. Но все завершилось на удивление быстро. И причины тому, на наш взгляд, две. Первая – Ландо зашел в комнату для подсчета голосов, пробыл там минут пять, а еще через пять минут вышли и счетчики с результатами. Что там делал Ландо – догадайтесь сами. Вторая причина обнаружилась неожиданно. За день до выборов в СМИ аппарат палаты разослал приглашения и список претендентов, из которого, похоже, и сделали и бюллетень. Так вот имена в этом списке были распределены не по алфавиту. Почему так – понять просто, если сравнить этот список с именами прошедших голосование: первые 21 человек из этого списка были избраны, последние 5 – нет. Случайность, как говаривал Киселев? Не думаем. Скорее, подсказка, чтоб не запутаться. Отсюда и столь резвое голосование (дольше бюллетени раздавали) с подсчетом голосов. Выходит, все это голосование шито белыми нитками и сработано настолько топорно, что список как есть отправили в СМИ?! Что это – глупость или самоуверенность, либо их симбиоз?

Ну а теперь вернемся к тому, кто был, кто остался и кто пришел в новую палату. Прежний созыв состоял из 64 членов, нынешний – из 63. 42 члена прежней ОПы перекочевали в новую. Их дополнил десант  из саратовской ГОПы (Авезниязов, Григорьев, Олейник и Бондаренко), где некоторые из них, так и не успев себя проявить, пошли на «повышение в область». Остальные в большинстве своем заменили и расшили третью и четвертую группы по нашей градации.

А теперь давайте посмотрим, кто остался вне палаты. Из прошлого созыва, к примеру, Ирина Зайцева, известный в городе педиатр, заслуженный врач и очень неравнодушный человек. Два Дмитрия - Петров и Чернышевский, а также Евгений Ковалев – стали облдепами.
В пятерке, кого вчера не выбрали, не считая издателя ряда саратовских СМИ Михаила Шмырева,  есть хорошо известная в Аткарске общественница и в прошлом главред местной «районки» Наталья Давиденко. Поисковик выдает немало информации и про общественную работу Марины Верховой. Все они, надо полагать, очень неудобные для Ландо кандидатуры, поскольку имеют свое суждение, шли в палату не обслуживать интересы Ландо и тех, с кем он имеет дела, а развиваться в общественной работе и быть полезными людям. И еще у них нет кафе, гостиниц, ресторанов, рынков и заводиков.

В России-матушке много кто чего прихватизирует. Но вот чтобы общественную палату - такое впервые и только в Саратове. Ну, согласитесь, не должно быть такого, когда палата ассоциируется с именем одного человека, причём далеко не самой однозначной репутации. Есть в палате несколько по настоящему активных, грамотных фигур, но, к сожалению, про всю палату так сказать нельзя. Не допускают в неё многих реально неравнодушных, порядочных представителей общества. Да многие, видя происходящее, потеряли веру в полезность этого органа и возможность работы в нем, и просто не проявляют инициативы, творя добро на местах. 
версия для печати

Заслуживает внимания


Выбор приоритета: танцы или саратовцы?Концессионный развод по-саратовскиБез курятины не останемся?
29/02/2024 13:59 Заслуживает внимания Выбор приоритета: танцы или саратовцы?08/02/2024 13:35 Заслуживает внимания Концессионный развод по-саратовски30/01/2024 14:08 Заслуживает внимания Без курятины не останемся?
«Смертность» саратовского бизнеса снижаетсяКому выгодны продуктовые социальные полки?С новой жизнью!
25/01/2024 15:38 Заслуживает внимания «Смертность» саратовского бизнеса снижается15/01/2024 22:15 Заслуживает внимания Кому выгодны продуктовые социальные полки?03/01/2024 21:43 Заслуживает внимания С новой жизнью!

Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович