А жить-то на что, Иван Иваныч? - Саратов Сегодня
18+ 28 Марта 2024, Четверг, 12:43
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

А жить-то на что, Иван Иваныч?

28/03/2016 11:32 Долгие годы в Саратове работал замечательный артист с удивительным чувством юмора - Иван Верховых. В репертуаре возглавляемого им театра АТХ («Академии театральных художеств») в течение многих лет присутствовала пьеса “А жить-то на что, Иван Иваныч?”. Жанр – комедия. Хотя прошлое и настоящее саратовского театра – как минимум драма, а иногда и трагедия. Что, собственно, и продемонстрировал сам театр АТХ.

На минувшей неделе в России и во многих странах мира актеры, режиссеры и зрители в очередной раз отметили День театра. Праздник молодой - Всемирный день театра установлен 27 марта 1961 года девятым конгрессом Международного института театра, под девизом "Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами". В Саратове в эти дни в Академическом театре драмы были подведены итоги областного фестиваля "Золотой Арлекин", статуэтками были награждены режиссеры признанных лучшими спектаклей, лучшие дирижеры, лучшие актеры.

Безусловным подарком для саратовских ценителей театра стала победа Вольска в конкурсе за право проведения у себя XIV фестиваля театров малых городов России в 2016 году (в 2011 году аналогичный фестиваль прошел в Балакове). Еще одна приятная новость - близится к завершению ремонт в Театральном институте Саратовской консерватории имени Собинова, занятия в комфортных условиях станут хорошим подспорьем для будущих актеров и послужат дальнейшему развитию саратовской театральной школы. Оба события не обошлись без поддержки влиятельных «московских» саратовцев.

И этим, увы, список позитивных новостей для саратовских театралов заканчивается.

О кризисе в областных театрах говорили недавно участники областной конференции «Современные театральные профессии: дефицит квалифицированных специалистов, проблемы подготовки и переподготовки», приуроченной ко Дню работника культуры и прошедшей в Саратове 22 марта на базе Саратовского театра кукол «Теремок» при поддержке министерства культуры Саратовской области и Саратовского отделения СТД РФ. Разговор состоялся интересный, но насколько результативный?

Участники подтвердили в очередной раз, что в России, в том числе и в Саратовской области, резко обостряются кадровые проблемы в различных направлениях театральной деятельности.

Предложили создать очередную интернет-площадку, «на которой представители творческих профессий могли бы обмениваться опытом, дискутировать, а также подыскивать рабочие места». То есть форумов и социальных сетей для этого недостаточно, а крупнейшие российские порталы вакансий и резюме hh.ru, superjob.ru, rabota.ru и прочие – не подходят? Участники также озвучили новость, что созданная Всероссийская театральная биржа существует всего первый год и пока ещё не раскручена, а также отметили удручающую статистику трудоустройства людей творческих профессий (например, по словам директора театра «Теремок», из 54 выпускников-"кукольников" в профессию попали 13, из вверенного ему театра за последние семь лет ушло более двадцати актёров).

«Надо что-то с этим делать», - сделали вывод участники конференции и разошлись в раздумьях над способами решения проблемы. О том, что они надумают, можно только догадываться, а вот степень успеха реализации очередного этапа государственной программы Саратовской области «Культура Саратовской области до 2020 года» уже очевидна. Над цифрами показателей программы впору только прослезиться.

Подпрограмма «Театры» ставит своей целью «сохранение и развитие театрального искусства», задачами – «обеспечение доступа граждан к ценностям театрального искусства; расширение разнообразия театрального предложения». Согласно программе, количество выпускников профессиональных образовательных организаций в сфере культуры, трудоустроившихся по специальности в учреждения сферы культуры и сферы образования области в первый год после окончания образовательной организации должно быть доведено с 117 человек в 2012 году до 134 человек в 2020 году, «количество обслуженного населения театрами, в том числе нестационарными формами – с 657,9 тыс. чел. в 2012 году до 713,3 тыс. человек в 2020 году; количество показанных спектаклей – с 3060 в 2012 году до 3090 в 2020 году» и общий объем финансового обеспечения подпрограммы из всех источников финансирования составляет 8 021 048,5 тыс. рублей, то есть по миллиарду в год. Из них на 2016 год запланировано из областного бюджета 473 752,3 млн. рублей, местных бюджетов – 472 086,1 млн. рублей, таинственных внебюджетных источников (прогнозно) – 119 139,9 млн. рублей. Однако в утвержденном депутатами областной думы бюджете на 2016 год указано, что на реализацию государственной программы Саратовской области «Культура Саратовской области до 2020 года», в ее «театральной части» (целевая статья 55 2 00 00000), в этом году будет потрачено 375773,9 млн. рублей, что, заметим, на 100 миллионов меньше запланированного.

Фактически речь идет только о «поддержании штанов» театральными коллективами. При этом на гастроли саратовских театральных коллективов, которые, по мысли разработчиков программы, должны благотворным образом действовать на имидж Саратовской области и ее инвестиционную привлекательность, запланировано чуть более 5 миллионов рублей. Столько, по подсчетам экспертов, может «съесть» на единственных гастролях только один крупный театр. Какова польза региона от таких разовых гастролей – вопрос риторический.

Но, может быть, театральное счастье не в деньгах?

Вспомним начало 1990-х годов, когда в условиях еще более жесткой нехватки средств театральными деятелями была сформирована новая культурная политика, формировался культурный каркас страны, региона, города. Одним из первых в Саратове возникли Саратовский молодежный камерный театр-студия («Самокат»), впоследствии ставший театром магии и фокусов, театр-студия «Версия», Академия театральных художеств (Театр АТХ), рассчитанная на искушенных театралов, Музыкально-литературно-драматический театр «Балаганчикъ», новый кукольный театр «Куклы Папы Карло». В «лихие 90-е» они стали той самой отдушиной для сердца и души, в которой так нуждалась просвещенная часть общества. Непросвещенная, как водится, находила свое счастье в кабаках, а, попав во власть, стремилась установить свои правила игры и для театров.

Творческие саратовцы вдруг выяснили, что их не так уж и много, не все театральные формы востребованы и приносят доход, необходимый для элементарного выживания.

Выяснилась удивительная вещь: вместо того, чтобы за счет энтузиазма творческих коллективов экономить на расходах, власти рассматривали их как дополнительный источник доходов. Долгие годы продолжались эпопеи разных театров с поиском помещений, оплата за аренду которых была бы не разорительной. В итоге театр АТХ, который в середине 1990-х годов стал муниципальным театром, в 2003 году перестал существовать из-за отсутствия помещения и финансовой поддержки для его аренды. Казалось бы, в любом крупном городе есть столько зданий с пустующими помещениями, что разместить в них театр – не проблема. Тогда на бюджет ляжет только содержание зданий, а зарабатывать артисты будут по принципу «что потопаешь, то и полопаешь». Но это вы так думаете. А вот чиновник живет по принципу «где бы урвать?», и неважно, на чем именно – на выручке от продажи билетов, на ремонте зданий, на аренде помещений. Театры, не вписывающиеся в такую картину мира, обречены на исчезновение.

Это по теории учреждение культуры всегда будет малодоходным предприятием, поскольку изначально направлено не на зарабатывание сверхприбылей, а на раскрытие духовного потенциала в человеке. А практика знает другое: в начале века в Саратове за взятку был арестован и отсидел свое экс-министр культуры региона – по версии следствия, он взял мзду за сдачу помещения в аренду для концерта заезжей поп-дивы. Или вот совсем недавно Лефортовский суд санкционировал до 10 мая арест заместителя министра культуры РФ Григория Пирумова, который, по версии следствия, является организатором хищения не менее 50 миллионов рублей из бюджета.

Получается, что художественный руководитель любого театра, в чьи обязанности входит, вообще-то, производство культурного продукта – спектакля, должен ради благополучия театра искать пути подхода к сердцу очередного чиновника от культуры, причем не только с точки зрения художественных вкусов последнего, но и с позиций материальной выгоды.

И еще получается, что все упирается все-таки в деньги, которые театру взять попросту неоткуда. Даже если перейти на продакт-плейсмент (product placement) — приём неявной (скрытой) рекламы в фильмах, книгах и театральных постановках. Что может рекламировать юным зрителям кукольный Буратино? «Напиток со вкусом, идентичный настоящему»?

Как верно отметил названием одного из спектаклей Иван Верховых, жить-то на что-то артистам и другим театральным работникам надо. Им бы помогать, а не мешать.

В этих условиях органам власти было бы выгоднее больше вкладывать в культуру, создать вокруг театров и других учреждений культуры, особенно малых творческих коллективов, режим наибольшего финансового и налогового благоприятствования, чтобы потом не пришлось вместо театров тратиться на тюрьмы и больницы. Хотя кто знает, в какой из этих сфер чиновникам выгоднее зарабатывать…
версия для печати
Автор фотографий: Фонд АТХ

Заслуживает внимания


Выбор приоритета: танцы или саратовцы?Концессионный развод по-саратовскиБез курятины не останемся?
29/02/2024 13:59 Заслуживает внимания Выбор приоритета: танцы или саратовцы?08/02/2024 13:35 Заслуживает внимания Концессионный развод по-саратовски30/01/2024 14:08 Заслуживает внимания Без курятины не останемся?
«Смертность» саратовского бизнеса снижаетсяКому выгодны продуктовые социальные полки?С новой жизнью!
25/01/2024 15:38 Заслуживает внимания «Смертность» саратовского бизнеса снижается15/01/2024 22:15 Заслуживает внимания Кому выгодны продуктовые социальные полки?03/01/2024 21:43 Заслуживает внимания С новой жизнью!

Все материалы

Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович