Они трудились для фронта: Саратовские подшипники - самые «дорогие» в мире - Саратов Сегодня
18+ 6 Декабря 2019, Пятница, 10:28
Фазиль Искандер писал, что "порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости…"
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Они трудились для фронта: Саратовские подшипники - самые «дорогие» в мире

Они трудились для фронта: Саратовские подшипники - самые «дорогие» в мире - Саратов Сегодня18/02/2015 14:06 Этой статьей наше информационное агентство открывает цикл публикаций о наших земляках-героях Великой Отечественной Войны, своими руками и трудом в тяжелейших условиях приближавших долгожданный день Победы – героях тыла. 2015 год юбилейный – ровно 70 лет тому назад русский народ одержал героическую победу в войне с фашизмом, и сегодня мы решили передать молодым россиянам рассказы очевидцев о том, каким трудом им удалось добиться Победы. Живущие под мирным небом современники должны знать, кому они обязаны своим счастьем, и чтить подвиг своих предшественников, не жалевших себя как на фронтах, так и в тылу.


Почему-то принято думать, что Саратов не затронули напрямую ужасы самой кровопролитной в истории страны войн – Великой Отечественной. Да, город находился в глубоком тылу, однако работал на советскую «оборонку» едва ли не по двадцать четыре часа в сутки. Именно в Саратове находилось одно из важнейших для государства в стратегическом отношении предприятий – Государственный подшипниковый завод, позже известный как ОАО «Саратовский подшипниковый завод». В течение почти полугода с начала войны он был единственной в стране производственной базой, снабжавшей подшипниками всю военную технику, отправлявшуюся на фронт.

Ночи, после которых не наступило дня…


Всплывающая подсказка Именно по этой причине германские летчики неоднократно бомбили Заводской район. ГПЗ стал первым в Саратове предприятием, которого коснулись массированные вражеские атаки с воздуха. Немцы мечтали уничтожить завод и тем самым лишить армию противника основного вооружения. И задуманное им практически удалось. В результате упорных и страшных бомбежек были разрушены производственные цеха, более шестидесяти рабочих получили ранения и погибли. Самыми сокрушительными стали бомбардировки, пришедшиеся на две следующих друг за другом ночи – 25 и 26 июня 1942 года. В первую из них на завод было сброшено пять фугасных бомб. По счастливой случайности, ни одна из них не достигла цели. Две бомбы – весом в двести пятьдесят и пятьсот килограммов все-таки долетели до территории завода, но так и не взорвались – их обнаружили много позже, уже по окончании войны, и обезвредили в полях. Из-за атаки с воздуха в ту ночь воспламенилось бензохранилище и загорелось деревянное здание, в котором складировался металл. На следующую ночь фашистский самолет вернулся, чтобы довершить начатое. Кружа над заводом в течение пяти минут, бомбардировщик сбросил на свою цель восемь фугасных бомб. Самая маленькая из них весила пятьдесят килограммов, самая большая – полтонны. И снаряды угодили в цель. Один за другим, страшные взрывы прогремели в автоматно-токарном цехе, сепараторном отделении цеха точных подшипников, компрессорной завода, центральной лаборатории и ряде других важных для жизнедеятельности предприятия блоков, частично выведя из строя водопроводы и систему электроснабжения. Несколько десятков рабочих погибли на месте, другие получили ранения и были отправлены в больницу.

Всплывающая подсказка «У полуразбитой стены внутри цеха был привален обломками человек, - вспоминает ту кошмарную ночь работница завода Землякова, - Одежда на нем и все вокруг охвачено пламенем. Наша сандружина до утра оказывала помощь пострадавшим. Унимая дрожь рук, сжав зубы, со слезами на глазах перевязывали раненых. Первую смену на завод не пустили. У проходной толпились взволнованные люди». «Станки разбросало взрывами в разные стороны, как щепки, - описывает последствия воздушных налетов Терехов, - Разбушевался пожар. После бомбежки откапывали оборудование, людей. На помощь прислали солдат. Отрывали и сбрасывали обломки железобетонных конструкций. Поднимали станки. Освобождали проходы. Кирпичные и бетонные обломки грузили в одну машину, искореженный металл – в другую. Среди обломков попадались части человеческих тел».

«По радио объявили воздушную тревогу, началась паника, люди бросились к воротам, - рассказывает Елена Якушина, - Народ образовал толпу – в это скопление людей и упала бомба. Потом еще несколько бомб упало на цех мелких серий. Тогда погибли двадцать шесть заводчан, тридцать пять были ранены, два моих станка пришли в негодность. Я вспоминаю страшные картины: поднятая взрывом колонна в цехе опускается на рабочего… Завод окружал трехметровый забор, поверх которого проходила проволока. Спасаясь от гибели, я от испуга сумела перемахнуть через него. До сих пор невозможно объяснить, как мне это удалось…»

Счет шел на секунды, на доли секунд, на мгновения… За какие-то несколько минут отдельные корпуса завода превратились в груду обломков с погребенными под завалами людьми. Впоследствии фашистские бомбардировщики еще не раз атаковали ГПЗ, однако предприятие не прекращало работу ни на минуту и все так же исправно снабжало своей продукцией фронт.

Чтобы согреться, приходилось жечь костры прямо у станков



Всплывающая подсказка Но другого выхода у завода и не было. В предвоенные годы подшипники для страны изготавливало лишь одно предприятие – Первый государственный подшипниковый завод или, сокращенно, ГПЗ-1. Завод возвели в Москве в очень сжатые сроки, однако вскоре выяснилось, что справиться с объемом поставленных задач производство было не в состоянии. На фоне стремительного развития отраслей промышленности, в тридцатые годы прошлого века стало очевидно, что государству жизненно необходимы дополнительные производственные мощности для обеспечения растущих нужд автомобилестроения, тракторостроения и авиации. Этот аргумент стал отправной точкой для принятия в 1934 году решения о строительстве нового подшипникового завода, разместить который было решено в Саратове.

Строительство предприятия продвигалось сложно. Сам за себя говорит уже тот факт, что один только проект завода пришлось пересматривать трижды. И все равно, несмотря на все трудности, 2 сентября 1940 года на новеньком предприятии был запущен первый заводской станок. Сошедшими с конвейера изделиями стали подшипники серий «2305» и «2310». Они были изготовлены буквально перед самой войной – 11 февраля 1941 года. Определенно, это был успех, однако говорить о серийном выпуске продукции на тот момент было еще рано, ведь первая партия подшипников была собрана в экспериментальном цехе всего с двадцатью двумя единицами оборудования. К тому времени еще не был окончательно достроен основной корпус завода, а предприятие испытывало острый дефицит в станках и квалифицированной рабочей силе. Тем не менее, уже в мае Саратовский ГПЗ получил приказ о налаживании срочного выпуска подшипников для танков. На выполнение этого задания были брошены все силы.

Но впереди завод ждали новые испытания. В начале войны ГПЗ-1 было решено эвакуировать вглубь страны, как можно дальше от зоны боевых действий. В качестве наиболее подходящего места дислокации для крупного производства был выбран Саратов. Разумеется, сделано это было не случайно: руководство СССР держало в уме мысль о слиянии двух предприятий в один гигантский комплекс, впоследствии получивший название ГПЗ-3.

Всплывающая подсказка Через двадцать шесть дней после начала войны в Саратов прибыли первые эшелоны с рабочими и техникой эвакуированного ГПЗ-1. «Добирались мы две недели, стояли на каждом полустанке по несколько дней, железная дорога была перегружена, - описывает события тех дней одна из работниц ГПЗ-1 Мария Лебедева, - По прибытии в Саратов нам с отцом дали небольшую комнату, и мы приступили к работе на заводе, где еще шли строительные работы». Но большинство приехавших рабочих расселили в здании школы №34 – люди спали в классах, прямо на полу. Сразу по прибытии поездов на заводе закипела работа: в экстренном режиме шло строительство кузницы, велась установка нового оборудования, монтировать которое, в силу его громоздкости, оказалось весьма непростой задачей. Основное производство удалось запустить уже через три недели, когда с конвейера сошли первые восемь партий подшипников для танков.

Заводчанам приходилось трудиться в очень тяжелых условиях. По сути, предприятие было отрезано от внешнего мира, так как было остановлено даже движение трамваев. «Работать было очень тяжело, особенно, зимой, - признается Елена Якушина, - Отопления не было, прямо около станков жгли костры и этим «теплом» согревались… Лед замерзал прямо на оборудовании». Рабочие трудились в две смены по двенадцать часов каждая. Про выходные и отпуска, разумеется, пришлось забыть. Из-за экстремальных условий труда сотрудники предприятия жили прямо в заводских помещениях...

Всплывающая подсказкаТакая самоотверженность коллектива позволила предприятию не только выжить, но и внести весьма ощутимый вклад в победу над фашистской Германией. Поставленная перед Саратовским ГПЗ правительственная задача по обеспечению развивающихся промышленных отраслей подшипниками была успешно выполнена, и 28 октября 1944 года предприятие было награждено знаком отличия - орденом Трудового Красного Знамени. Однако, за плечами у заводчан не только трудовые подвиги. В годы Великой Отечественной часть заводчан была призвана на фронт. Из 1369 «подшипниковцев» 103 человека так и не вернулись домой…

… Сегодня героическую историю ОАО "ЕПК Саратов" можно восстановить по предметам – фактически, бесценным реликвиям – хранящимся в музее истории завода. При желании, к ней можно даже прикоснуться. В экспозиции, состоящей из шести разделов, в числе других раритетов, собраны личные вещи рабочих, фотографии, документы, награды и Книги Почета. Здесь вся, бережно хранимая история одного из уникальнейших саратовских предприятий, которому суждено было стать ветераном, едва появившись на свет.



версия для печати
Автор фотографий: Екатерина ВЕЛЬТ
Автор: Екатерина ВЕЛЬТ

Заслуживает внимания


Административный беспределСнести нельзя спастиТанки в парке
05/12/2019 23:37 Заслуживает внимания Административный беспредел18/11/2019 14:20 Заслуживает внимания Снести нельзя спасти12/11/2019 22:37 Заслуживает внимания Танки в парке
Кто будет грести снег?Саратовская зарплата – это крайне малоНа диализ – в душегубке на колесах
29/10/2019 22:42 Заслуживает внимания Кто будет грести снег?24/10/2019 10:54 Заслуживает внимания Саратовская зарплата – это крайне мало01/10/2019 14:55 Заслуживает внимания На диализ – в душегубке на колесах
«ПОДПИСАЛСЯ САМ?! – ПОДПИШИ ТОВАРИЩА!»


Провинциальный телеграф

ПнВтСрЧтПтСбВС
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Фоторепортажи

Видеорепортажи

Прямая речь

< >
< >
< >
Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Креатив-С"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 23-65-01.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович