Безответственное поручительство как кредо для отдельных персон - Саратов Сегодня
18+ 18 Апреля 2024, Четверг, 15:14
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Безответственное поручительство как кредо для отдельных персон

18/04/2014 09:24 Совсем недавно большинство саратовских СМИ выдали «на гора» массу аналитических и обзорных публикаций по итогам двухлетия пребывания на губернаторском посту Валерия Радаева. Для подтверждения оценок приводились разнообразные рейтинги, построенные на мнении маститых столичных и доморощенных экспертов.

Рейтинги…
Но наиболее приближенным к реальности является пресловутый «кремлевский» рейтинг – тот самый рейтинг, о котором много говорили как о всесторонней интегральной оценке результативности глав субъектов РФ, помогающей принимать правильные кадровые решения. Работу первых лиц регионов оценивают исходя из набора экономических и социальных показателей, оценки федеральных и региональных СМИ, мнения экспертного сообщества и по результатам соцопросов. Интегральный рейтинг губернаторов проводит группа экспертов во главе с главой Фонда развития гражданского общества Константином Костиным. Согласно этому рейтингу, нынешний саратовский губернатор стабильно находится в группе с «высоким рейтингом». И это несмотря на достаточно сложную экономическую ситуацию в регионе, связанную с дефицитным бюджетом, другие общественно-политические катаклизмы, перманентно возникающие на территории области.

Объяснить подобную «несогласованность» можно только одним: губернатор действительно работает на своем посту, стремится оправдать, как обещал во время инаугурации, оказанное ему доверие. И это очевидно всем: населению, депутатам, экспертам и даже парламентской оппозиции. В свое время наша область нахлебалась с избытком креативных прожектов Дмитрия Аяцкова, от которых был лишь небольшой и кратковременный эффект, да и то не всегда. Пережила губернаторство Павла Ипатова с невиданным доселе размахом коррупции в региональной власти и безответственности в финансовой политике. Нынешний глава региона Валерий Радаев без шума и помпы, без увлечения перерезанием ленточек, решает проблемы региона. Не все получается, не всегда его работа публична, но все же, подчеркнем, объективно всем понятно, что нынешний глава региона на этом посту работает не на себя, а для области и ради живущих на ее территории людей. На это он ориентирует и свою команду в исполнительной власти региона. Стоит отдать должное, что при всех трудностях Радаев не открыл пресловутый «второй конверт». От него мы не слышим огульную критику своего предшественника, как это начал делать с первых дней своего губернаторства Ипатов, круша все, что связано с Аяцковым и обещая сажать всех коррупционеров «квадратно-гнездовым методом». Как позже всем стало понятно, действительно посадил – всех своих приближенных на самые лакомые посты в правительстве области.

Свита делает короля?
Это расхожее выражение не совсем верно. Окружение очень часто пагубно влияет на своего лидера. В нашем случае, к сожалению, приходиться констатировать, что с формированием своей монолитной и эффективной команды у губернатора есть очевидные сложности. Изначально вновь сформированному составу областного правительства раздавали, в том числе и в СМИ, много авансов. Но вскоре пошли отставки и неожиданные назначения. Сменилось несколько зампредов: из правительства сначала ушел Андрей Россошанский, затем Юрий Моисеев и Сергей Канчер. В течение двух лет сменились министры сельского хозяйства (Иван Бабошкин ушел руководить Саратовским районом), строительства и ЖКХ (нынешний глава ведомства Дмитрий Тепин пришел на эту должность вместо ушедшего на повышение Канчера), информации и печати (вместо ставшего депутатом Госдумы Романа Чуйченко на эту должность была назначена Наталья Линдигрин). Оставил должность главы комитета охраны окружающей среды и природопользования Андрей Андрющенко, ныне возглавляющий региональное управление Росприроднадзора. Не пожелав становиться замом в результате слияния двух министерств, правительство покинул экс-министр инвестиционной политики Роман Федосеев, креатура местных «жириновцев». Пост министра по делам территориальных образований оставил Сергей Нестеров, который вскоре был избран депутатом облдумы и ныне возглавляет в парламенте комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики.

Не обошлось и без коррупционных скандалов: сначала прогремело дело о посредничестве в мздоимстве первого замминистра молодежной политики, спорта и туризма области Дмитрия Козлачкова, осужденного в итоге за мошенничество, в июле прошлого года по подозрению в получении крупной взятки был задержан и.о. главы администрации Саратовского района Василий Синичкин, а затем в сентябре задержали экс-председателя комитета капитального строительства Александра Суркова. Все эти кадровые изменения все же несравнимы с постоянными перетрясками правительства времен Аяцкова, а три коррупционных дела – не сопоставимы с разгулом коррупции при Ипатове. Согласитесь, что за два года все вышеперечисленное – не так уж и много. И все же кадровые проблемы дают о себе знать.

В ручном режиме
О том, что не все благополучно в составе областного правительство свидетельствует недавняя история с введением и последующей отменой монетизации транспортных льгот. В первом случае реформу готовили под кураторством двух зампредов: «социального» Михаила Горемыко и курирующего коммунально-строительную и дорожно-транспортную отрасли Сергея Канчера. Обещали, что все от монетизации только выиграют: бюджет получит экономию, уйдут в прошлое проблемы с компенсациями автоперевозчикам, льготники получат денежную компенсацию. Заверили в том, что никаких негативных социальных последствий не произойдет. Убедили в этом губернатора и затем депутатов, проголосовавших за закон о монетизации. Последние даже начали разъяснять суть реформы своим избирателям, чего, кстати, не соизволили своевременно сделать отвечающие за это направление работы чиновники. И тут пошла волна недовольства. Стали разбираться. И выяснилось, что авторы монетизации, мягко говоря, ввели всех в заблуждение и подставили губернатора. Тем, кто редко пользуется общественным транспортом, дополнительные сто рублей погоды не сделали. Зато отмена льгот больно ударила по карману инвалидам, дачникам, жителям пригородов, сельчанам, создала реальную угрозу прекращения автобусного сообщения по многим «социальным» маршрутам и осложнило положение транспортников. Картину маслом дополнило обещание повысить стоимость проезда.

Чтобы не допустить социальный взрыв, губернатору пришлось лично вмешаться в ситуацию и «разруливать» созданную его замами проблему. В итоге после встречи с организациями ветеранов и инвалидов Валерий Радаев принял решение приостановить монетизацию, доработать реформу и начать вводить ее с начала будущего года. Ну а до этого, в среде самой активной части населения – пенсионеров – бурлили страсти, росло недовольство областной властью, СМИ выдавали порции критики в адрес правительства. А некоторые политики грамотно воспользовались этим, сделав ряд популистских антиправительственных заявлений и организовав даже акции протеста против монетизации со сбором подписей, привлекая на свою сторону лояльных губернатору жителей области.

И снова про мост
Тема ремонта моста Саратов-Энгельс еще долго будет в нашем регионе одной из самых «топовых», оттесняя на второй план и украинские события, и строительство нового аэропорта, и все остальное. То, что переход наконец-то закрыли на капремонт по своей значимости сопоставимо с фактом его строительства. Действительно, мост требовал ремонта еще лет десять назад. И ни один из прежних губернаторов не собирался этой проблемой заниматься, даже в «жирные» докризисные годы, когда ипатовскому правительству не составляло большого труда это сделать с привлечением федеральных средств. Радаев же в интересах жителей области и во избежание трагедии федерального масштаба пошел на эту непопулярную меру и, надо заметить, нашел понимание у людей. И простые саратовцы, и эксперты с пониманием отнеслись к закрытию моста, и одобряют этот шаг, понимая, что дальше тянуть нельзя.

Однако почин губернатора сопряжен с рядом сложностей и рисков, созданных его подчиненными, которые Радаеву теперь придется вновь самому разрешать в том же ручном режиме. В канун 1 апреля саратовцы узнали о постановлении о временном закрытии автомобильного моста "Саратов-Энгельс". Многие приняли это за шутку, памятуя, что власти обещали закрыть мост на ремонт еще в прошлом году, но так этого и не сделали, будучи неподготовленными. Из этого факта судите сами о том отношении к правительству, которое сложилось у населения благодаря тем, кто отвечает за дорожную отрасль.

За оставшиеся до закрытия полмесяца у населения и в СМИ в ожидании транспортного коллапса начался настоящий психоз, который могли бы избежать, если бы курирующий этот вопрос зампред Канчер и профильные ведомства заблаговременно начали бы разъяснительную работу. Прошедшие в течение двух недель многочисленные «круглые столы», слушания и пресс-конференции ясности почти не внесли. Напротив, нервозность усиливалась повисавшими в воздухе безответными вопросами об организации альтернативных способов перевозки пассажиров. Сложилось впечатление, что Канчер уповал лишь на дополнительные пару десятков автобусов и на авось. И в самом деле, параллельно с закрытием моста пошли заявления об отмене пригородных электричек, в чем обвинили областных чиновников, допустивших рост задолженности перед РЖД на сумму свыше 500 млн. рублей. Никак не рассматривался публично вопрос о речном транспорте. Наконец, можно было бы продумать восстановление троллейбусного движения между Саратовом и Энгельсом, упраздненного когда-то ради бизнес-интересов определенных лиц. Достойна обсуждения и идея выделения велодорожки. В конце концов, можно было заблаговременно подлатать все объездные пути, на которые увеличится нагрузка, но и этого сделано не было. Первые дни показали, что коллапса пока не произошло. Однако многие уверены, что на первых порах люди из опасений попасть в пробки воспользовались общественным транспортом, но потом число машин возрастет, в том числе и за счет дачников.

Один за всех
В ситуации с мостом обращает на себя еще один момент: работы ведутся за счет областного бюджета. Другими словами, губернатор взял на себя ответственность отремонтировать объект, имеющий стратегическое федеральное значение, силами региональной казны в условиях, когда область имеет огромную внешнюю задолженность. На такие цели вполне реально получить федеральное софинасирование. Только этим надо было заниматься в течение всего прошлого года, добиваясь включения ремонта саратовского моста в соответствующие программы и проект бюджета. Один Радаев все министерские кабинеты в Москве по понятным причинам обойти не может. Для этого у него есть заместители и профильные министры, чей высокий должностной статус не только позволяет, но и обязывает решать такого рода вопросы.

Очевидно, что Канчер с этой работой не справился. Впрочем, не он один. Мало кто вспоминает представительство правительства Саратовской области при правительстве РФ. В функциях и задачах этого органа значится лоббирование интересов региона в федеральных структурах и во взаимоотношениях с инвесторами. И у руководителя представительства министерский статус. В свое время предшественник нынешнего главы представительства Александр Жандаров развил бурную, хоть и бестолковую деятельность по заманиванию инвестиций в регион. Реальных дел от него не видели, зато о нем и возглавляемом им представительстве все постоянно слышали. Сейчас эта структура даже видимость своей работы не создает. Ну и зачем такое представительство тогда нужно? Проще всех в нем сократить, здание в центре Москвы продать или сдать под офисы – вот и дополнительные экономия и доход в бюджет области.

Губернатор, похоже, и тут самостоятельно вытягивает непростую работу по привлечению в Саратовскую область государственных и частных инвестиций, пока его подчиненные презентуют на публике сомнительные инвестпроекты, сводящиеся преимущественно к строительству очередных торгово-развлекательных комплексов. Валерий Радаев отдает приоритет инвестпроектам, связанным с созданием в регионе новых производств. Тут и строительство нового аэропорта, и предприятие «Балаково-центролит», и локомотивный завод «Bombardier», и производство гидроэнергетического оборудования и т.д. Сумма привлеченных инвестиций губернатором области по подсчетам экспертов составляет порядка 30 млрд. рублей. Значительная доля инвестиций идет в развитие сельскохозяйственного направления региона. Речь идет и о строительстве современных животноводческих комплексов, поддержке предприятий перерабатывающей промышленности, развитие растениеводства, системной поддержке фермеров области. В отрасль АПК по открытым данным за последние несколько лет привлечено более 20 млрд. рублей. Эффективность этой работы стала возможной в связи с системным сотрудничеством губернатора области с председателем аграрного комитета в Государственной Думе Николаем Панковым.

Неэффективность отдельных представителей нынешнего состава правительства области очевидна. И отсюда возникают вопросы – откуда они взялись, кто их рекомендовал и помогает удержаться, когда кресло под ними шатается? Попробуем разобраться.

Возьмем того же теперь уже экс-зампреда Сергея Канчера, который неоднократно упоминался в данной статье. На долю курируемых им направлений приходится наибольшее число громких скандалов и провалов. Причем направления эти очень финансовоемкие и провалы соответственно серьезные. Судите сами: в его ведении находились строительство, ЖКХ, транспорт и дороги. И в каждом из этих направлений серьезные проблемы. В строительстве – долгострои вроде филармонии, Заводского ФОКа, скандалы вокруг саратовской набережной и сиротских квартир, сбои по ипотечным программам. В ЖКХ – так и не работающий Балашовский водозабор, тотальный бардак с коммунальными платежами. В транспортной отрасли – долги областного бюджета перед перевозчиками, угроза их банкротства, отрезанные от цивилизации отсутствием автобусного сообщения села и, конечно же, провальная монетизация транспортных льгот. В дорожном хозяйстве – помимо упомянутых сложностей в связи с ремонтом моста – кризис и сокращение предприятий, заброшенные межпоселковые дороги, ямочный ремонт областных трасс и неясная перспектива всей этой отрасли, несмотря на то, что средства на дороги теперь снова выделяются отдельной частью бюджетных расходов.

Михаил Горемыко оказался на пару с Канчером причастен к затянувшемуся восстановлению филармонии, строительству ФОКа «Заводской», да еще к возникновению системного кризиса, связанного с состоянием спортивных федераций (команд) региона. Безусловно, самым серьезным просчетом социального зампреда необходимо назвать подготовку и оценку ситуации, связанную с введением монетизации транспортных льгот. Ведь именно он отвечал за работы по подготовке аналитических материалов для главы региона, с информацией как же на самом деле отразится введение монетизации на социально-незащищенных категориях жителей. Прежде всего, это пенсионеры, ветераны, инвалиды, многодетные семьи и другие особые категории. Именно Горемыко заверил, что монетизация серьезно не затронет указанные категории граждан. Канчер же в этой теме отвечал лишь за компенсации транспортникам и подготовил заключение о существенных финансовых выгодах для областного бюджета с введением монетизации. И, как оказалось, просчитался.

Откуда кто берется?
Во властных кругах принято правило поручительства, когда продвигающий кого-то политик, депутат или чиновник берет на себя ответственность за своего протеже. И если последний окажется профнепригоден, не в состоянии встроиться в систему власти или вообще окажется замешан в скандалах, то поручитель рискует не только репутацией, но и статусом и даже занимаемым постом во властной иерархии.Это изобретение не нынешнего времени. В совершенстве поручительство было отлажено в советский период нашей истории. Сейчас этот механизм вводят в правоохранительных органах: начальник автоматически лишается должности, если его подчиненный, за которого он поручился, совершил тяжкое преступление. В системе нынешней власти это правило сохранилось, но действует оно негласно, неофициально.

К чему этот экскурс? Да к тому, что поручителем вышеупомянутых неэффективных чиновников называют главу одного из районов области, территориально близкого к областному центру. Секрета в этом никакого нет, поскольку в местной политтусовке он не только не скрывает, что оба зампреда и ряд других должностных лиц в областном правительстве и не только являются его протеже, но и бравирует этим, активно транслирует свою близость к главе региона и возможность влиять на кадровые решения среди муниципальных и областных депутатов и чиновников. Он стремится поставить всюду своих людей на самые разные посты. Так, явно не без его участия в замы министру здравоохранения Алексею Данилову был навязан Дмитрий Хижняк. Продавливается им назначение близких ему людей главами районных администраций, поскольку в состав конкурсной комиссии по отбору претендентов на эту должность входят представители областной исполнительной власти. Так, с его подачи главами администрации Красноармейского и Марксовского районов стали Денис Смирнов и Владимир Андреев соответственно.

Свое влияние он продемонстрировал на примере ухода из областного правительства с должности министра по делам территориальных образований Сергея Нестерова, с которым у него произошел конфликт из-за обоснованных обвинений в чрезмерных расходах на муниципальное управление. Впрочем, у этого всесильного поручителя не все так уж и безоблачно. Ушел из правительства Канчер. Шатается кресло под Горемыко. Вышеупомянутый Смирнов через год оставил должность, как говорят, по причине беспробудного пьянства. Андреев стал фигурантом скандала с нецелевым использованием бюджетных средств, выделенных на дороги и водоснабжение. Приведенные примеры протеже – лишь вершина айсберга, наиболее яркие эпизоды с печальным финалом.

Завершая тему поручительства, стоит заметить, что вслед за правоохранительной системой она все более активно дискутируется применительно к исполнительной и представительной ветвям власти, местному самоуправлению и партийным кругам. И, вполне возможно, механизм поручительства может быть закреплен для них нормативно. Ну а пока этого нет, остается уповать на сложившиеся традиции и чувство самосохранения власть предержащих, если оно, конечно, еще не атрофировалось от вседозволенности.

версия для печати

Заслуживает внимания


Генералы мусорных горВыбор приоритета: танцы или саратовцы?Концессионный развод по-саратовски
02/04/2024 15:27 Заслуживает внимания Генералы мусорных гор29/02/2024 13:59 Заслуживает внимания Выбор приоритета: танцы или саратовцы?08/02/2024 13:35 Заслуживает внимания Концессионный развод по-саратовски
Без курятины не останемся?«Смертность» саратовского бизнеса снижаетсяКому выгодны продуктовые социальные полки?
30/01/2024 14:08 Заслуживает внимания Без курятины не останемся?25/01/2024 15:38 Заслуживает внимания «Смертность» саратовского бизнеса снижается15/01/2024 22:15 Заслуживает внимания Кому выгодны продуктовые социальные полки?

Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович