Шкрабов хотят кормить бесплатными обедами - Саратов Сегодня
18+ 17 Ноября 2025, Понедельник, 7:21
Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство»
(М.Е.Салтыков-Щедрин)
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Шкрабов хотят кормить бесплатными обедами

Шкрабов хотят кормить бесплатными обедами - Саратов Сегодня06/10/2025 14:11 День учителя в этом году пришелся на выходные, что не помешало различным представителям власти озвучить «заготовки» о том, насколько важна для общества их работа и как всемерно власть поддерживает педагогов материально и морально. Кто-то из учителей получил от них в этот день, вероятно, заслуженные награды. Для других такой наградой стали поздравления родителей школьников и бывших учеников. Последнее встречается в наши дни все реже, зато всегда искренне – осознанная и глубокая признательность к своим учителям приходит с годами.

Нельзя сказать, чтобы государство совсем не заботилось о образовании – строятся школы, поставлена задача перейти в них на односменный режим, появляется новое оборудование. Но уже давно в школах существует проблема нехватки учителей. С каждым годом все меньше и меньше выпускников вузов шли работать учителями. Этому способствовало и сворачивание специализированной подготовки педагогов. Примером тому является история саратовского пединститута, утратившего свою учебную базу и низведенного до уровня кафедр в СГУ.

Сейчас ситуация несколько меняется. В Саратове воссоздан пединститут, который хоть и не имеет самостоятельного статуса, но может рассчитывать на учебную базу госуниверситета, при котором он образован. Как и в других регионах, в Саратовской области увеличено число бюджетных мест для подготовки учителей, сделан упор на целевое обучение, чтобы решить наиболее острую проблему нехватки педагогов в сельских районах. Для молодых специалистов разработан целый комплекс материальных стимулов. И все же нет уверенности в том, что через 4 года проблема с нехваткой учителей в целом буде решена. Во многом ее остроту к тому времени снизит разве что демографический спад и внутренние миграционные процессы, в результате которых в отстроенные и отремонтированные школы будут ходит все меньше и меньше детей.

Выбирая ту или иную профессию, каждый из нас руководствуется не только интересами, но и престижем и уровнем дохода. К сожалению, в профессии учителя в современной России двух последних составляющих нет и не предвидится. Несмотря на повышения зарплат, которые либо декларативны, либо незначительны и съедаются инфляцией. Все выплаты молодым специалистам имеют разовый или временный характер и каждый понимает, что после этого «конфетно-букетного» периода с государством неминуемо наступает момент, когда придется работать на общих со всеми основаниях.

Накануне Дня учителя агентство HeadHunter провело исследование зарплат педагогов и пришло к ожидаемо неутешительным выводам о том, что воспитатели детсадов и школьные учителя вошли в число самых низкооплачиваемых профессий, несмотря на официальный рост зарплат на 16% за последний год. Складывается впечатление, что им и не собираются много платить.

У чиновников прочно сидит в головах убеждение о том, что работа в образовании - призвание, а не способ заработка. Об этом и говорят в поздравлениях. Только призвание на хлеб не намажешь. Оно нужно, когда оттачивается профессионализм, а он, в свою очередь, должен хорошо оплачиваться. По крайней мере, профессионализм чиновников оплачивается намного выше.

Для сравнения в Китае законодательно установлено, что зарплаты педагогов не могут быть ниже 100 процентов зарплаты аналогичных должностей на госслужбе в соответствующем регионе. Чем значим такой подход? Он уравнивает учителей с чиновниками не только в зарплате, но и в общественном статусе. Как результат - в Китае нет такой проблемы как нехватка учителей, все школьные вакансии заполняются по конкурсам, на которых есть реальная конкуренция, т.к. высокие зарплаты и абсолютная стабильность, социальные пособия, высокие пенсии привлекают не меньше, чем госслужба. А это уже престиж.

У нас же учительство давно определили в социальную группу «бюджетники», ставшую синонимом зависимости от власти и бедности. В России были отдельные предложения дать учителям статус госслужащих, но это было не более чем популизм и дешевая самореклама отдельных политиков. Единственное, что объединяет российских чиновников и учителей – бюрократия. Педагогов заставляют делать трудоемкую «бумажную» работу – вести всевозможные журналы, портфолио, составлять отчеты и справки. И шагающая по стране цифровизация ничуть не облегчила им жизнь. Наоборот, то же самое еще надо и в электронном виде.

Возникает вопрос: сопоставим ли по уровню ответственности, значимости и прочим параметрам труд чиновника и учителя? Полагаем, что да, и даже больше – учителям сложнее, поскольку они работают с большими группами детей и вдобавок с их родителями. Уровень стресса у учителей в России — как у пилотов.

Попытки помочь всем (а не только молодым) учителям предпринимаются. Например, в прошлом году был принят закон о защите учителей от оскорблений и насилия. Он стал ответом на получившие широкую огласку случаи унижения педагогов как со стороны учеников, так и со стороны их родителей. Теперь для защиты своих прав учителя могут требовать у школьной администрации применения к обидчику дисциплинарного взыскания – замечания и выговора. Что же касается отчисления из школы, то это фактически невозможно, пока ученик не окончит 9 классов, но проблемные ученики, как правило, после этого в школе не остаются и идут в колледжи, где с ними мучаются дальше, т.к. до достижения 18-летнего возраста отчислять нельзя.

Дисциплинарные взыскания к учащимся начальных классов закон применять не позволяет. На них предложено воздействовать мерами воспитательного характера, прописанными в уставе школы, правилах внутреннего распорядка, в других локальных нормативны актах. К таким мерам, например, относятся профилактическая беседа, вызов родителей в школу, исключение из органов ученического самоуправления, лишении внутришкольных званий и другие. На неадекватных родителей повлиять практически невозможно. В учительской среде закон восприняли как декларативный, поскольку он не предусматривает санкций.

Недавно создали при министерстве просвещения совет по защите чести и достоинства учителей. Аналогичные структуры появились в регионах. Но как могут помочь учителю рекомендации этой совещательной структуры в конфликте с агрессивными родителями учеников и, главное, «судьи» кто? Оказывается, все те же чиновники, привыкшие разговаривать с учителями как с подчиненными с обвинительным уклоном.

Что же касается материальной поддержки, то в преддверии Дня учителя озабоченные своим переизбранием депутаты Госдумы и не отстающие от них общественники пустились во все тяжкие в борьбе за голоса бюджетников. Одни выступили против введения лимита стоимости подарка для педагогов и предложили выдавать им служебное жилье. Другие инициировали ежегодную отправку учителей в бесплатные санатории. Но более всех отличилась группа депутатов Госдумы с предложением о бесплатном горячем питании для школьных учителей по меньшей мере один раз в день.

Звучит как работать за еду. За тарелку супа. Как рабы. Кстати, о невольниках. Слово «педагог» означает «ведущий детей» и в Древней Греции так называли рабов, которым с семилетнего возраста поручались мальчики в состоятельных афинских семьях. Они обучали грамоте, оберегали от неприятностей и сопровождали в дальнейшем в школу. В древнеримской цивилизации греческая традиция держать педагога-раба была перенята. В России образование чтили и учителей уважали, они имели высокий социальный статус.

Все изменилось с приходом советской власти, которая низвела статус учителя вместе с остальной интеллигенцией и возвысила пролетариат. Лидеры большевиков полагали, что если кухарка может управлять государством, то и учить она тоже в состоянии. А, значит, учитель – это уже даже не профессия, а что-то сродни разнорабочему. В ту эпоху появился говорящий термин «шкраб» — советское сокращение от «школьный работник». Отношение к учителям стало меняться в лучшую сторону далеко не сразу.

ВЦИОМ накануне Дня учителя сообщил, что по опросам населения средний балл положения в обществе по пятибалльной шкале составил 3,04. В 2010 году оценка была ниже 2,83 балла. Надо сказать, за 15 лет так себе прогресс. Профессию учителя россияне скорее считают низкодоходной - средний балл в 2025 году составил 2,51. На вопрос "вы бы пожелали для ваших детей профессию учителя" взрослые опрошенные в 2025 году дали скорее отрицательные ответы: средний балл для девочек составил 2,75, а для мальчиков - 2,38. По мнению большинства (73%) граждан РФ роль учителя сводится к предоставлению образовательной услуги, лишь 13% россиян ответили, что педагоги скорее занимаются воспитанием детей.

В нынешнее время чиновничий канцеляризм «предоставление образовательных услуг» лучше всего характеризует отношение власти и общества к учителю, как к официанту. То, что говорится каждый год 5 октября – всего лишь ритуал, слова. Будет ли статус учителя как в Китае или дореволюционной России – сказать сложно. Собирательный образ российского учителя не меняется десятилетиями –неопределенного возраста женщина, плохо одетая, уставшая и задерганная учениками и начальством. Одним словом, выглядящая на «троечку».
версия для печати

Заслуживает внимания


Все материалы

Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Запись о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович