
И их можно понять, поскольку речь идет о вредном производстве, против которого активно выступали местные жители. К тому же завод не совсем новый – под новое производство приспособили завод по уничтожению химоружия в Горном. Этот завод был одним из четырех аналогичных предприятий в России, специально построенных для выполнения международной Конвенции о запрещении химического оружия. Россия в 90-ые хотела дружить со всеми, была податливой, доверчивой, доступной, управляемой и продажной. Этим «западные партнеры» и воспользовались для разоружения нашей страны. У самих них, как теперь выясняется в ходе военных конфликтов в Сирии и Украине, химоружия вполне достаточно, ну а мы свое уничтожили.
Во исполнение подписанной в 1993 году конвенции и после ее ратификации в 1997 году была принята федеральная программа «Уничтожение запасов химического оружия в РФ». В рамках этой программы все химоружие свозилось в определенные места, где были построены заводы по его переработке. С финансированием программы было непросто, но американцы охотно в этом помогали и они же периодически инспектировали завод, убеждаясь в уничтожении Россией своего химоружия.
Выбор Горного не был случаен – там находился арсенал и расположение завода посреди малонаселенных степей вполне подходило. Однако против строительства завода поднялась волна недовольства, подогреваемая оппозицией. И региональной власти пришлось приложить тогда немало усилий для того, чтобы сбить этот протест. Завод в Горном начал работу в 2002 году в бытность губернатором Саратовской области Дмитрия Аяцкова. Справедливости ради надо заметить, что власти тогда провели действительно грамотную широкомасштабную информационную кампанию, доказывая безопасность завода. И эта кампания сопровождала первые годы работы предприятия.
Напомним, что тогда в области запускались самые немыслимые слухи о том, что исчезновение тараканов в домах у саратовцев вызвано работой завода УХО в Горном. Тараканы, конечно же, никуда не исчезли совсем, просто их не стало там, где с ними эффективно борются современными химпрепаратами и не создают условия для их размножения. К сожалению, такая кампания не проводилась в этот раз накануне запуска опасного производства, находящегося на малой родине нынешнего главы региона Романа Бусаргина – в Краснопартизанском районе, тем более что без протестов не обошлось.
Работал завод УХО недолго. Двадцать два года назад, 19 декабря 2002 года была уничтожена первая партия хранящегося в арсенале химического оружия, а 23 декабря 2005 года объект завершил свою деятельность, ликвидировав 1143,2 тонны отравляющих веществ. После этого началась переработка свозимого из другого завода УХО в Камбарке так называемых реакционных масс - в более безопасное вещество. В 2011 году на базе УХО «Горный» было создано ФКП «Горный», целью которого стало уничтожение отходов и продуктов, образовавшихся в процессе деятельности УХО. В конце 2014-го года официально заявили, что работы на заводе полностью завершены.
За все это время вреда окружающей среде нанесено не было, но встал вопрос о том, что дальше будет с заводом и куда девать то, что осталось от переработки – опасные твердые соединения, закупоренные в бочки. И все эти годы завод существовал как хранилище этих отходов, которые пытались как-то применить в промышленности. За время работы завода рядом с Горным был построен новый поселок Михайловский, его отдельный статус ЗАТО был отменен в 2018 году, а этом году он лишился и статуса городского округа, став муниципальным округом. Сам Горный за то время заметно преобразился, у людей появилась работа и заработок, потянулись туда специалисты из других районов области. С прекращением же работы завода все вновь стало приходить в упадок. Областное правительство планировало на базе завода запустить производство минеральных удобрений аммиака, карбамида и аммиачной селитры, а также мышьяка для производственных нужд, но дальше обещаний и ни к чему не обязывающих соглашений дело с инвесторами не пошло.
Чтобы использовать производственные мощности с пользой, все шесть простаивающих бесцельно заводов УХО федеральное правительство решило в 2018 году перепрофилировать для переработки отходов I и II класса опасности и для этого включило их в федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами», рассчитанный до 2024 года. Заниматься отходами правительство поручило «Росатому», получившему статус регионального оператора по обращению с самыми опасными отходами, а застройщиком определили уже известный по татищевским радиоактивным могильникам ФГУП «РосРАО», который специализируется по обращению со всеми радиоактивными отходами в стране. Завод в Горном должен был быть перезапущен в 2023 году, но по факту в эксплуатацию его сдают под занавес программы в конце этого года.
К первому классу опасности относят отходы, необратимо влияющие на экологию, в том числе ртутьсодержащие вещества, отходы солей мышьяка, соли свинца, отходы, в которых содержится таллий и фтороводород. Второй класс опасности — это вещества, последствия влияния которых на природу ликвидируются в срок от 30 лет. Это фенол, барий, щелочи, сероводород.
С появления новости о новых планах на завод в Горном в 2019 году поднялась волна недовольства, которой дирижировали местные активисты от КПРФ. Им противодействовала региональная власть. Коммунисты были более успешны на митингах и пикетах. В стенах залов заседаний регионального правительства, облдумы и общественной палаты преобладала поддержка нового проекта. СМИ и соцсети придерживались разных позиций. Со временем баталии утихли, а завод в 2021 году активно начали перепрофилировать.
Оператором «Росатома» по управлению заводом в Горном является ФГУП «ФЭО», которое напомнило, что мощность предприятия позволит перерабатывать до 50 тысяч тонн опасных отходов в год и подчеркнуло, что были специально разработаны отечественные технологические решения, соответствующие наилучшим технологиям и обладающие высоким уровнем экологической безопасности. Заместитель гендиректора «Росатом» Андрей Никипелов рассказал, что в «Горном» из опасных отходов будут создавать вторсырье и «возвращать его в хозяйственный оборот», однако детали уточнять не стал.
Новость о запуске завода совпала с информацией о сдаче в эксплуатацию онкоцентра, что вышло несколько символично, но не повлияло на реакцию в обществе. Саратовские коммунисты, один из предводителей которых возглавляет комитет по промышленности облдумы, восприняли новость равнодушно. С митингами и пикетами уже никто не вышел. И только в соцсетях произошло недолгое и эмоциональное обсуждение, разделившее людей на два лагеря.
Одни называют новое производство заводом смерти, упоминают про высокую смертность и рост онкологических заболеваний в регионе, опасаются, что в погоне за прибылью безопасность производства будет вторична. Другие высказываются о развитии промышленности, новых рабочих местах, налоговых поступлениях в бюджет области и рассчитывают на современные экологические технологии. Кто из них больше прав – покажет время. По крайней мере, завод УХО со своими задачами справился без вреда для экологии и проводимый постоянный открытый экологический мониторинг это подтверждал. Было бы неплохо тот опыт работы с общественностью применять и в этом случае.
Заслуживает внимания
![]() | ![]() | ![]() |
10/03/2025 16:10 Заслуживает внимания Началось… | 24/02/2025 15:29 Заслуживает внимания Единым платежом | 20/02/2025 23:10 Заслуживает внимания Запах штиля |
![]() | ![]() | ![]() |
22/01/2025 17:34 Заслуживает внимания Пополнить бюджет любой ценой: в Саратовской области грядет очередная кадастровая переоценка | 11/12/2024 16:32 Заслуживает внимания Саратовское здравоохранение: очередной анамнез и загнанная внутрь болезнь | 02/12/2024 17:30 Заслуживает внимания Деньги – вопрос политический |