Закопайте стюардессу или поднимите, наконец, «Саратовский ледокол» - Саратов Сегодня
18+ 21 Февраля 2024, Среда, 9:45
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Закопайте стюардессу или поднимите, наконец, «Саратовский ледокол»

26/01/2023 10:24 В Саратове сложилась традиция если не каждый, то раз в два-три года заводить разговор про переименование улицы Сакко и Ванцетти и прочей советской топонимики, перенос советских же памятников, про строительство канатной дороги и теперь еще про подъем ледокола «Саратов». Вот и опять с подачи общественников, которые предложили возить экскурсии к затонувшему судну, заговорили о его подъеме.

Первый раз о подъеме корабля стали говорить в конце октября 2014 года. Мероприятие обещало много пиара местным политикам, которые охотно поддерживали инициативу, но только на словах. По расчетам, стоимость работ только по извлечению ледокола и доставки его в док оценивалась в полтора миллиона рублей. Сумма небольшая, но ее никто не собирался выкладывать. В общем, получалась типичная история, похожая на аналогичную идею по установке в качестве памятника самолета ЯК-42. С самолетом было легче и тот проект все же реализовался.
Этот артефакт по-своему уникальный. Это не просто корабль, который верой и правдой десятилетиями ломал волжский лед и даже поучаствовал в Сталинградской битве, а потом уже в мирное время затонул. Ледокол изначально был предназначен для того, чтобы тянуть паром для переправы составов через Волгу зимой, т.к. перетаскивать их по намороженному льду было все же рискованно. Ледокол с паромом изготовили на английских верфях и доставили через систему шлюзов на Волгу.

Уникальность судна была в том, что для прохода через узкие шлюзы его сделали как бы из двух половинок, которые разделяли по линии от носа до кормы и пропускали поодиночке, а затем вновь соединяли. Поэтому трубы расположены были не как у всех кораблей одна за другой, а перпендикулярно длине корпуса. Свою службу ледокол и паром начали нести с 1 марта 1896 года. Кроме того, он выполнял и другие задачи: буксировал баржи, очищал реку ото льда, защищал от ледохода зимующие в затонах суда и т.д.

В гражданскую войну ледокол использовали красноармейцы, в годы Великой Отечественной войны "Саратовский ледокол" участвовал в Сталинградской битве, подвозя под непрекращающимся огнем солдат и боеприпасы, затем участвовал в строительстве Сталинградской ГЭС, в начале 1960-х вернулся в Саратов, где принял участие в возведении автодорожного моста Саратов — Энгельс. Затем судно пришвартовали на "вечную стоянку" к причалу Мостоотряда № 8 в Энгельсе, где в 1968 году он и затонул слева от моста на глубину всего около 4 метров. В хорошую погоду его очертания различимы невооруженным глазом.

Поднять легендарное судно и сделать его символом Саратова хотели неоднократно задолго до наших дней и неоднократно. Предлагалось сделать из него туристический объект, разместив внутри музей речного флота. Но все так и осталось на уровне разговоров.
В 90-е годы в рамках госпрограммы по очистке волжского дна ледокол планировали поднять, но не сложилось. В 2000 году за счет областного экологического фонда удалось вытащить со дна четыре плавсредства, а ледокол не вышло. При попытке вытянуть, у него оторвали рубку и на этом все закончилось. Сторонники подъема судна утверждают, ссылаясь на результаты обследования водолазов, что оно хорошо сохранилось благодаря толстой обшивке.

В апреле 2015 года, накануне 70-летия Победы, губернатор Валерий Радаев громко пообещал поднять «Саратов» и установить его на набережной, а зампред Валерий Сараев заявил, что идет поиск фирмы и в мае корабль поднимут. Но не получилось. Позднее в октябре 2015 Сараев снова пообещал поднять корабль уже силами местного МЧС в декабре того же года. К месту даже подогнали мощный плавучий кран, начали откачку ила, запустили водолазов, пригласили посмотреть на это журналистов, объявили сбор средств у местного бизнеса на восстановление, но… затем вдруг заговорили о нецелесообразности извлечения корабля.

На заседании общественного научно-методического совета по культурному наследию заявили, что ледокол может начать ускоренно разрушаться из-за коррозии, поскольку денег на качественную реставрацию судна нет и что что водолазы МЧС обнаружили на корпусе судна следы взрыва – предположительно, ледокол пытались когда-то разобрать на металл.

Тем не менее, к теме подъема ледокола вновь обратились в следующем 2016 году. Для этого потребовалось пригнать плавучий кран «Могучий» из Волгограда и специальный теплоход "Подводник" для буксировки его до Балаковского судостроительно-судоремонтного завода. Была озвучена предварительная сумма реставрационных работ – минимум 58 миллионов рублей, которых у правительства области не было, а со сбором пожертвований как-то не задалось. Кроме того, краеведы заявили, что до затопления судно во многом утратило первоначальный облик, поскольку с него удалили рубку, мачту, трубы и надстройку. Паровых машин на корабле к моменту погружения на дно уже тоже не было. В декабре 2016 на праздновании 80-летия области Радаев сравнил значимость «Саратовского ледокола» для нашего областного центра с крейсером «Аврора» для Санкт-Петербурга и на этом все закончилось.

В очередной раз к ледоколу обратились, когда областное правительство анонсировало весной 2018 года планы очистки волжского дна и подъема в створе между Саратовом и Энгельсом 4 затонувших судов. Но к реализации планов так и не приступили. В 2019 году обсуждали планы подъема со дна от 40 до 100 затонувших судов в акватории Волги на территории Саратовской области. Про то, чтобы сделать из ледокола музей, речи уже не ведут. Будучи главой Саратова, Михаил Исаев тогда прокомментировал, что «поднимать уже нечего».
Большая часть работ по подъему превратившихся в груду металлолома судов запланирована с 2022 по 2024 годы. «Саратовский ледокол» запланировали поднять не ранее 2023 года. Так что надежда еще есть.

В связи со всеми телодвижениями вокруг «Саратовского ледокола» вспоминается немного пошловатый анекдот:
Упал самолет на необитаемый остров. Спаслись только командир, штурман и
стюардесса.
Через неделю командир сказал: "Хватит разврата!" и они убили стюардессу.
Еще через неделю командир сказал: "Хватит разврата!" и они закопали
стюардессу.
А еще через неделю командир сказал: "Хватит разврата!" и они откопали
стюардессу. Потом с теми же словами закопали ее обратно.

Так, может, хватит и пора уже поднять ледокол или поставить на нем крест. Или памятник над ним.
версия для печати

Заслуживает внимания


Концессионный развод по-саратовскиБез курятины не останемся?«Смертность» саратовского бизнеса снижается
08/02/2024 13:35 Заслуживает внимания Концессионный развод по-саратовски30/01/2024 14:08 Заслуживает внимания Без курятины не останемся?25/01/2024 15:38 Заслуживает внимания «Смертность» саратовского бизнеса снижается
Кому выгодны продуктовые социальные полки?С новой жизнью!
15/01/2024 22:15 Заслуживает внимания Кому выгодны продуктовые социальные полки?03/01/2024 21:43 Заслуживает внимания С новой жизнью!08/12/2023 18:32 Заслуживает внимания Яичный ажиотаж: почему опять Саратов?

Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович