
Спустя месяц после начала СВО сначала в прилегающие к границам Украины регионы, а затем и во все остальные субъекты РФ поступила команда проверить и привести в порядок бомбоубежища. Кто бы сомневался, что задача была поставлена неспроста: большинство защитных сооружений в стране были либо утрачены вместе с предприятиями, либо перепрофилированы или заброшены и пришли в негодность.
Нельзя сказать, чтобы этим вопросом у нас не занимались вовсе. Весной местные СМИ писали о том, что ряд действующих саратовских предприятий были оштрафованы Росимуществом за то, что не поддерживали в надлежащем состоянии переданные им в управления убежища. Все это было еще до начала СВО.
Журналисты безуспешно пытались добиться от чиновников сведений о количестве убежищ в Саратове. На все вопросы и запросы был один ответ – информация засекречена. Обычно так отвечают в двух случаях: или все плохо, что страшно в этом признаться, или же просто не владеют информацией, что также не очень-то и хорошо. Позднее власти назвали цифру в 288 убежищ в областном центре. Сколько из них готовы принять людей – не уточнялось.
Тогда всем интересующимся пояснили, что подземные объекты в основном расположены на территории заводов и предназначены они для укрытия рабочих смен. Все же остальные в случае чего должны укрываться в подвальных помещениях, чтобы затем организованно покинуть город в случае необходимости.
Вторая волна повышенного интереса к теме убежищ пришлась на осень этого года. В ноябре на заседании оперативного штаба при правительстве Саратовской области обсуждались действия в условиях режима базовой готовности, который был введен на территории региона в октябре текущего года.
В числе прочих вопросов обсудили инвентаризацию защитных сооружений гражданской обороны. Оказывается, во первых, термин «бомбоубежище» уже не используется как устаревший, во-вторых проверка состояния этих сооружений проводится ежегодно. Параллельно проводится ревизия средств защиты. На заседании было заявлено, что на территории Саратовской области расположено более 1000 подобных объектов. Адреса их месторасположения по-прежнему считаются гостайной и населению предлагается укрываться в случае опасности в ближайший подвал.
Одним из принятых на заседании решений стало поручение муниципалитетам и управляющим компаниям многоквартирных домов провести инвентаризацию нежилых подвальных помещений. Управляющие компании должны освободить доступы в подвалы, держать их незахламлёнными, сухими и чистыми. Вряд ли коммунальщики дойдут до каждого подвала, а если дойдут, то не факт, что что-то исправят. На это у них нет ни желания, ни средств. Одни подвалы затоплены по их же вине, другие поделены на сараи жильцами и закрыты. Так что во многом это поручение будет исполнено формально.
С другой стороны, подземные помещения есть не только у предприятий. В городах достаточно построено торговых центров (часть из них на территории бывших заводов), есть учреждения соцсферы, где теоретические можно укрыться. Правительственные и силовые учреждения из этого перечня, по понятным причинам, исключаем даже теоретически.
Также стало известно, что губернатор Саратовской области Роман Бусаргин в очередной раз изменил перечень расходных статей, на которые можно тратить деньги из резервного фонда регионального правительства. В положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда добавлен еще один пункт, согласно которому деньги оттуда можно расходовать «на создание и поддержание в состоянии готовности сил и средств гражданской обороны, а также на создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств». Понятно, что на оборудование убежищ в МКД и торговых центров эти средства не направят.
Руководствуясь принципом «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» наиболее встревоженные сограждане еще больше, чем весной, стали строить индивидуальные убежища. А тревожность населения, надо сказать, возросла и это фиксируют многие эксперты.
Стоит ли удивляться, что с началом частичной мобилизации спрос на личные бомбоубежища вырос на 430%. Об этом РБК рассказал основатель специализированного проекта BunkerHouse Никита Малежик. По его словам, такого скачка не наблюдалось даже когда началась спецоперация.
Что касается стоимости таких убежищ, она очень вариативна. Эксперты отмечают, что есть множество факторов, влияющих на цену. Среди них площадь, укрепленность, оснащенность, автономность, состояние почвы и так далее. Например, бункер на 4 человека, который будет энергонезависимым, обойдется минимум в 5 миллионов рублей, а на неавтономное убежище 5×3 метра придется потратить около 3 миллионов рублей. В такую сумму можно уложиться со строительством небольшого частного дома.
При этом, понятно, верхней планки не существует. По словам руководителя одной из строительных компаний, специализирующихся на бункерах, в Ленинградской области фирма строила объект, площадью 300 квадратных метров, со складом, зоной для обслуги и прочее. Такой бункер обошелся в несколько миллионов долларов.
Заслуживает внимания
![]() | ![]() | ![]() |
21/03/2023 22:18 Заслуживает внимания Росстат рисует образ зажиточного саратовца | 15/03/2023 16:32 Заслуживает внимания Повезет, если повезут | 16/02/2023 09:59 Заслуживает внимания Невыездные |
![]() | ![]() | ![]() |
10/02/2023 10:54 Заслуживает внимания Когда желание не совпадает с возможностями, а картинка – с реальностью | 26/01/2023 10:24 Заслуживает внимания Закопайте стюардессу или поднимите, наконец, «Саратовский ледокол» | 16/01/2023 23:03 Заслуживает внимания "Целевое" для "своих" |