08/11/2022 18:17
В России вводится начальная военная подготовка. Об этом заговорили совсем недавно, в связи с начавшейся 21 сентября частичной мобилизацией. И вот уже принято решение. У нас в стране в последнее время вообще временной промежуток между высказанной публично идеей и принятием соответствующего государственного решения становится все короче.
Но эта оперативность прослеживается только если вопрос касается интересов государства, идеологии или национальной безопасности. Менее двух месяцев прошло между предложением возродить пионерию с комсомолом до создания похожей организации «Большая перемена». Также быстро по чиновничьим меркам отреагировали на инициативу усилить патриотическую составляющую и отечественную историю в школах. И вот уже в учебных заведениях с сентября на линейках, поднимают российский триколор, проводят сходные с советской политинформацией уроки «Разговоры о главном» и вводят спецкурс по истории России.
Конечно, хотелось бы такой исполнительности, например, при введении транспортных карт для льготников или начале отопительного сезона. Но, видимо, не всем и не все сразу. Введению НВП предшествовала недолгая, но бурная общественная дискуссия, которая шла одновременно и в связке с другой - об увеличении срока военной службы по призыву. За этим решение еще впереди, а что касается начальной военной подготовки (НВП), то курс обещано подготовить уже к 1 января, затем его апробировать и затем повсеместно вводить уже с начала будущего учебного года.
Отчасти такая оперативность вызвана тем, что введение НВП поддержало в условиях СВО российское минобороны. Генералы, похоже, решили, что не дело армии обучать новобранцев азам обращения с оружием и все базовые знания они должны получить еще до призыва. Армия же сделает из полуфабрикатов подготовленных бойцов, для чего в современных условиях ведения боевых действий одного года даже с учетом школьной НВП недостаточно.
Напомним, что этот предмет имеет свою предысторию. В каждой советской школе был оборудованный кабинет НВП, которым заведовал отставной офицер. Кабинеты были увешаны плакатами по оказанию первой медицинской помощи при ранениях и отравлениях, по сборке стрелкового оружия и по правилам поведения в случае химической, ядерной и бактериологической атаке. В наиболее продвинутых школах были даже «оружейка» и тир, где школьники на практике осваивали навыки стрельбы, или ездили по договоренности с воинской частью на армейский полигон. Всех без исключения обучали надевать ОЗК (общевойсковой защитный костюм), пользоваться противогазами, причем особым садизмом считалось заставлять бегать в них кроссы. Юноши и иногда девушки занимались строевой подготовкой, т.е. муштрой на школьном плацу, и изучали воинский устав.
В 90-ые годы НВП повсеместно убрали и ему на смену пришли Основы Безопасности и Жизнедеятельности (ОБЖ). Этот предмет чаще всего преподают те же отставные военные. Беглое ознакомление с программой ОБЖ, позволяет сделать вывод об исключительной полезности этого предмета там, где он преподается качественно и в полном объеме. Детям в рамках курса ОБЖ рассказывают о том, как вести себя и спасти других в чрезвычайных условиях. А их в нашей гражданской жизни предостаточно – эпидемии, пожары, наводнения, преступность и многое другое. Даются и базовые знания из НВП о том, как вести себя в случае применения оружия массового поражения.
Споры вокруг НВП касались преимущественно двух аспектов: будет ли новый предмет обязательным или факультативным и придется ли ради новой дисциплины пожертвовать часами по другим предметам, учитывая важность подготовки старшекурсников к ЕГЭ и поступлению в вузы? Судя по заявлению министра просвещения, о факультативе тут речи не идет. Изучаемые в школах ОБЖ просто дополнят двумя новыми модулями НВП для старшеклассников. Их уже включили в проект основной общеобразовательной программы.
Ученики будут изучать строевую подготовку, средства индивидуальной защиты и оказание первой медицинской помощи, оружие и правила обращения с ним, основы стрельбы, использование и устройство ручных гранат. Кроме того, старшеклассники научатся действовать в современном общевойсковом бою, изучат состав и вооружение мотострелкового отделения на БМП, инженерное оборудование позиции солдата и узнают, что такое одиночный окоп. На одних такая перспектива навевает тоску, другим нравится приобщение к армии.
Инициировавшие введение НВП парламентарии и поддержавшее их Минобороны не скрывают, что новый предмет позволит частично решить вопрос с трудоустройством вышедших в запас и демобилизованных военнослужащих. Что же касается учебной нагрузки, то в военном ведомстве считают, что она должна быть не менее 140 академических часов. Это примерно два урока в неделю в школе или одна пара в колледже. Минпросвещения РФ поспешило заявить, что занятия по начальной военной подготовке будут внеурочными. Так это будет или нет, с учетом того, что НВП уже включили в обязательный ОБЖ, посмотрим. В любом случае это школьные занятия, которые учитываются при расчете допустимой нагрузки на учеников.
Понятно, что, руководствуясь требованием текущего времени, государство решило, что нужно больше потенциальных солдат, чем возможных специалистов, которые вместо НВП будут постигать иные, невоенные науки, чтобы прирастал российский ВНП (валовый национальный продукт). НВП – еще один неизбежный в условиях СВО и противостояния с коллективным Западом шаг к милитаризации страны и восстановлению атрибутики страны Советов, которая жила в подобном окружении десятки лет.
Новый предмет создаст серьезную учебную нагрузку, и чтобы учеников не перегружать, пересмотрят почасовку по другим предметам. Тем, кто нацелен поступать в вуз, прибавиться поводов для обращения к репетиторам. Впрочем, для большинства старшеклассников, без них уже сейчас не обойтись.
При введении НВП есть еще один важный момент. В школах есть специализированные кабинеты ОБЖ, которые можно дооснастить под курс НВП. Изготовление наглядных материалов – плакатов, макетов, подготовка и печать новых учебников, приобретение тех же ОЗК и противогазов – требует огромных средств в масштабах всей страны. От советской эпохи уже практически ничего не осталось, а что сохранилось – во многом устарело. Учебную программу по советским лекалам до 1 января подготовить несложно, а вот создать за полгода необходимую материальную базу и подготовить учителей – это задача затратная и сложная для бюджета страны, в котором в условиях нехватки средств военные нужды закрывают за счет урезания «социалки».
версия для печатиВ России вводится начальная военная подготовка. Об этом заговорили совсем недавно, в связи с начавшейся 21 сентября частичной мобилизацией. И вот уже принято решение. У нас в стране в последнее время вообще временной промежуток между высказанной публично идеей и принятием соответствующего государственного решения становится все короче.
Но эта оперативность прослеживается только если вопрос касается интересов государства, идеологии или национальной безопасности. Менее двух месяцев прошло между предложением возродить пионерию с комсомолом до создания похожей организации «Большая перемена». Также быстро по чиновничьим меркам отреагировали на инициативу усилить патриотическую составляющую и отечественную историю в школах. И вот уже в учебных заведениях с сентября на линейках, поднимают российский триколор, проводят сходные с советской политинформацией уроки «Разговоры о главном» и вводят спецкурс по истории России.
Конечно, хотелось бы такой исполнительности, например, при введении транспортных карт для льготников или начале отопительного сезона. Но, видимо, не всем и не все сразу. Введению НВП предшествовала недолгая, но бурная общественная дискуссия, которая шла одновременно и в связке с другой - об увеличении срока военной службы по призыву. За этим решение еще впереди, а что касается начальной военной подготовки (НВП), то курс обещано подготовить уже к 1 января, затем его апробировать и затем повсеместно вводить уже с начала будущего учебного года.
Отчасти такая оперативность вызвана тем, что введение НВП поддержало в условиях СВО российское минобороны. Генералы, похоже, решили, что не дело армии обучать новобранцев азам обращения с оружием и все базовые знания они должны получить еще до призыва. Армия же сделает из полуфабрикатов подготовленных бойцов, для чего в современных условиях ведения боевых действий одного года даже с учетом школьной НВП недостаточно.
Напомним, что этот предмет имеет свою предысторию. В каждой советской школе был оборудованный кабинет НВП, которым заведовал отставной офицер. Кабинеты были увешаны плакатами по оказанию первой медицинской помощи при ранениях и отравлениях, по сборке стрелкового оружия и по правилам поведения в случае химической, ядерной и бактериологической атаке. В наиболее продвинутых школах были даже «оружейка» и тир, где школьники на практике осваивали навыки стрельбы, или ездили по договоренности с воинской частью на армейский полигон. Всех без исключения обучали надевать ОЗК (общевойсковой защитный костюм), пользоваться противогазами, причем особым садизмом считалось заставлять бегать в них кроссы. Юноши и иногда девушки занимались строевой подготовкой, т.е. муштрой на школьном плацу, и изучали воинский устав.
В 90-ые годы НВП повсеместно убрали и ему на смену пришли Основы Безопасности и Жизнедеятельности (ОБЖ). Этот предмет чаще всего преподают те же отставные военные. Беглое ознакомление с программой ОБЖ, позволяет сделать вывод об исключительной полезности этого предмета там, где он преподается качественно и в полном объеме. Детям в рамках курса ОБЖ рассказывают о том, как вести себя и спасти других в чрезвычайных условиях. А их в нашей гражданской жизни предостаточно – эпидемии, пожары, наводнения, преступность и многое другое. Даются и базовые знания из НВП о том, как вести себя в случае применения оружия массового поражения.
Споры вокруг НВП касались преимущественно двух аспектов: будет ли новый предмет обязательным или факультативным и придется ли ради новой дисциплины пожертвовать часами по другим предметам, учитывая важность подготовки старшекурсников к ЕГЭ и поступлению в вузы? Судя по заявлению министра просвещения, о факультативе тут речи не идет. Изучаемые в школах ОБЖ просто дополнят двумя новыми модулями НВП для старшеклассников. Их уже включили в проект основной общеобразовательной программы.
Ученики будут изучать строевую подготовку, средства индивидуальной защиты и оказание первой медицинской помощи, оружие и правила обращения с ним, основы стрельбы, использование и устройство ручных гранат. Кроме того, старшеклассники научатся действовать в современном общевойсковом бою, изучат состав и вооружение мотострелкового отделения на БМП, инженерное оборудование позиции солдата и узнают, что такое одиночный окоп. На одних такая перспектива навевает тоску, другим нравится приобщение к армии.
Инициировавшие введение НВП парламентарии и поддержавшее их Минобороны не скрывают, что новый предмет позволит частично решить вопрос с трудоустройством вышедших в запас и демобилизованных военнослужащих. Что же касается учебной нагрузки, то в военном ведомстве считают, что она должна быть не менее 140 академических часов. Это примерно два урока в неделю в школе или одна пара в колледже. Минпросвещения РФ поспешило заявить, что занятия по начальной военной подготовке будут внеурочными. Так это будет или нет, с учетом того, что НВП уже включили в обязательный ОБЖ, посмотрим. В любом случае это школьные занятия, которые учитываются при расчете допустимой нагрузки на учеников.
Понятно, что, руководствуясь требованием текущего времени, государство решило, что нужно больше потенциальных солдат, чем возможных специалистов, которые вместо НВП будут постигать иные, невоенные науки, чтобы прирастал российский ВНП (валовый национальный продукт). НВП – еще один неизбежный в условиях СВО и противостояния с коллективным Западом шаг к милитаризации страны и восстановлению атрибутики страны Советов, которая жила в подобном окружении десятки лет.
Новый предмет создаст серьезную учебную нагрузку, и чтобы учеников не перегружать, пересмотрят почасовку по другим предметам. Тем, кто нацелен поступать в вуз, прибавиться поводов для обращения к репетиторам. Впрочем, для большинства старшеклассников, без них уже сейчас не обойтись.
При введении НВП есть еще один важный момент. В школах есть специализированные кабинеты ОБЖ, которые можно дооснастить под курс НВП. Изготовление наглядных материалов – плакатов, макетов, подготовка и печать новых учебников, приобретение тех же ОЗК и противогазов – требует огромных средств в масштабах всей страны. От советской эпохи уже практически ничего не осталось, а что сохранилось – во многом устарело. Учебную программу по советским лекалам до 1 января подготовить несложно, а вот создать за полгода необходимую материальную базу и подготовить учителей – это задача затратная и сложная для бюджета страны, в котором в условиях нехватки средств военные нужды закрывают за счет урезания «социалки».
Заслуживает внимания
![]() | ![]() | ![]() |
22/01/2025 17:34 Заслуживает внимания Пополнить бюджет любой ценой: в Саратовской области грядет очередная кадастровая переоценка | 18/12/2024 21:08 Заслуживает внимания На одной чаше весов – новый саратовский онкоцентр, на другой – завод по переработке отходов в Горном | 11/12/2024 16:32 Заслуживает внимания Саратовское здравоохранение: очередной анамнез и загнанная внутрь болезнь |
![]() | ![]() | ![]() |
02/12/2024 17:30 Заслуживает внимания Деньги – вопрос политический | 18/11/2024 14:59 Заслуживает внимания В Саратовской области туристов обкладывают налогом | 28/10/2024 15:56 Заслуживает внимания Саратовский трамвай: миссия невыполнима-2 |