20/07/2021 16:59 В разгаре самая массовая молодежная «движуха» - приемная кампания в вузах.
Вслед за классиком «обдумывать житье, решать, сделать бы жизнь с кого» ни абитуриентам, ни родителям некогда, тем более в условиях единственной волны приема. Главное сейчас — поступить, желательно на бюджетное отделение. Все равно куда. Или не все равно, а туда, куда поступить проще, а учиться дешевле.
Родительский пассив
Множество социологических центров – вузовских и независимых - не первый год, а уж наверняка десятый бьют тревогу: многие из старшеклассников имеют смутное представление о существующих профессиях и своих желаниях. Они слабо мотивированы на выбор профессии и рассматривают вуз как способ откосить от армии, завести личные романтические отношения, девочки - удачно выйти замуж…
Не менее половины родителей выбирают ребенку вуз, исходя из результатов ЕГЭ, стоимости обучения и своих представлений о востребованности профессий и уровне зарплат по ним.
И те и другие видят важнейшей целью получение любого документа об образовании, чтобы не быть хуже других, тем более что в нынешних условиях несложно получить 3-4 диплома, хватило бы денег,
В разных сферах, конечно, ситуация разная. В ветеринарию, медицину, агронауки все-таки без призвания, способностей и желания не сильно рвутся. В технических, естественных и точных науках количество случайных студентов разительно меньше, чем в социогуманитарной сфере. И все из-за ложного стереотипа «гуманитарии – все те, кто не смог пойти в естественники или «технари»…
Казалось бы, направляя ребенка в вуз, проще простого сориентироваться на его личные способности и желания, выбрать конкретные профессии, действительно востребованные, а не те, чьи названия больше нравятся сегодня мамам и папам.
Есть большой выбор управленческих направлений подготовки, из самого названия которых понятно, чем выпускник будет заниматься.
«Государственное и муниципальное управление» - архивостребованное направление, потому что профессиональные кадры всегда нужны государственной и муниципальной власти.
«Корпоративное управление» - работа в системе управления корпорациями, пусть сначала и не на руководящих постах.
«Управление персоналом» - выпускники нарасхват в любой организации, поскольку, как известно, «кадры решают все», особенно если ими грамотно руководить. Диплом такого управленца нужен всем, кто собирается стать руководителем. Если уж говорить о магистерских программах, то вполне логично направить выпускника бакалавриата по управлению персоналом на программу «Управление человеческими ресурсами» или «Экономику труда».
Этот список можно продолжать и продолжать. Чего же ищут родители и абитуриенты? Они ищут модных направлений.
Десятилетиями, если не сотнями лет, формировалось почтение к форменным мундирам. И вот результат: «Наш мальчик будет таможенником, потому что у них красивая форма. Он станет таможенником, и мы будет с гордостью рассылать родственникам его фотокарточки в форме».
А кто-то говорит и об огромных доходах таможенников, основываясь на провокационных публикациях в желтой прессе. Хотя чего уж проще поинтересоваться реальными условиями труда и зарплатами реальных таможенников на постах в холодных казахстанских степях… Однако почему-то не спешат родители состоявшихся таможенников делиться в соцсетях фотоснимками своих детей, которые ночью в мороз и метель досматривают в сугробах фуры и грузовики за, в общем-то, невеликие деньги.
Другие родители, насмотревшись детективных сериалов, направляют дитя учиться экономической безопасности. Знания в этой сфере, безусловно, полезны, но ведь вашему ребенку куда-то устроиться потом надо будет. Начинаешь спрашивать родителей: у вас есть знакомые в сферах безопасности? Например, директор предприятия, которому нужны такие специалисты? Или кто-то из руководителей банков? Ведь не секрет, что в такие структуры выпускников «с улицы» не берут. Для успешной карьеры нужны связи. Наработает ли ваш ребенок в процессе учебы такие связи, или ему достаточно стать дипломированным охранником в супермаркете?
Чем громче звучит название направления, тем алогичнее слова и дела абитуриентов и их родителей.
Вот, например, мама приводит мальчика «учиться на политолога». Формально баллов ЕГЭ достаточно для поступления на бюджет. Начинаем спрашивать:
- Ты хочешь быть политологом?
- Конечно!
- Политологом - как кто? У тебя кто-то из родственников политолог? Или ты равняешься на кого-то из известных политологов?
В ответ молчание. Он даже не знает, кто это такие. И политикой вообще не интересуется, кроме как пошуметь в соцсетях по поводу какой-нибудь несанкционированной массовой тусовки за компанию.
- А как ты себе представляешь дальнейшее трудоустройство? Ты будешь работать в Саратове или области?
Неуверенно кивает головой.
- Где ты планируешь работать политологом?
Вздыхает. Вмешивается мама:
- Не беспокойтесь, он за четыре года все узнает и все найдет.
Что ж, маме виднее…
А вот члены приемной комиссии видят в таких абитуриентах только пассивного студента, который в лучшем случае будет массовкой на разных научных студенческих конференциях и круглых столах. И на показателях кафедры по трудоустройству наверняка сработает в минус.
Вузовский актив
- Есть расхожее мнение, что вузам абы кого, лишь бы набрать, - делится сотрудник одной из гуманитарных кафедр саратовского вуза. – На самом деле это неверно. Рейтинги кафедр, как и рейтинг вуза, во многом зависят от учебной и научной активности студентов. Поэтому мы заинтересованы в тех абитуриентах, кто идет к нам осознанно, кто представляет, чем ему придется заниматься как в процессе учебы, так и трудоустроившись.
Каждый уважающий себя вуз имеет продуманную и адаптируемую к меняющимся условиям программу работы с абитуриентами. Постоянное взаимодействие со школами, мониторинг успехов старшеклассников в предметных олимпиадах, изучение успешных практик трудоустройства выпускников, запросов работодателей. Кстати, по взаимодействию с работодателями получилась интересная картина: в первый год работы на местах приходится доучивать свыше 50% выпускников именно из числа «студенческого пассива».
Разумеется, мы примем всех желающих, особенно на места с компенсацией затрат на обучение. Но в наших интересах, чтобы «студенческий актив» был больше.
В соцсетях, впрочем, распространено мнение, что желание принять всех желающих, а потом никого не отчислять, даря тройки вместо двоек, у преподавателей появилось после внедрения так называемого эффективного контракта и подушевого финансирования высшей школы. Если всех двоечников отчислять, у кафедр для оплаты преподавателей попросту не хватит учебной нагрузки. Эта денежная зависимость преподавателей от студентов убивает всякий стимул к объективной оценке знаний.
Как известно, с недавних пор заочное обучение стало невозможным для абитуриентов, имеющих только школьный аттестат. Однако имеющим диплом колледжа открыта дорога на заочный бакалавриат в так называемой «очно-заочной форме». На самом деле это заочное обучение по сокращенной (ускоренной) программе на базе уже имеющегося профессионального образования. Его стоимость ниже, чем у очного бакалавриата. Такой студенческий контингент сейчас приветствуется по всем направлениям подготовки в том числе и потому, что студенты ранее сделали уже выбор профессии, ознакомились с рядом дисциплин и технологией обучения, и им проще учиться. Это, вроде бы, еще один источник «студенческого актива».
Только вот беда: опыт работы с ускоренниками показывает, что все равно они все родом из той же школы – с алогичными представлениями о профессиях, с навыками купить курсовую или дипломную работу вместо того, чтобы подумать самим, со стремлением учиться кое-как, хоть на тройки, лишь бы получить корочки.
Получается, то ружье, которое сейчас стреляет по системе высшего образования и обеспечению государства квалифицированными трудовыми ресурсами, заряжено в далеком-далеком школьном далеке. И перепрограммировать его вузы не в силах. Об этой проблеме много и часто писали и говорили, пишут и говорят сейчас. Но кто ж их слушает, оптимизируя систему образования?!
версия для печатиВслед за классиком «обдумывать житье, решать, сделать бы жизнь с кого» ни абитуриентам, ни родителям некогда, тем более в условиях единственной волны приема. Главное сейчас — поступить, желательно на бюджетное отделение. Все равно куда. Или не все равно, а туда, куда поступить проще, а учиться дешевле.
Родительский пассив
Множество социологических центров – вузовских и независимых - не первый год, а уж наверняка десятый бьют тревогу: многие из старшеклассников имеют смутное представление о существующих профессиях и своих желаниях. Они слабо мотивированы на выбор профессии и рассматривают вуз как способ откосить от армии, завести личные романтические отношения, девочки - удачно выйти замуж…
Не менее половины родителей выбирают ребенку вуз, исходя из результатов ЕГЭ, стоимости обучения и своих представлений о востребованности профессий и уровне зарплат по ним.
И те и другие видят важнейшей целью получение любого документа об образовании, чтобы не быть хуже других, тем более что в нынешних условиях несложно получить 3-4 диплома, хватило бы денег,
В разных сферах, конечно, ситуация разная. В ветеринарию, медицину, агронауки все-таки без призвания, способностей и желания не сильно рвутся. В технических, естественных и точных науках количество случайных студентов разительно меньше, чем в социогуманитарной сфере. И все из-за ложного стереотипа «гуманитарии – все те, кто не смог пойти в естественники или «технари»…
Казалось бы, направляя ребенка в вуз, проще простого сориентироваться на его личные способности и желания, выбрать конкретные профессии, действительно востребованные, а не те, чьи названия больше нравятся сегодня мамам и папам.
Есть большой выбор управленческих направлений подготовки, из самого названия которых понятно, чем выпускник будет заниматься.
«Государственное и муниципальное управление» - архивостребованное направление, потому что профессиональные кадры всегда нужны государственной и муниципальной власти.
«Корпоративное управление» - работа в системе управления корпорациями, пусть сначала и не на руководящих постах.
«Управление персоналом» - выпускники нарасхват в любой организации, поскольку, как известно, «кадры решают все», особенно если ими грамотно руководить. Диплом такого управленца нужен всем, кто собирается стать руководителем. Если уж говорить о магистерских программах, то вполне логично направить выпускника бакалавриата по управлению персоналом на программу «Управление человеческими ресурсами» или «Экономику труда».
Этот список можно продолжать и продолжать. Чего же ищут родители и абитуриенты? Они ищут модных направлений.
Десятилетиями, если не сотнями лет, формировалось почтение к форменным мундирам. И вот результат: «Наш мальчик будет таможенником, потому что у них красивая форма. Он станет таможенником, и мы будет с гордостью рассылать родственникам его фотокарточки в форме».
А кто-то говорит и об огромных доходах таможенников, основываясь на провокационных публикациях в желтой прессе. Хотя чего уж проще поинтересоваться реальными условиями труда и зарплатами реальных таможенников на постах в холодных казахстанских степях… Однако почему-то не спешат родители состоявшихся таможенников делиться в соцсетях фотоснимками своих детей, которые ночью в мороз и метель досматривают в сугробах фуры и грузовики за, в общем-то, невеликие деньги.
Другие родители, насмотревшись детективных сериалов, направляют дитя учиться экономической безопасности. Знания в этой сфере, безусловно, полезны, но ведь вашему ребенку куда-то устроиться потом надо будет. Начинаешь спрашивать родителей: у вас есть знакомые в сферах безопасности? Например, директор предприятия, которому нужны такие специалисты? Или кто-то из руководителей банков? Ведь не секрет, что в такие структуры выпускников «с улицы» не берут. Для успешной карьеры нужны связи. Наработает ли ваш ребенок в процессе учебы такие связи, или ему достаточно стать дипломированным охранником в супермаркете?
Чем громче звучит название направления, тем алогичнее слова и дела абитуриентов и их родителей.
Вот, например, мама приводит мальчика «учиться на политолога». Формально баллов ЕГЭ достаточно для поступления на бюджет. Начинаем спрашивать:
- Ты хочешь быть политологом?
- Конечно!
- Политологом - как кто? У тебя кто-то из родственников политолог? Или ты равняешься на кого-то из известных политологов?
В ответ молчание. Он даже не знает, кто это такие. И политикой вообще не интересуется, кроме как пошуметь в соцсетях по поводу какой-нибудь несанкционированной массовой тусовки за компанию.
- А как ты себе представляешь дальнейшее трудоустройство? Ты будешь работать в Саратове или области?
Неуверенно кивает головой.
- Где ты планируешь работать политологом?
Вздыхает. Вмешивается мама:
- Не беспокойтесь, он за четыре года все узнает и все найдет.
Что ж, маме виднее…
А вот члены приемной комиссии видят в таких абитуриентах только пассивного студента, который в лучшем случае будет массовкой на разных научных студенческих конференциях и круглых столах. И на показателях кафедры по трудоустройству наверняка сработает в минус.
Вузовский актив
- Есть расхожее мнение, что вузам абы кого, лишь бы набрать, - делится сотрудник одной из гуманитарных кафедр саратовского вуза. – На самом деле это неверно. Рейтинги кафедр, как и рейтинг вуза, во многом зависят от учебной и научной активности студентов. Поэтому мы заинтересованы в тех абитуриентах, кто идет к нам осознанно, кто представляет, чем ему придется заниматься как в процессе учебы, так и трудоустроившись.
Каждый уважающий себя вуз имеет продуманную и адаптируемую к меняющимся условиям программу работы с абитуриентами. Постоянное взаимодействие со школами, мониторинг успехов старшеклассников в предметных олимпиадах, изучение успешных практик трудоустройства выпускников, запросов работодателей. Кстати, по взаимодействию с работодателями получилась интересная картина: в первый год работы на местах приходится доучивать свыше 50% выпускников именно из числа «студенческого пассива».
Разумеется, мы примем всех желающих, особенно на места с компенсацией затрат на обучение. Но в наших интересах, чтобы «студенческий актив» был больше.
В соцсетях, впрочем, распространено мнение, что желание принять всех желающих, а потом никого не отчислять, даря тройки вместо двоек, у преподавателей появилось после внедрения так называемого эффективного контракта и подушевого финансирования высшей школы. Если всех двоечников отчислять, у кафедр для оплаты преподавателей попросту не хватит учебной нагрузки. Эта денежная зависимость преподавателей от студентов убивает всякий стимул к объективной оценке знаний.
Как известно, с недавних пор заочное обучение стало невозможным для абитуриентов, имеющих только школьный аттестат. Однако имеющим диплом колледжа открыта дорога на заочный бакалавриат в так называемой «очно-заочной форме». На самом деле это заочное обучение по сокращенной (ускоренной) программе на базе уже имеющегося профессионального образования. Его стоимость ниже, чем у очного бакалавриата. Такой студенческий контингент сейчас приветствуется по всем направлениям подготовки в том числе и потому, что студенты ранее сделали уже выбор профессии, ознакомились с рядом дисциплин и технологией обучения, и им проще учиться. Это, вроде бы, еще один источник «студенческого актива».
Только вот беда: опыт работы с ускоренниками показывает, что все равно они все родом из той же школы – с алогичными представлениями о профессиях, с навыками купить курсовую или дипломную работу вместо того, чтобы подумать самим, со стремлением учиться кое-как, хоть на тройки, лишь бы получить корочки.
Получается, то ружье, которое сейчас стреляет по системе высшего образования и обеспечению государства квалифицированными трудовыми ресурсами, заряжено в далеком-далеком школьном далеке. И перепрограммировать его вузы не в силах. Об этой проблеме много и часто писали и говорили, пишут и говорят сейчас. Но кто ж их слушает, оптимизируя систему образования?!
Заслуживает внимания
![]() | ![]() | ![]() |
29/09/2023 19:04 Заслуживает внимания Саратовская разбойщина | 13/09/2023 23:15 Заслуживает внимания У саратовцев появился свой черный день календаря | 06/09/2023 07:50 Заслуживает внимания Не дай себя оцифровать: о биометрии, доверии и человеческом факторе |
![]() | ![]() | ![]() |
10/08/2023 20:57 Заслуживает внимания Война войной, а с немецким автопромом чиновники пока не расстаются | 02/08/2023 15:45 Заслуживает внимания Поджигатели военкоматов. Кто они – террористы, диверсанты поневоле или жертвы мошенников? | 25/07/2023 14:21 Заслуживает внимания В Саратове снизилось качество жизни. Совет поможет? |