18/11/2020 22:05 Саратовская область зализывает раны, нанесённые коронакризисом, но они уже настолько застарелые и запущенные, что начинают загнивать. Того и гляди скоро начнут отмирать целые отрасли. Даже строительная в лице владельцев и директоров крупнейших компаний говорят о выживании, несмотря на огромные бюджетные вливания в отрасль по линии нацпроектов.
Между тем, на всех уровнях власти полным ходом идет процесс формирования бюджета на будущий год. Все с надеждой смотрят на федеральный центр, аккумулирующий львиную долю налоговых и неналоговых поступлений и в силу особенностей национального бюджетного федерализма раздающий регионам куски от своего бюджетного пирога.
Но кризис – он для всех и рассчитывать на прежний поток федеральных субсидий уже не приходится. Экономика России в этом году пережила самый большой обвал с 2009 года. Бюджет страны со снижением цен на нефть потерял более триллиона рублей. Увеличение налоговой и неналоговой нагрузки на бизнес и население России ситуацию кардинально не исправит. Все это влечет пересмотр сроков и планов реализации нацпроектов, пересмотр политики межбюджетных трансфертов. Федеральный бюджет на будущий год верстается с дефицитом 2,75 триллиона рублей. Госдума утвердила его в первом чтении с доходами 18,8 триллиона рублей, расходами — 21,52 триллиона рублей.
Латать региональные бюджетные дыры за счет заемных средств – решение не из лучших, и не у всех получается. Саратовской области, уж не знаем, к счастью, памятуя рост госдолга в коммерческих банках при губернаторе Павле Ипатове, или, к сожалению (поскольку деньги бюджету все же нужны), деньги занимают неохотно.
Сильно просевшая собственная доходная база регионального бюджета из-за спада экономики, роста безработицы при возросшей из-за ковида социальной нагрузке на бюджет - заставляет верстать его с дефицитом. К слову, такие же дефицитные бюджеты принимаются на 2021 год во многих других регионах. Вся разница в размере разрыва между доходной и расходной составляющими бюджета.
Эксперты констатируют невысокие перспективы бездефицитных бюджетов и при долгосрочном планировании на 2022-2023 гг., особенно для крупных и промышленно развитых регионов, в наибольшей степени пострадавших от пандемии.
Разработчики бюджета и депутаты любят характеризовать бюджет как «социальный», «сбалансированный», или «направленный на восстановление». В действительности этими клише просто пытаются завуалировать нехватку средств на самое актуальное и бюджет по-честному стоило бы называть бюджет выживания, поскольку на развитие, инвестиции в производство и соцсферу и прочее денег катастрофически не хватает. Когда нам в очередной раз скажут, что в Саратовской области принят социально ориентированный бюджет, в котором 70% расходов на соцсферу, то знайте, что это не от великодушия чиновников и депутатов, а от бедности Саратовской области с ее хронически дотационным бюджетом и депрессивности региональной экономики. Остальные 30% - это расходы на госуправление, дорожный фонд и прочую инфраструктуру.
Формулировка «бюджет развития» - это не про нас. Надо отметить, что на этот раз наша саратовская власть пока что не пытается вновь имитировать полное благополучие в государственных финансах. Есть регионы, которые все также принимают бездефицитные бюджеты, но это большей частью стремление показать себя перед федеральным центром. Речь, конечно, не идет о немногочисленных регионах-донорах вроде Москвы и Татарстана. В то время как та же Вологодская область заявляет, что не намерена брать бюджетные и коммерческие кредиты или даже снизить долговые обязательства перед федеральным центром (Краснодарский край), Саратовская область не стесняется говорить, что весьма стеснена в финансах и готова позаимствовать их у банков.
На днях региональный минфин объявил конкурс на получение кредита общей суммой порядка 6 миллиардов рублей, как утверждается, для перекредитовки по прежним коммерческим займам на более выгодных условиях. Летом этого года областное правительство также и не слишком успешно прибегало к коммерческим займам. Банки сейчас тоже в напряжении – наметился отток вкладов, что свойственно кризисным периодам. Кроме того, власть напугала население инициативами изымать их на борьбу с коронавирусом и введением налога с дохода от банковских депозитов пока на сумму от миллиона рублей.
Наибольший дефицит формируется у самых депрессивных регионов, у которых собственная доходная база чрезвычайно мала и все надежды только на то, что федеральный центр не даст пропасть, и у развитых и крупных субъектов Федерации (Санкт-Петербург, Московская, Тюменская области и т.д.), которые рассчитывают в течение года дефицит сократить. Дефицитная у них варьируется в диапазоне 8-13 % от расходной части бюджета.
Бюджет Саратовской области на 2021 год предусматривает доходы - 81 млрд рублей, расходы — 91,4 млрд рублей. Дефицит составит порядка 10,35 млрд рублей, хотя и эту цифру считают заниженной, поскольку неуверены, что с саратовского бизнеса и населения соберут налогов на 69 миллиардов рублей. Министр финансов региона Вадим Ойкин не стал скрывать, что источником покрытия дефицита бюджета станут банковские заимствования.
Известный эксперт в области регионального развития профессор МГУ Наталья Зубаревич говорит примерно о 70 регионах, которым не удастся избежать дефицитов регионального бюджета по итогам текущего ковидного года. А это значит, что часть бюджетных обязательств перенесутся на будущий год. При этом финансовое и экономическое состояние богатых субъектов федерации (Москва, Санкт-Петербург, Московская область, нефтяной север, Сахалин и ряд др.) стабильно.
Минфин РФ оценивает суммарные потери регионов в 2020 г. в 700 млрд. руб. и прогнозирует сопоставимые (на уровне 500 млрд. руб.) потери в 2021 г. В Саратовской области потери из-за пандемии оценивали в 12 миллиардов рублей. Кроме того, эксперты заговорили о растущей ассиметрии социально-экономического положения в регионах, что требует от правительства качественной финансовой политики. Другими словами, значение федерального правительства как распределительного центра ресурсов возрастает, что актуализирует в региональных администрациях отчетливый запрос на эффективных лоббистов.
Специалисты также прогнозируют, что установленные пределы дефицита бюджета и ограничения по наращиванию долговой нагрузки (а это касается более половины регионов, включая Саратовскую область) будут смягчены. В результате регионы начнут активно брать бюджетные и коммерческие займы. Отсюда возникает риск возникновения в регионах предбанкротного состояния. Кто-то считает, что наш регион уже в таком состоянии. Как бы то ни было, но к нему мы придем одними из первых, если исходить из оценки состояния региональной экономики и госдолга.
Инструмент спасения регионов от банкротства один – выделение федеральным центром дополнительных средств для поддержания сбалансированности, несмотря на отсутствие реального улучшения ситуации. Такие субсидии Саратовской области в этом году уже перепадали. Очевидно, что на это и рассчитывает областная, а следом за ней и муниципальная власть в Саратове и районах. У нас во власти, кажется, царит самоуспокоительная уверенность в том, что будь то регион или муниципалитет – все это часть страны и населения и федеральный центр не даст пропасть и обанкротиться. Не в пример какой-нибудь больничной санитарке, которая набрала непосильных кредитов и теперь банкротится, или фермеру, задолжавшему всем и вся по налогам, кредитам, лизингу и аренде.
Но в следующем году просителей станет больше, а денег меньше, хотя министр финансов РФ Антон Силуанов и утверждает, что государство выполнит все социальные обязательства перед населением (а что ему еще говорить?). Поэтому правительство будет требовать от регионов экономии и эффективного антикризисного менеджмента.
версия для печатиМежду тем, на всех уровнях власти полным ходом идет процесс формирования бюджета на будущий год. Все с надеждой смотрят на федеральный центр, аккумулирующий львиную долю налоговых и неналоговых поступлений и в силу особенностей национального бюджетного федерализма раздающий регионам куски от своего бюджетного пирога.
Но кризис – он для всех и рассчитывать на прежний поток федеральных субсидий уже не приходится. Экономика России в этом году пережила самый большой обвал с 2009 года. Бюджет страны со снижением цен на нефть потерял более триллиона рублей. Увеличение налоговой и неналоговой нагрузки на бизнес и население России ситуацию кардинально не исправит. Все это влечет пересмотр сроков и планов реализации нацпроектов, пересмотр политики межбюджетных трансфертов. Федеральный бюджет на будущий год верстается с дефицитом 2,75 триллиона рублей. Госдума утвердила его в первом чтении с доходами 18,8 триллиона рублей, расходами — 21,52 триллиона рублей.
Латать региональные бюджетные дыры за счет заемных средств – решение не из лучших, и не у всех получается. Саратовской области, уж не знаем, к счастью, памятуя рост госдолга в коммерческих банках при губернаторе Павле Ипатове, или, к сожалению (поскольку деньги бюджету все же нужны), деньги занимают неохотно.
Сильно просевшая собственная доходная база регионального бюджета из-за спада экономики, роста безработицы при возросшей из-за ковида социальной нагрузке на бюджет - заставляет верстать его с дефицитом. К слову, такие же дефицитные бюджеты принимаются на 2021 год во многих других регионах. Вся разница в размере разрыва между доходной и расходной составляющими бюджета.
Эксперты констатируют невысокие перспективы бездефицитных бюджетов и при долгосрочном планировании на 2022-2023 гг., особенно для крупных и промышленно развитых регионов, в наибольшей степени пострадавших от пандемии.
Разработчики бюджета и депутаты любят характеризовать бюджет как «социальный», «сбалансированный», или «направленный на восстановление». В действительности этими клише просто пытаются завуалировать нехватку средств на самое актуальное и бюджет по-честному стоило бы называть бюджет выживания, поскольку на развитие, инвестиции в производство и соцсферу и прочее денег катастрофически не хватает. Когда нам в очередной раз скажут, что в Саратовской области принят социально ориентированный бюджет, в котором 70% расходов на соцсферу, то знайте, что это не от великодушия чиновников и депутатов, а от бедности Саратовской области с ее хронически дотационным бюджетом и депрессивности региональной экономики. Остальные 30% - это расходы на госуправление, дорожный фонд и прочую инфраструктуру.
Формулировка «бюджет развития» - это не про нас. Надо отметить, что на этот раз наша саратовская власть пока что не пытается вновь имитировать полное благополучие в государственных финансах. Есть регионы, которые все также принимают бездефицитные бюджеты, но это большей частью стремление показать себя перед федеральным центром. Речь, конечно, не идет о немногочисленных регионах-донорах вроде Москвы и Татарстана. В то время как та же Вологодская область заявляет, что не намерена брать бюджетные и коммерческие кредиты или даже снизить долговые обязательства перед федеральным центром (Краснодарский край), Саратовская область не стесняется говорить, что весьма стеснена в финансах и готова позаимствовать их у банков.
На днях региональный минфин объявил конкурс на получение кредита общей суммой порядка 6 миллиардов рублей, как утверждается, для перекредитовки по прежним коммерческим займам на более выгодных условиях. Летом этого года областное правительство также и не слишком успешно прибегало к коммерческим займам. Банки сейчас тоже в напряжении – наметился отток вкладов, что свойственно кризисным периодам. Кроме того, власть напугала население инициативами изымать их на борьбу с коронавирусом и введением налога с дохода от банковских депозитов пока на сумму от миллиона рублей.
Наибольший дефицит формируется у самых депрессивных регионов, у которых собственная доходная база чрезвычайно мала и все надежды только на то, что федеральный центр не даст пропасть, и у развитых и крупных субъектов Федерации (Санкт-Петербург, Московская, Тюменская области и т.д.), которые рассчитывают в течение года дефицит сократить. Дефицитная у них варьируется в диапазоне 8-13 % от расходной части бюджета.
Бюджет Саратовской области на 2021 год предусматривает доходы - 81 млрд рублей, расходы — 91,4 млрд рублей. Дефицит составит порядка 10,35 млрд рублей, хотя и эту цифру считают заниженной, поскольку неуверены, что с саратовского бизнеса и населения соберут налогов на 69 миллиардов рублей. Министр финансов региона Вадим Ойкин не стал скрывать, что источником покрытия дефицита бюджета станут банковские заимствования.
Известный эксперт в области регионального развития профессор МГУ Наталья Зубаревич говорит примерно о 70 регионах, которым не удастся избежать дефицитов регионального бюджета по итогам текущего ковидного года. А это значит, что часть бюджетных обязательств перенесутся на будущий год. При этом финансовое и экономическое состояние богатых субъектов федерации (Москва, Санкт-Петербург, Московская область, нефтяной север, Сахалин и ряд др.) стабильно.
Минфин РФ оценивает суммарные потери регионов в 2020 г. в 700 млрд. руб. и прогнозирует сопоставимые (на уровне 500 млрд. руб.) потери в 2021 г. В Саратовской области потери из-за пандемии оценивали в 12 миллиардов рублей. Кроме того, эксперты заговорили о растущей ассиметрии социально-экономического положения в регионах, что требует от правительства качественной финансовой политики. Другими словами, значение федерального правительства как распределительного центра ресурсов возрастает, что актуализирует в региональных администрациях отчетливый запрос на эффективных лоббистов.
Специалисты также прогнозируют, что установленные пределы дефицита бюджета и ограничения по наращиванию долговой нагрузки (а это касается более половины регионов, включая Саратовскую область) будут смягчены. В результате регионы начнут активно брать бюджетные и коммерческие займы. Отсюда возникает риск возникновения в регионах предбанкротного состояния. Кто-то считает, что наш регион уже в таком состоянии. Как бы то ни было, но к нему мы придем одними из первых, если исходить из оценки состояния региональной экономики и госдолга.
Инструмент спасения регионов от банкротства один – выделение федеральным центром дополнительных средств для поддержания сбалансированности, несмотря на отсутствие реального улучшения ситуации. Такие субсидии Саратовской области в этом году уже перепадали. Очевидно, что на это и рассчитывает областная, а следом за ней и муниципальная власть в Саратове и районах. У нас во власти, кажется, царит самоуспокоительная уверенность в том, что будь то регион или муниципалитет – все это часть страны и населения и федеральный центр не даст пропасть и обанкротиться. Не в пример какой-нибудь больничной санитарке, которая набрала непосильных кредитов и теперь банкротится, или фермеру, задолжавшему всем и вся по налогам, кредитам, лизингу и аренде.
Но в следующем году просителей станет больше, а денег меньше, хотя министр финансов РФ Антон Силуанов и утверждает, что государство выполнит все социальные обязательства перед населением (а что ему еще говорить?). Поэтому правительство будет требовать от регионов экономии и эффективного антикризисного менеджмента.
Заслуживает внимания
![]() | ![]() | ![]() |
10/05/2023 09:28 Заслуживает внимания Когда забывают войну, начинается новая... | 25/04/2023 10:00 Заслуживает внимания Создатели саратовских «гетто» намерены облагородить их социальной инфраструктурой | 04/04/2023 11:04 Заслуживает внимания Глядят в сторону Кембриджа. А сало русское едят |
![]() | ![]() | ![]() |
21/03/2023 22:18 Заслуживает внимания Росстат рисует образ зажиточного саратовца | 15/03/2023 16:32 Заслуживает внимания Повезет, если повезут | 16/02/2023 09:59 Заслуживает внимания Невыездные |