Газ – не для нас - Саратов Сегодня
18+ 29 Октября 2020, Четверг, 20:25
Фазиль Искандер писал, что "порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости…"
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Газ – не для нас

Газ – не для нас - Саратов Сегодня25/09/2020 14:35 Министерство транспорта и дорожного хозяйства области организовало пресс-выезд на станции по переоборудованию автомобилей с бензина на газ. Сложно сказать, что сподвигло чиновников к этому шагу: реклама двух из десяти находящихся в области таких станций, пробуксовывание госпрограммы, за которую минтранс отвечает, или же забота о кошельке автовладельцев. Последний вариант мы добавили, конечно, для количества, хотя рост цен на бензин заставляет автовладельцев-частников все чаще задумываться об установке газового оборудования. А об остальных вариантах и теме перевода автомобилей на газ поговорим отдельно.

Сразу оговоримся для несведущих, что установка на автомобиль газобалонного оборудования (ГБО) не предполагает исключение использования бензина. У обладателей ГБО просто появляется дополнительный источник топлива, возможность перехода с бензина на газ и обратно и увеличивается запас хода. Одни плюсы. Особенно если речь идет о коммерческом и служебном транспорте. Но за них приходится платить. И это не единственный подводный камень в данном вопросе.

Начнем с цены вопроса. Перевод машины на газ предполагает выбор между пропаном и метаном и множество вариантов установки оборудования 3,4,5 и 6 поколений от разных импортных производителей, в зависимости от финансовых возможностей клиента. В основном устанавливают оборудование из Италии и Польши. Наше импортозамещение и тут подкачало.
Сразу оговоримся, особенно для «диванных экспертов», что, несмотря на то, что октановое число газа выше, чем у бензина, использование газомоторного топлива (ГМТ) с современным оборудованием никак не вредит двигателю. И даже наоборот, может оказаться полезнее, учитывая качество бензина и количество в нем присадок.

Перевод на пропан для легкового автомобиля стоит в самом бюджетном варианте около 30 тысяч рублей. Перевод на метан обходится дороже минимум в два раза. Сейчас он стал дороже из-за действующей госпрограммы и из уст начальника управления транспорта министерства Петра Пестичева прозвучала цифра 75 тысяч рублей.

Разница между двумя этими вариантами не только в названии. Пропан стоит в Саратове в среднем 26 рублей за куб и предполагает большой выбор вариантов размещения и конфигурации баллонов. Есть такие, что ставятся вместо запаски и экономят место в багажнике. Пропан находится в сжиженном состоянии под небольшим давлением, чуть больше, чем в шинах автомобиля.
Метан стоит дешевле на 9 рублей и представляет собой газ под большим давлением. Отсюда его минусы – габаритный тяжелый толстостенный баллон, занимающий много места в багажнике (на днище такой мало где установишь) и в разы меньший запас хода. Это объясняет, почему таксисты переходят на метан, а на маршрутках – на пропан. Частнику же придется поломать голову над выбором. Если ваши поездки ограничиваются закупками в супермаркете и маршрутом на работу и обратно, можно ставить и метан. Владельцам дач и любителям отдыха на природе удобнее пропан.

И тот, и другой имеют больший расход в сравнении с бензином, как говорят специалисты, примерно на 15-20%. Также немного теряется мощность. Особенно на больших скоростях, но это с лихвой компенсируется более низкой стоимостью газа. По уверениям установщиков, в среднем для частников установка любого ГБО окупается примерно через год. У коммерческого транспорта – за считанные месяцы. И, конечно, газ гораздо экологичнее, особенно метан.

Специализирующихся на установке ГБО автосервисов у нас предостаточно. Другое дело, что многие из них – гаражные, хотя и имеют статус юрлиц. Озвученная цифра в 10 организаций на всю область – это только те, через которые областной минтранс реализует федеральную госпрограмму субсидирования перевода с бензина на метан. Из этого числа половина находятся в Саратове. Согласитесь, негусто. Отчасти из-за высоких для уровня наших провинциальных автосервисов требований. Впрочем, и госпрограмма сама по себе не очень масштабная.
Что же касается заправок, то дело тут обстоит еще хуже. Их в Саратове всего 4 на окраинах города и все. По утрам особенно на них можно наблюдать огромные очереди таксистов. На работу этих заправок в Интернете можно прочитать массу жалоб. Госпрограммой предусмотрено, кстати, содействие строительству метановых заправок, но о данном направлении работы чиновник умолчал. Пропановых заправок на порядок больше и сам пропан пользуется большей популярность. Поэтому в госпрограмму переход на него не включили.

Исходя из этого становится понятным, что представитель министерства слукавил, отвечая на вопрос журналиста о сроках перехода правительственных автомобилей на метан: «Сначала все для людей, а потом уже о чиновниках подумаем. В следующем году будем все правительство на газ переводить».
Что касается непосредственно программы. Субсидирование установки ГБО осуществляется в рамках подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики». Она действует с прошлого года и рассчитана на 5 лет. конечная цель – почти вдвое, со 155 до 274 тысяч, увеличить число автомобилей на метане.

Размер государственных субсидий за перевод авто на газ определяется типом транспортного средства и варьируется в диапазоне от 27 до 147 тыс. р., так как отличается сама стоимость переоснащения. Для легковых автомобилей он установлен в границах от 27 до 42 тысяч рублей. Субсидия предоставляется установщикам ГБО, сделавшим соответствующую скидку клиентам. Ранее субсидия составляла 1/3 от стоимости установки. Но в июле этого года правительство удвоило ее размер и теперь компенсирует уже 2/3 о стоимости затрат. У федерального Минэнерго была инициатива о поддержке на 30% со стороны Газпрома и автовладельцу оставалось бы оплатить из своего кармана всего около 10%. Но благодаря Газпрому мечты сбываются не у всех.

Есть еще один подводный камень – установленное по госпрограмме ГБО надо обязательно регистрировать в ГИБДД. Не секрет, что многие автовладельцы, особенно частники, этим не заморачиваются а во избежание штрафов прячут баллоны, маскируют заправочные клапаны. Регистрация бюрократически запутана, довольно сложна и предполагает выдачу нового свидетельства на транспортное средство с отметкой об установке ГБО. Но для этого придется заплатить и в сервисе за сертификаты и оформление, и пошлины в ГИБДД. Все обходится в дополнительные 8-10 тысяч рублей, но если самим обивать пороги, то дешевле.

Программой предусмотрено субсидирование перевода на метан транспорта не только частных лиц и малого и среднего бизнеса, но и крупных организаций. Минэнерго ожидает основной наплыв со стороны частников и определяет долю переведенных по программе на газ частников в 80%. У нас же в регионе это в основном коммерческий транспорт – таксисты.

Стоит отметить, что для получения субсидии установлен возрастной ценз для автомобиля. В нынешнем году они должны быть не старше 2010 года, в следующем году — не старше 2013, в 2022 — не старше 5 лет с года выпуска.

Пестичев сообщил, что Саратовской области по программе выделено 15 миллионов рублей, на которые планируется переоборудовать 200 машин. По словам чиновника, на газ по программе перевели уже 160 машин, что позволяет ему сделать оптимистичный прогноз о перевыполнении плана в полтора раза – до 300 машин. Вопрос только в том, откуда возьмутся деньги на это перевыполнение. На будущий год по данной подпрограмме регион получит уже 36 миллионов, на которые планируется перевод не менее 300 автомобилей. Владелец одной из автостанций заявил о намерении одно крупного таксопарка оборудовать сразу 120 автомобилей, что также ставит под сомнение слова Пестичева о переводе транспорта из правительственного гаража на метан.

Мы часто сравниваем Саратовскую область с соседними регионами. А как у них? Для примера ограничимся Волгоградской. Там работает газпромовская региональная маркетинговая программа, которая компенсирует в виде скидки на топливо (оплачивая при заправке 50%) те самые 30% стоимости, оставляя на долю собственников автомобиля 10% оплаты выполненных работ. Соседи получают по программе больше средств, по 40 миллионов ежегодно на субсидии по переоборудованию транспорта и еще на инфраструктуру – всего 236 миллионов рублей. Каждый год в Волгоградской области будут строить по пять АГЗС. Саратовская область, конечно, попала число пилотных 23 регионов, где реализуется подпрограмма содействия перехода на газомоторное топливо, но участвует в ней ограниченно и явно со скромными результатами.
версия для печати

Заслуживает внимания


Навстречу локдаунуДля борьбы с COVID-19 не хватает бойцовПоехали…
29/10/2020 18:34 Заслуживает внимания Навстречу локдауну09/10/2020 15:11 Заслуживает внимания Для борьбы с COVID-19 не хватает бойцов01/10/2020 10:00 Заслуживает внимания Поехали…
Второе пришествие COVID-19Природа на откуп«Нетложка» с отсрочкой
16/09/2020 16:45 Заслуживает внимания Второе пришествие COVID-1910/09/2020 09:58 Заслуживает внимания Природа на откуп05/09/2020 19:16 Заслуживает внимания «Нетложка» с отсрочкой
«ПОДПИСАЛСЯ САМ?! – ПОДПИШИ ТОВАРИЩА!»


Провинциальный телеграф


Фоторепортажи

Видеорепортажи

Прямая речь

< >
< >
< >
Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Креатив-С"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 23-65-01.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович
Яндекс.Метрика