"Мелочь, а приятно" - Саратов Сегодня
18+ 29 Марта 2024, Пятница, 16:51
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

"Мелочь, а приятно"

17/10/2014 10:45 Еще недавно редко можно было увидеть на улицах городов, поселков и деревень Саратовской области скутер или мотоцикл. Чаще всего встречались старые отечественные "Уралы", "Ижи", да иностранные "Явы", которые на "честном слове" рассекали еще не забитые транспортом дороги. Благодаря их постоянному ремонту, ныне известные конструкторы кораблей и космолетов получали свой первый необходимый опыт в работе с "железом". Отличала их и безопасность, как для самих водителей, так и для пешеходов: не услышать и не отскочить от пути их следования было невозможно - о приближении этих "зверей" можно было узнать за километр.

Совсем недавно ситуация стала меняться, так как появились более "тихие", и, самое главное, недорогие двухколесные машины. Сейчас некоторые модели скутеров равны по цене компьютерам, айфонам и прочим популярным гаджетам, то есть около 30 тысяч рублей. Если на хороший автомобиль порой нужно копить годами, то на простой мопед до 50 кубов хватает чуть ли не одной зарплаты.

Неоспоримым, и, наверное, самым главным плюсом двухколесного транспорта стала его мобильность. Дорожная сеть Саратова ныне перегружена. Подчас автомобилист может приехать на работу позже, чем человек идущий на ту же работу пешком. "Мелочь, а приятно" - скажет скутерист или мотоциклист и объедет многокилометровую пробку, став победителем в этой гонке.

Еще одним немаловажным аргументом для покупки "двухколесных" послужило то, что с этим видом транспорта меньше мороки. Мототранспорт до 50 кубиков не требуют государственной регистрации, техосмотров и обязательного страхования, а до августа 2013 они не требовали даже прав на вождение. Бензина такая "машинка" много не требует, затраты на ремонт минимальны.

Серьезные проблемы от "несерьезного" транспорта

Все это предопределило "популярность" двухколесных среди жителей Саратовской области. Но с ростом количества на дорогах мопедов, скутеров и мотоциклов возросло и количество ДТП, связанных с ними. Главной причиной этому ГИБДД считают относительную "молодежность" этого транспорта.

"Молодые водители на мопедах, скутерах, мотоциклах зачастую ездят по своим, только им известным правилам. О чем можно говорить, если после одного ДТП, в котором погиб мотоциклист, друзья его оправдывали: "Он всего-то хотел против шерсти проехать". А ведь парень, по словам его товарищей, захотел попробовать себя в первый раз. Что у него в голове творилось? Может протест у них такой - проехать по встречке. Слава богу ездят ночью, но ведь никто не гарантирует, что на встречу не выедет автомобиль. Так случилось и в тот раз. Многие автомобилисты называют этих двухколесных гонщиков "будущими летчиками" или "хрустяшками". Думаю, не стоит объяснять почему?" - поделился мнением один из сотрудников ГИБДД.
С тем, что "двухколесные" ездят подчас по своим правилам согласны и простые водители.

"Им в пробках стоять не нравится и делать это они не хотят. Им не нужна фара для видимости их существования, они не понимают знака или не считают нужным его соблюдать. Свои маневры они, скорее всего, осуществляют с мыслью, что мы, водители - экстрасенсы. Иногда на них просто невозможно среагировать. А вдруг кто-то перестраиваться начнет? Когда их пропускаешь вперед, между рядами машин проносятся, как бешеные, не разбирая светофоров. На моих глазах, буквально неделю назад, один такой чуть бабку не сбил на запрещающий ему "красный",- поделился мнением водитель автобуса Андрей.

По мнению сотрудников ДПС, к сожалению, водители скутеров и мопедов не серьезно относятся к тому, что их транспорт имеет малый объем двигателя. Но ведь и с ним они могут развивать до 50-80 км/ч. А при такой скорости ДТП даже в автомобиле может быть смертельным, что уж говорить о тех, кто не защищен ни ремнями безопасности, ни железной коробкой вокруг. Есть мнение, что именно мысли о "несерьезности" транспорта приводят к гибели "беспечного ездока". Спасти таких при аварии может только специальная экипировка, но, к сожалению, одевают ее единицы. Сотрудники ДПС отмечают, что при столкновении водитель и пассажир двухколесного чаще всего вылетают вперед головой, а это значит, что шлем в любом случае жизненно необходим. "Пусть с травмами будет, но голова цела, а значит и сам живой", - считают сотрудники ДПС.

Печальная статистика

А попадают в ДТП двухколесные часто, особенно мопеды. Резкий рост отмечается в основном весной-летом. "За период март-август 2014 на территории Саратовской области зарегистрировано 266 ДТП с участием мопедов. В них погибло 6 человек и 292 получили травмы различной тяжести", - сообщили нам в ГУ ГИБДД Саратовской области. При этом, они уточняют, что в статистику вошли те ДТП, в которых пострадали люди. А это значит, что за ее пределами мы не увидим, сколько на самом деле происходит аварий.

Меж тем, сотрудники ГИБДД отмечают, что по сравнению периодом март-август 2013 года количество ДТП с участием мопедов снизилось на 33,9%. Более того, число погибших снизилось аж на 76,9%, а пострадавших от травм на 23,7%. Связывают такое резкое падение с тем, что в 2014 году вступили в силу поправки в закон "О безопасности дорожного движения", согласно которым для управления мопедами и легковыми квадроциклами ввели права категории "М".

У мотоциклов немного иная статистика. Здесь сказывается то, что покупают себе такую "зверюгу" более взрослые и опытные люди. Они стараются зазря не испытывать судьбу и кататься по правилам. Меж тем, мотоцикл из-за своих скоростных характеристик более опасен для водителей. При скорости более 100 км/ч редко случается так, чтобы в ДТП не пострадал сам мотоциклист и его пассажир. На территории Саратовской области в этом году зарегистрировано 116 ДТП с участием мотоциклов. Для 9 мотоциклистов авария стала роковой. Различные степени тяжести травмы получили 119 человек. По словам сотрудников ГИБДД несмотря на то, что число подобных ДТП выросло на 32%, погибших стало на 10% меньше. Эти десять процентов пополнили ряды получивших травмы, увеличив этот пункт статистики за этот год на 35%.

Взрослые игрушки

Отдельным пунктом стоят цифры детского травматизма на дорогах. Неизвестно, чем руководствуются родители, покупая своему чаду мопед. Это стало сродни "айфону", который придает ребенку некий статус "над всеми остальными". Ребенок просит и потратить 25 тысяч рублей - не трагедия. Трагедия начинается, когда ребенок попадает в первое же ДТП. В отличие от взрослых, дети не имеют ни опыта вождения, ни элементарных знаний правил дорожного движения, ни знаний, как вести себя на дороге. В итоге, опыт приобретается зачастую кровью.

Сами «мотоциклисты со стажем» относятся к таким молодым «любителям быстрой езды» с опаской. Виной тому – незнание культуры поведения на дорогах и правил дорожного движения, считает Юлия Пустовит. «Очень расстраивает, что молодые мотороллеры совсем не знают прав и катаются, как хотят. Это не дело – без знаний рассекать по дорогам. Они сами же набивают себе шишки и ставят под угрозу своё здоровье. Я считаю, что каждый должен быть на дороге воспитанным, а не ездить не по правилам, да еще и по тротуарам. К сожалению, молодое поколение очень часто относятся к культуре вождения пренебрежительно», - поделилась мнением любительница двухколесного транспорта.

Если зимой сотрудники дорожной полиции пытались убедить родителей приобретать детские кресла, пристегивать детей в машине ремнями безопасности, то в период весны-лета возникла другая не менее серьезная проблема: убедить пап и мам не вестись на поводу у своего чада, не покупать "взрослую игрушку" ребенку. И ничего так не звучит убедительно, как статистика. Почти ежедневные сводки с дорог похожи на своеобразную "детскую" войну. За какие-то март-август 2014 года на территории Саратовской области зарегистрировано 55 ДТП с мотоциклами, которыми управляли лица до 18 лет. В результате них, один несовершеннолетний погиб, а 46 получили травмы различной степени тяжести. Еще страшнее выглядит статистика, связанная с популярным среди школьников мопедами. Так ими было совершено 80 ДТП, приведших к гибели двух несовершеннолетних. Различные травмы получили 85 участников дорожно-транспортных происшествий.

Дети не только гибнут за рулем своих мопедов, но и сами становятся случайными убийцами. До сих пор еще вспоминается трагедия на Набережной Космонавтов, когда 17-летний водитель мотоцикла не справился с управлением и сбил двух пешеходов - 63-летнюю женщину и 3-летнего мальчика. В результате аварии пенсионерка с ребенком, а также 15-летняя пассажирка мотоцикла были госпитализированы в лечебное учреждение. Сам виновник происшествия удрал, испугавшись ответственности. Как позже стало известно, пенсионерка от полученных травм скончалась.

Из-за участившихся случаев гибели молодых скутеристов было введено ограничение по возрасту, согласно которому данным транспортом могут управлять только лишь с 16 лет. За непослушание закона - административная ответственность в виде серьезного штрафа ляжет на плечи не доглядевших родителей. Меж тем, сами сотрудники советуют поберечь ребенка: "Они же нарушают все на свете! У многих нет водительского удостоверения, а значит и водить они не учились. Потому не смотрят на светофоры, «летают» по тротуарам...и влетают, зачастую в пешеходов. Но еще хуже, что за руль садятся под хмельком. Они, мол, так меньше боятся начинают. Они пренебрегают шлемами и безопасностью. Не понимают родители, что могут убить собственного ребенка купив такую "игрушку". Родителям хотелось бы передать, чтобы задумались, что лучше: живой пешеход или травмированный гонщик?"

Как дети малые

Не отстают от детей и взрослые. Согласно статистике разнообразие причин ДТП с участием "больших детей" богатое. Тут и гонщики "под шафе" - 11 случаев ДТП, и ездоки без прав - 75 случаев (погибло 8 человек, пострадало 80 человек). Сюда плюсуется езда без экипировки и другие нарушения.

Двухколесные друзья - универсальный вид городского транспорта. Вот только о собственном здоровье и здоровье других людей взрослые мотоциклисты почти не думают. Порой наплевательски они относятся к установленным законом требованиям. По словам опытных мотоциклистов все это болезнь, "молодых и зеленых".

"Молодые "наездники" сейчас думают только о том, как купить "мот" побыстрее и как "пулять" по городу, на светофорах стартануть побыстрей, не думая не ни о своей безопасности, ни об безопасности окружающих. Есть конечно и путевые - это те, которые сначала получают права на соответствующую категорию, интересуются начинкой, устройством мотоцикла, а не только то сколько "прет", да сколько "жрет". Такие уже потом покупают сам мотоцикл и экипировку. Профессиональные гонщики, например, никогда не позволят себе гонять на полный звук по трассе ночью, понимая, насколько это раздражает людей. Нормальный "наездник" знает, что "пулять" и "отжигать" на спортивном мотоцикле можно только на треке или пустом участке дороги, но никак не в городе и не по оживленным улицам. У нас, мотоциклистов со стажем, давно конфликты появляются с "молодыми". Именно из-за них увешали полгорода знаками, что после 22.00 до 6.00 на мотоциклах ездить нельзя", - считает Валерий Коротков.

Он же произнес одну из главных истин на дорогах, которую, к сожалению, мало кто хочет соблюдать: "Пока мы, пешеходы, мотоциклисты, автомобилисты, велосипедисты не будем уважать друг друга, наши родители будут хоронить нас у дорог".
версия для печати
Автор: Андрей Делюбко

Ракурс


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович