30/09/2024 00:15 Систему образования, возможно, ждет очередная реформа. На днях помощник президента России, председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский высказался о сокращении обучения в школах и вузах.
Выступая на встрече с молодежью в Мурманске он заявил, что продолжительность образования должна быть сокращена из-за требований времени — это касается как школ, так и вузов. «То, что у нас 11 лет учатся в школах, — непозволительная роскошь. Это мы живем с вами в XIX веке. Образование должно быть спрессовано, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться», — считает Мединский. По его словам, молодые люди, выходящие на работу в 22 года, окажутся неконкурентоспособными, так как их обгонят более подготовленные ровесники.
Помощник президента также предложил убрать из школьной программы 6–8-х классов обществознание и сохранить его только для старшеклассников. «Я считаю, что в нынешнем виде обществознание бесполезно. Такое, какое оно есть сейчас, в жизни не пригодится. Предмет нужный, но нужно кое-что в нем улучшить. Я надеюсь, что та реформа, которую планирует Минпросвещения в отношении обществознания, будет практически полезна для школьников», — пояснил Мединский.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя предложения Мединского, отметил, что этот вопрос находится на стадии экспертной дискуссии. Также он назвал эту дискуссию оправданной. «Вы знаете, что существуют различные точки зрения об уплотнении образовательного процесса. Есть у специалистов доводы за и против. <...> Времена меняются, технологии образовательные меняются, потребности кадровые меняются, и под это должна живо подстраиваться система образования», — сказал Песков.
Реакция россиян на это оказалась неоднозначной. Согласно исследованию сервиса по поиску работы Superjob, треть опрошенных россиян высказались за сокращение срока обучения в школах. В опросе приняли участие 1,6 тыс. россиян и 500 родителей школьников. Опрошенные в основном (27%) считают, что школьное обучение нужно сократить на год и вернуть десятилетку. Они заявили, что раньше учились 10 лет, «а специалисты были очень хорошие». Противников идеи о сокращении срока обучения оказалось больше среди россиян в возрасте от 35 до 44 лет (63%). Не поддержал инициативу также 61% опрошенных родителей школьников. Они считают, что в 17 лет большинство не осознает серьезность происходящего и не знает, чего хочет, — дети не готовы ко взрослой жизни.
Мнения экспертного сообщества по поводу инициатив Мединского оказались довольно сдержанны. Они обращают внимание на то, что сейчас в школах растет учебная нагрузка в связи с введением новых предметов. Наряду с ней возрастает воспитательная составляющая, которая реализуется через патриотическое воспитание и приобщение к волонтерской и иной общественной деятельности посредством таких организаций как «Движение первых» и «Юнармия». Школа — это не просто место получения знаний, но и важнейший институт социализации и взросления.
Если сегодня взросление задерживается, и молодым считается человек до 35 лет, то сокращение школьного периода становится сомнительным решением. Предложение Мединского не согласуется с множеством установленных в российских законах возрастных ограничениях — о наступлении уголовной ответственности, управлении автомобилем, призывном возрасте, владении оружием. Зато может быть объяснено экономией госрасходов на образовании.
Прежде чем сокращать школьный период, нужно убедиться, что другие ступени образования готовы к приему более молодых учеников и что существуют специалисты, которые могут помочь им в профессиональной ориентации и социализации. В колледжах учащихся воспринимают и опекают как детей, в то время как к студентам в вузах отношение уже как ко взрослым людям.
Со слов Мединского, в России учат детей неоправданно долго, как в XIX веке. Но надо помнить, что дворянские дети учили долго и качественно, а вот простолюдин наскоро обучали грамоте, чтобы образование не отвлекало их от работы. Другими словами, образование было элитарным и лишь малая часть населения недворянского происхождения имела к нему доступ.
Во все времена образование было социальным лифтом. В наибольшей мере в таком качестве оно проявило себя при советской власти, когда была создана единая и доступная всем система образования для всех, поскольку сословия отменили. По мере развития страны эта образовательная планка повышалась: начала была ликвидирована безграмотность, а затем повсеместно стали вводить семилетку, девятилетку, потом десять, потом 11, приближаясь, по мере того как страна восстанавливалась после войны, к гимназическому типу. В других странах с развитой экономикой никаких намерений сокращать продолжительность школьного обучения нет. Короткий образовательный цикл в современном мире, по ее словам, это скорее признак стран с малой продолжительностью и низким уровнем жизни.
Мединский сводит реформу к упрощенному «во сколько лет уже пора идти работать». Вместо сокращения времени обучения в школе нужно просто объяснять детям, что не все должны идти в 10–11 классы. Сегодня в России активно развивается система среднего профессионального образования, и после девятого класса не нужно бояться уходить в колледжи, где можно получить профессию, которая даст для успешной жизни больше, чем диплом бакалавра по менеджменту. А если есть потребность в дальнейшем образовании и развитии, то сейчас в России действует отлаженная система, когда можно уйти после девятого класса, получить специальность в колледже, а потом пойти в университет при желании и необходимости. И выглядит все так, будто в сокращении школьного обучения уже нет смысла. К этому стоит также добавить, что обучение в 9, 10 и 11 классах — это сейчас не столько образование, сколько натаскивание на сдачу ОГЭ и ЕГЭ.
К тому же последние десятилетия в мире наблюдается устойчивый тренд на увеличение продолжительности детства и юности. Дети взрослеют значительно позже. И это актуально для всего мира. Едва ли удастся сломать общемировой тренд, изменив сроки обучения в школе. А вот сломать реформой систему образования вполне реально. Власть декларирует восстановление прежней советской системы образования, считавшейся одной из лучших. Но такие реформы только лишь отдаляют от нее.
Изображение создано нейросетью Шедеврум
версия для печатиВыступая на встрече с молодежью в Мурманске он заявил, что продолжительность образования должна быть сокращена из-за требований времени — это касается как школ, так и вузов. «То, что у нас 11 лет учатся в школах, — непозволительная роскошь. Это мы живем с вами в XIX веке. Образование должно быть спрессовано, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться», — считает Мединский. По его словам, молодые люди, выходящие на работу в 22 года, окажутся неконкурентоспособными, так как их обгонят более подготовленные ровесники.
Помощник президента также предложил убрать из школьной программы 6–8-х классов обществознание и сохранить его только для старшеклассников. «Я считаю, что в нынешнем виде обществознание бесполезно. Такое, какое оно есть сейчас, в жизни не пригодится. Предмет нужный, но нужно кое-что в нем улучшить. Я надеюсь, что та реформа, которую планирует Минпросвещения в отношении обществознания, будет практически полезна для школьников», — пояснил Мединский.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя предложения Мединского, отметил, что этот вопрос находится на стадии экспертной дискуссии. Также он назвал эту дискуссию оправданной. «Вы знаете, что существуют различные точки зрения об уплотнении образовательного процесса. Есть у специалистов доводы за и против. <...> Времена меняются, технологии образовательные меняются, потребности кадровые меняются, и под это должна живо подстраиваться система образования», — сказал Песков.
Реакция россиян на это оказалась неоднозначной. Согласно исследованию сервиса по поиску работы Superjob, треть опрошенных россиян высказались за сокращение срока обучения в школах. В опросе приняли участие 1,6 тыс. россиян и 500 родителей школьников. Опрошенные в основном (27%) считают, что школьное обучение нужно сократить на год и вернуть десятилетку. Они заявили, что раньше учились 10 лет, «а специалисты были очень хорошие». Противников идеи о сокращении срока обучения оказалось больше среди россиян в возрасте от 35 до 44 лет (63%). Не поддержал инициативу также 61% опрошенных родителей школьников. Они считают, что в 17 лет большинство не осознает серьезность происходящего и не знает, чего хочет, — дети не готовы ко взрослой жизни.
Мнения экспертного сообщества по поводу инициатив Мединского оказались довольно сдержанны. Они обращают внимание на то, что сейчас в школах растет учебная нагрузка в связи с введением новых предметов. Наряду с ней возрастает воспитательная составляющая, которая реализуется через патриотическое воспитание и приобщение к волонтерской и иной общественной деятельности посредством таких организаций как «Движение первых» и «Юнармия». Школа — это не просто место получения знаний, но и важнейший институт социализации и взросления.
Если сегодня взросление задерживается, и молодым считается человек до 35 лет, то сокращение школьного периода становится сомнительным решением. Предложение Мединского не согласуется с множеством установленных в российских законах возрастных ограничениях — о наступлении уголовной ответственности, управлении автомобилем, призывном возрасте, владении оружием. Зато может быть объяснено экономией госрасходов на образовании.
Прежде чем сокращать школьный период, нужно убедиться, что другие ступени образования готовы к приему более молодых учеников и что существуют специалисты, которые могут помочь им в профессиональной ориентации и социализации. В колледжах учащихся воспринимают и опекают как детей, в то время как к студентам в вузах отношение уже как ко взрослым людям.
Со слов Мединского, в России учат детей неоправданно долго, как в XIX веке. Но надо помнить, что дворянские дети учили долго и качественно, а вот простолюдин наскоро обучали грамоте, чтобы образование не отвлекало их от работы. Другими словами, образование было элитарным и лишь малая часть населения недворянского происхождения имела к нему доступ.
Во все времена образование было социальным лифтом. В наибольшей мере в таком качестве оно проявило себя при советской власти, когда была создана единая и доступная всем система образования для всех, поскольку сословия отменили. По мере развития страны эта образовательная планка повышалась: начала была ликвидирована безграмотность, а затем повсеместно стали вводить семилетку, девятилетку, потом десять, потом 11, приближаясь, по мере того как страна восстанавливалась после войны, к гимназическому типу. В других странах с развитой экономикой никаких намерений сокращать продолжительность школьного обучения нет. Короткий образовательный цикл в современном мире, по ее словам, это скорее признак стран с малой продолжительностью и низким уровнем жизни.
Мединский сводит реформу к упрощенному «во сколько лет уже пора идти работать». Вместо сокращения времени обучения в школе нужно просто объяснять детям, что не все должны идти в 10–11 классы. Сегодня в России активно развивается система среднего профессионального образования, и после девятого класса не нужно бояться уходить в колледжи, где можно получить профессию, которая даст для успешной жизни больше, чем диплом бакалавра по менеджменту. А если есть потребность в дальнейшем образовании и развитии, то сейчас в России действует отлаженная система, когда можно уйти после девятого класса, получить специальность в колледже, а потом пойти в университет при желании и необходимости. И выглядит все так, будто в сокращении школьного обучения уже нет смысла. К этому стоит также добавить, что обучение в 9, 10 и 11 классах — это сейчас не столько образование, сколько натаскивание на сдачу ОГЭ и ЕГЭ.
К тому же последние десятилетия в мире наблюдается устойчивый тренд на увеличение продолжительности детства и юности. Дети взрослеют значительно позже. И это актуально для всего мира. Едва ли удастся сломать общемировой тренд, изменив сроки обучения в школе. А вот сломать реформой систему образования вполне реально. Власть декларирует восстановление прежней советской системы образования, считавшейся одной из лучших. Но такие реформы только лишь отдаляют от нее.
Изображение создано нейросетью Шедеврум
Ракурс
03/09/2024 01:19 Ракурс Теряют ли саратовские вузы позиции в рейтингах? | 28/08/2024 18:45 Ракурс Мучат в школе… | 15/07/2024 17:12 Ракурс Саратов относят к малопригодным для жизни городам |
28/06/2024 18:34 Ракурс День молодежи – что это было? | 10/05/2024 15:44 Ракурс Саратовская жилищная аномалия | 23/04/2024 20:59 Ракурс Быть ли Театральной площади Саратова Торговой? |