Запрет телефонов и уроки труда – что не так с нововведениями? - Саратов Сегодня
18+ 4 Марта 2024, Понедельник, 19:49
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Запрет телефонов и уроки труда – что не так с нововведениями?

06/12/2023 17:31 Законопроект о запрете использования телефонов в школах, который был принят Госдумой сразу во втором и третьем чтениях, вызвал широкий общественный резонанс. Причем отклики звучат преимущественно комплиментарные. Между тем, в данном законопроекте речь идет не только о мобильных телефонах и немало вопросов возникает в связи с реализацией пока еще не вступивших в силу нововведений.

- Ввести запрет на использование мобильных телефонов во время школьных уроков давно просят родители и учителя. Поправки повысят дисциплину, дети не будут отвлекаться на смартфоны. Это важно, учитывая, что многие дети сегодня страдают настоящей зависимостью от мобильных телефонов и испытывают сложности с социальной коммуникацией ", - прокомментировал законопроект председатель Госдумы Вячеслав Володин.
По словам спикера, это не только повысит качество образования, будет способствовать живому общению, укрепит авторитет учителя.

Изначально в принятой в ноябре в первом чтении редакции законопроекта речь шла о том, что использование смартфонов на уроках допускается в учебных целях. Но потом норму ужесточили и пользоваться мобильным в школах будет запрещено даже в образовательных целях. Глава комитета ГД по просвещению Ольга Казакова пояснила, что для образовательных целей при необходимости будут использоваться школьные гаджеты, а не личные. То есть, компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски - вся эта техника под запретом на уроках не будет. В поправках прописывается, что табу касается "средств подвижной радиотелефонной связи", то есть телефонов и других устройств, куда вставляется сим-карта, и они могут выполнять такие же функции, как и телефон. Телефоны можно будет использовать только в ситуациях, связанных с возникновением опасности жизни или здоровью обучающихся, работников образовательной организации.

Общий настрой учителей, большинства родителей таков, что на уроках надо не переписываться, не сидеть в чатах, не играть в игры, а учиться и слушать преподавателя. С этим поспорить сложно, но нужно. Проблема в том, что российская система образования по своей технической оснащенности далеко не передовая. Даже если речь идет о таких крупных городах как Саратов. А что уж говорить об отдаленных поселковых и сельских учебных заведениях... Даже в саратовских школах в центре города и колледжах далеко не все кабинеты оснащены оборудованием – проектором, интерактивной доской и простеньким ноутбуком, а также широкополосным интернетом.

Но и это еще не все. Чиновники от образования и депутаты не учитывают тот факт, что далеко не все ученики и студенты имеют дома компьютер с интернетом и принтер, чтобы готовить сообщения, доклады, проекты и т.д. Единственный их источник выхода во Всемирную паутину в поисках информации – простенький смартфон, в котором они, увы, больше чатятся между собой. С учебниками тоже не все благополучно. И в такой ситуации для многих учителей использование для учебных целей смартфонов – в некотором смысле выход из неблагополучной материально-технической ситуации с оснащенностью учебных заведений.

Критики утверждают, что запрет на использование мобильных телефонов — это, прежде всего, демонстративный отказ идти в ногу с прогрессом и нет никакой другой аргументации такого запрета, кроме того, что школьники сидят в телефоне, а учитель не понимает, как их оттуда вытащить. Соответственно, учителя обвиняются в непрофессионализме – неспособности увлечь учеников. Но это лишь поверхностная точка зрения. Есть профстандарты образования, не всем ученикам нравятся отдельные предметы, но изучить они их обязаны, чтобы получить аттестат об образовании. И редко какой учитель сможет перенести внимание учеников с увлекательного общения друг с другом или просмотра Тик-тока на изучение законов Ньютона или Первую русскую революцию. К тому же не надо забывать, что урок – это теперь еще и воспитательный процесс с присущей ему дисциплиной.

И при всем этом не стоит забывать, что смартфон остается инструментом получения знаний, а также полезных умений. Он позволяет значительно разнообразить и углубить образовательный процесс, дать школьникам возможность получить актуальные навыки для социализации в обществе. Такая вот противоречивая реальность, не решенная принятым депутатами законом.

Но и это еще не все. Мобильные телефоны – это не только проблема, отвлекающая от учебного процесса, и одновременно его инструмент, но и еще способ самозащиты, записи разного рода эксцессов со стороны соучеников и педагогов. И это только одна грань проблемы. Нередко смартфоны становятся способом издевательств агрессивных учеников над педагогами, которых провоцируют на резкие высказывания и поступки, записываемые на видео и затем выкладываемые в Сеть. Именно этой серьезной проблемой защиты прав и авторитета учителей, наконец-то, озаботились законодатели.

Есть и другая проблема в связи с принятием закона – как как обеспечить сохранность мобильных телефонов школьников. Оставлять их дома нельзя, чтобы была связь с родителями и опять же в вышеупомянутых интересах защиты. Собирать в отдельный ящик перед уроком – чревато обвинениями учителей в порче телефонов и подобных прецедентов уже хватает. Педагоги не хотят брать ответственность за чужую недешевую собственность и обоснованно боятся провокаций. Как убедиться, что ученик сдал телефон – учитель не станет его обыскивать перед уроком. Этого не будут делать и на входе в школу.

Возможно, выход в устройстве школьных шкафчиков, но это расходы, которые бюджет не потянет. Поэтому, телефоны, скорее всего, оставят самим ученикам, а учителей обяжут ревностно следить за тем, чтобы никто втихаря не достал телефон на уроке. Этим учителя с различным успехом занимаются и сейчас, но вскоре будут делать это во исполнение закона.

И еще: а что будет, если ученик нарушил законодательный запрет, ослушался учителя и выложил какой-нибудь скандал на уроке в Интернет ради хайпа? Вряд ли он понесет ответственность, т.к. санкции за это не прописаны. А вот учитель огребет по всей строгости закона дисциплинарной, возможно даже и административной ответственности.

Все же хочется отдельно отметить важную тенденцию, обозначенную в законе – актуализирован процесс повышения социального статуса учителей, продумываются вопросы их защиты, поскольку педагогам отводится значимая роль в социальном управлении на самой его первоначальной стадии – воспитании и образовании детей. И это не менее важно, чем повышение материального благосостояния педагогов.

Этим же законопроектом в образовательную программу включили обязательные уроки труда. Об их необходимости было немало дискуссий. В восприятии одних - это полупьяный трудовик советской школы, который учит школьников сколачивать примитивные табуретки и скворечники, а девочек учат домоводству. Задаются вопросы – а зачем в школе учить тому, что дети познают дома, еще больше нагромождать и без того объемную учебную программу и тратить на это дополнительно немалые бюджетные деньги?

Как оказывается, надо. В России семьи разные – неполные, неблагополучные, не всегда занятые работой родители могут привить нужные навыки. Уроки труда – это не только обучение определенным знаниям и навыкам, но и важный элемент воспитания и социализации учеников. Не стоит сводить уроки труда к примитивизму. В той же советской школе были оборудованы классы со станками и швейными машинками, что являлось элементом профориентации. Девочек можно обучать не только шить и готовить, но и искусству сервировки, приобщать к моде и творчеству. Юноши могут овладевать навыками пользования разнообразным строительным и прочим инструментом. Это раньше в основе уроков труда были молоток и напильник с ножовкой. Сейчас все гораздо сложнее, интереснее, хотя и опаснее.

Однако уроки труда – это большие затраты, из которых зарплата трудовиков - лишь часть расходов. Гораздо больше средств требуется на материально-техническую базу и помещения, которых во многих школах нет. К тому же, нужно еще найти квалифицированных преподавателей. Возникает много вопросов, на которые не всегда находятся очевидные ответы.

Законопроект в скором времени пройдет все оставшиеся стадии и вступит в силу. Однако для его полноценной реализации потребуется немало времени, средств и сил. Не исключено, что отдельные положения могут быть пересмотрены.
версия для печати

Ракурс


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович