В Саратове электросамокатчиков «сегрегировали» - Саратов Сегодня
18+ 11 Сентября 2024, Среда, 15:23
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

В Саратове электросамокатчиков «сегрегировали»

04/10/2023 21:18
В областном центре введены новые ограничения для пользователей электросамокатами. Будет ли следующим шагом их запрет?

В начале сентября Париж стал первым городом в мире, где запретили кикшеринговые сервисы. Их история в столице Франции продлилась примерно пять лет. Изначально, как и в России, этот вид мобильного транспорта был принят «на ура». Но достаточно скоро начались проблемы. Ровно те же самые, что и в России, и в других странах – ДТП, брошенные где попало самокаты и растущее число жалоб.

Сначала власти столицы Франции пошли тем путем, которым последовали в России в масштабах всей страны, введя ограничение скорости до 10 км/ч и штрафы за перевозку нескольких человек и вождение в наушниках. Помимо пресловутого «кнута» стали оборудовать парковки, вне которых кикшеринговые электросамокаты оставлять было нельзя.

В Россию кикшеринг пришел в 2018 году, в Саратов – примерно двумя годами позже. Велопрокат в нашем городе как-то не «зашел», а аренда электросамокатов стала популярна. Как и в Евросоюзе, его развитию способствовала пандемия с ее ограничениями и рисками поездок в общественном транспорте. В отечественных Правилах дорожного движения новшества относительно электросамокатов вступили в силу с 1 марта 2023 года. До этого самокатчик приравнивался к пешеходам и для них были установлены соответствующие требования: перемещаться по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, в их отсутствие - по обочинам дорог или краю проезжей части навстречу движению и в темное время суток носить светоотражающие элементы на одежде. Электросамокат попадал под понятие транспортного средства, только если электродвигатель мощностью превышал 4 кВт, а развиваемая скорость - выше 50 км/ч. Тех, кто управлял таким средством в нетрезвом виде могли оштрафовать, а лишить прав не могли, потому как такой категории водителей нет.

Теперь в ПДД есть понятие «средство индивидуальной мобильности», СИМ, под которым понимают транспортные средства с двигателем, который приводит в движение одно или несколько колес или роликов: электросамокаты, электровелосипеды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другой аналогичный транспорт. Мощность двигателя не имеет значения: если он есть, самокат или велосипед считают СИМ. Это позволило вводить требования и ограничения для СИМ, такие как ограничение по скорости в 25 км/ч, запрет перевозить пассажиров и габаритные грузы, спешиваясь двигаться по «зебре», оборудование фарами и фонарями.

В целом СИМ остались транспортом, который с пешеходных зон не вытеснили. Соответственно, и на лицо, которое управляет СИМ, по-прежнему действуют нормы и санкции как для пешехода. Он же не получает специальные водительские права и потому даже покидание места ДТП не вызовет для него никаких последствий. Еще в ПДД появился новый знак 3.35 — «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено».

Наказание за нарушение правил ПДД самокатчиками – предупреждение или штраф от 800 до 1500 рублей. Выписать штраф может как сотрудник ГИБДД, так и участковый полицейский. Помимо нарушения ПДД самокатчиков штрафуют за неправильную парковку, СИМ увозят на спецстоянку. Соответствующие нормы прописывают в региональном административном законодательстве. Но спустя полгода мы видим, что органы правопорядка не вмешиваются и штрафуют только в вопиющих случаях, когда произошло ДТП или в ходе специальных рейдов.

В Норвегии за самокатчиками полиция гоняется на скутерах, но там смысл облав оправдан тем, что законами предусмотрена конфисация СИМ. Многочисленные камеры уличного наблюдения тут тоже бесполезны – на СИМ же нет госномеров. Хотя в Японии электросамокат необходимо регистрировать в полиции, платить за него транспортный налог, оснастить номерным знаком, зеркалами заднего вида, стоп-сигналом и поворотниками. Несоблюдение этих требований влечет большой штраф и даже тюремное заключение. В Дании, Норвегии и Испании можно ездить только в шлеме, запрещено парковаться в центре городов. В Сингапуре и Швейцарии самокатчикам запрещено ездить по тротуарам, для них выделяют специальные полосы движения.

Не работали введенные ограничения и в Париже. Поэтому мэр города инициировала референдум, в результате которого 89% проголосовали за запрет кикшеринга. Мотивы те же, что и в России: постоянные превышения допустимой скорости, аренда самокатов детьми, скопление СИМ на тротуарах. Опираясь на итоги референдума, который было трудно назвать гласом народа, поскольку в нем участвовали менее 10% горожан, парижские власти запретили кикшеринговые сервисы. Часть парка кикшеринги отправили в парижские пригороды, другие города и страны ЕС. Что касается личных СИМ, то пользоваться ими в Париже по-прежнему можно. А вот в Великобритании, частные, наоборот, изымают, сохранив кикшеринг.

Позднее в мае в Госдуму поступила закинициатива о том, чтобы снизить разрешаемую скорость до 15 км/ч, убрать СИМ с пешеходных зон и разрешить доступ к СИМ только совершеннолетним. Тогда же предложили операторам СИМ выдавать специальные права на управление. Внесшие проект закона депутаты исходили из того, что за последние три года в России вдвое выросло число аварий с участием СИМ: если в 2020-м таких ДТП было 430, то в 2022 году их произошло 976, а в 2023-м — 941. Из них 70% ДТП связаны с СИМ, мощность двигателя которых больше 550 Вт. При этом число личных и арендованных СИМ, фигурировавших в ДТП, примерно одинаково. Парламентарии уже тогда констатировали, что мартовские ограничения не работают.

Ограничение скорости, возрастной ценз, наличие водительских прав – вот наиболее распространенные способы борьбы с СИМ во многих странах мира. Как видим, также спустя пять лет ровно те же самые проблемы с СИМ накрыли и Россию. Точно также показали неэффективность ограничительные меры. Самокатчики просто игнорируют ПДД и этот нигилизм тем сильнее, чем младше их возраст.

Следующим шагом в России стал запрет передвигаться на СИМ на определённых улицах. По этому пути уже пошли ряд стран, не доводя дело до запрета электросамокатов полностью или частично. Так, в Петербурге первые запрещающие движение электросамокатов дорожные знаки появились на Адмиралтейской набережной. С начала октября в Саратове мэрия определила перечень улиц и пешеходных зон, на которых повесят запрещающие знаки и будет ограничено движение электросамокатов:
– Набережная Космонавтов на участке от Московской до Бабушкиного Взвоза на трех верхних ярусах;
– набережная от Бабушкиного Взвоза до Большой Садовой на верхних ярусах;
– проспект Столыпина;
– городской парк:
– сад «Липки»;
– детский парк;
– парк «Семхоз»;
– сквер Железнодорожников;
– сквер Борцов революции 1905 год на пешеходной зоне;
– сквер Марины Расковой;
– сквер на Театральной площади;
– Бульвар на Астраханской от Шелковичной до 2-го Станционного проезда по пешеходной дорожке;
– сквер у гостиницы «Саратов» на пешеходной части;
– Бульвар на улице Рахова от Весеннего проезда до Рабочей по пешеходной части.
Любопытно, что из этого перечня выпал Парк Победы и некоторые другие парки Саратова.

Судя по тому, как не исполняются закрепленные в ПДД федеральные запреты и ограничения, не стоит быть уверенными в соблюдении и этих ограничений и встанет вопрос о запрете СИМ. Однако вряд ли такой радикализм станет решением. Несмотря на то, что большинство горожан высказываются на опросах против электросамокатов, надо признать, что этот новый вид городского транспорта уже стал частью нашей городской среды. От нарушений установленных правил выход только один – обеспечение действенного контроля, для которого уже есть вся правовая база, хотя депутаты по привычке предлагают тупо увеличить штрафы в 10 раз. есть и другое направление решеня этой проблемы – развивать общественный транспорт, чтобы различные его виды находились в балансе, дополняли друг друга и тогда электросамокаты станут их органичным дополнением как полноценный городской транспорт. Важно понимать: статистика по смертности в ДТП с велосипедами не меньше, чем с электросамокатами, но о запрете велосипедов мы почему то не говорим.


версия для печати

Ракурс


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Запись о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович