Госрегулирование цен: чем это грозит? - Саратов Сегодня
18+ 19 Апреля 2024, Пятница, 3:32
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Госрегулирование цен: чем это грозит?

16/03/2022 13:57 Каждый раз одно и то же. Как только случается очередной виток инфляции, сопровождаемый ажиотажным спросом на сахар-соль-гречку-макароны-крупы и прочее, начинаются разговоры про государственное регулирование цен. Причем говорить об этом начинают не чиновники от экономики, которые относятся к рынку по принципу «не тронь, авось да все и обойдется», но не обходится, а депутаты и прочие политики, не слишком обремененные ответственностью за свои слова и поступки. В итоге рынок у нас дикий, как в эпоху первоначального накопления капитала.

В СМИ и соцсетях дискуссии из разряда споров о первенстве курицы или яйца диванные и просто эксперты «рубятся» на тему – допустимо ли вообще в условиях рыночной экономики государственное регулирование цен, и до какой меры оно допустимо. Элементарные познания в экономической теории и исторической практики подсказывают нам, что без него никак. Бизнес так и тяготеет к тому, чтобы обеспечить монополию или хотя бы картельный сговор, чтобы поймать пресловутую «невидимую руку рынка» и засунуть ее всей пятерней потребителю в карман. Выступая регулятором в экономических отношениях, государство сдерживает стремление бизнеса к извлечению суперприбылей. Если они, конечно, не в долях между собой.

Госрегулирование цен является частью экономической политики всех развитых стран. Отчасти благодаря этому, а не только из-за наличия конкуренции заскучавшие по хорошей еде россияне с завистью поглядывают на доступные зарубежным потребителям ценники на сыры, колбасы, молочку, мясо и прочее изобилие, ставшее для многих деликатесом. С другой стороны, тотальное регулирование государством всех цен чревато упадком предпринимательской инициативы и попахивает советским Госпланом. Так что и эта крайность, как и полное невмешательство власти в ценообразование, не является практикой большинства стран.

Госрегулирование цен бывает, как известно, прямым и косвенным. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования. Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации цен с целью снижение инфляции. Государство определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов. Именно так устанавливаются коммунальные тарифы и не только они.

Прямым вмешательством государства в процесс ценообразования является замораживание цен на отдельные группы товаров, установление фиксированных цен и тарифов либо предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Установление ценовой «вилки» часто используется в условиях дефицита. Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. Более всего распространена практика установления рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

Считается, что многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.

Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей, применения разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, применения мер по изменению величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, регулирования налогов, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета. Субсидирование цен широко практикуется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода. Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственного производства.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами: создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства, эффективное использование таможенных тарифов, стимулирование товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции, разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров.

В той или иной мере косвенное госрегулирование цен осуществляется повсеместно. Что же касается форм прямого регулирования, то в разных странах доля товаров, на которые они распространяются, варьируется от 5% (США) до 60 %(ФРГ). Случаи, когда в знак протеста фермеры в европейских странах выливали молоко или вываливали навоз у правительственных зданий как раз связаны с тем, что субсидии от государства по их мнению недостаточны для того, чтобы следовать рекомендованной ценовой политике на продукцию.

В России власть в вопросах ценообразования либеральна, возможно, излишне. Ежегодно устанавливаются коммунальные тарифы и каждый раз в сторону увеличения, чтобы покрыть «бедным» монополистам инфляционные потери. Но с другой стороны каждое такое повышение только подхлестывает инфляцию. Регулируются также транспортные тарифы. В 2020 году на фоне роста цен на продовольствие была введена норма, согласно которой предельные цены могут устанавливаться на срок не более 90 дней, если в течение 60 дней подряд рост цен составляет 10% и более с исключением сезонного фактора. Ранее право ограничивать цены возникает, если они вырастают более чем на 30 % в течение 30 дней подряд. Перечень товаров, на которые могут регулироваться цены, установлен постановлением правительства и включает 24 позиции (мясо, куры, мороженная рыба, молоко, масло, яйца, сахар, соль, чай, мука, хлеб, рис, вермишель и другие).

Напомним, что в конце 2020 года стали резко расти цены на растительное масло и сахар, возник их дефицит. Быстро выяснилось, что эту продукцию и сырье просто стали больше экспортировать, поскольку это выгоднее. Введя таможенные ограничения, государство договорилось о максимальных ценах и начало субсидировать производителей сахара и растительного масла. Это дало толчок к необоснованному росту на остальные виды продукции из перечня.

Еще раньше попытка власти поднять акцизы на бензин обернулась ростом цен на топливо, затем история повторилась из-за более выгодного в сравнении с продажей на внутреннем рынке экспорта моторного топлива. В обоих случая все закончилось в пользу «нефтянки»: добились сохранения прежних акцизов и цены на бензин не вернули на прежний уровень. И это при том, что цены на бензин внутри России и без того росли вне зависимости от мировых цен на нефть: цены падают – нефтяные магнаты за счет внутреннего рынка потери компенсируют, цены растут – стоимость бензина подтягивается до мирового уровня и даже не думает снижаться… Про бензин вспомнили в связи с тем, что в Госдуме предложили ввести специальное госрегулирование цен на бензин. Боимся, что подобная инициатива закончится дефицитом и ростом цен – на фоне введенных санкций на покупку российской нефти.

В своем сегодняшнем выступлении президент России Владимир Путин заявил, что нужно исключить ручное вмешательство в цены, к их стабилизации должно привести увеличение предложения. Задача сложная, но решаемая.
версия для печати

Ракурс


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович