
Представлены как популярные гастрономические «визитные карточки», так и локальные бренды, которые появились совсем недавно, но имеют хорошие перспективы развития. На данный момент по количеству заявок лидирует Московская область (42 заявки), на втором месте – Ростовская область (40), третье место занимает Пермский край (27). Среди брендов из этих регионов серпуховская помадка – старинное лакомство, которое еще в Первую мировую войну помогало солдатам быстрее выздоравливать; атаманская уха по-старочеркасски – культовое блюдо казачьей станицы, в составе которого вино, яичные белки и щучья икра; а также пермские шанежки, чья история начинается с 17 века, – это круглые, похожие на ватрушки пирожки с несладкой начинкой. В числе наиболее активных регионов – Волгоградская область с еланскими сырами и другими брендами, а также Ярославская область с популярным пошехонским пряником и прочими традиционными лакомствами и блюдами. Из саратовского ассортимента для голосования областной минсельхоз предложил традиционный калач, ровенские арбузы, ершовские колбаски и сыр из села Лох.
Примечательно, что эти же продукты ведомство выдвигало и раньше, причем в нескольких номинациях. К сожалению, ни один из местных брендов не набрал достаточное количество голосов, чтобы выбиться в лидеры. Саратовский калач набрал 1873 голоса, ровенским арбузам сказали «да» 1022 человека, сыр из села Лох фактически проигнорировали – всего 98 голосов. Сложно сказать, чего не хватило для победы саратовским деликатесам: то ли отсутствие грамотной стратегии в их продвижении, а возможно, тот факт, что саратовцы стали забывать вкус этих самых брендов. Непонятно, почему список региональных брендов не дополняется новинками и остается однообразным из года в год.
В Саратовской области за последние несколько лет появилось много фестивалей с «привкусом» районных брендов. Например, на фестивале пирога в Духовницком муниципалитете угощают пирожками с поздникой, в Алгайском районе потчуют шашлыками из мраморного мяса. Однако в шорт-лист чиновники перечисленные блюда не включили. Наоборот, в перечень попали бренды, находящиеся на грани исчезновения. Например, саратовский калач. Белевскую пастилу или адыгейский сыр можно приобрести в любом сетевом магазине, а вот саратовский калач нужно еще поискать. Узнав о голосовании, горожане стали задаваться вопросом, а где, собственно, можно разжиться известным караваем? В соцсетях кто-то из жителей областного центра вспомнил, что последний раз смог купить калач еще до пандемии на ярмарке на Театральной площади, однако «вкус уже не тот, что был раньше».
– Зачем продвигать продукт как известный на всю страну, если простые жители его не могут купить? Обидно, – считает жительница Саратова Людмила Акимова. – А ведь калачи были воздушные, очень вкусные, в данный момент приобрести их негде. Про сыр из села Лох Новобурасского района, наверное, не все знают, а вот про Юрия Карамзина, его изготовителя, слышали многие. Примечательно, что в соцсетях он больше известен, как Дон Кихот из Лоха и Испанец, поскольку больше десяти лет прожил в этом государстве. В краткой аннотации к сыру из села Лох, опубликованной на сайте «Вкусы России», говорится: «Особенности местного сыра хранятся фермерами в секрете и передаются из поколения в поколение в устных пересказах и наглядной демонстрации процесса производства от отца к сыну».
Примечательно, что Юрий Александрович – не фермер, все его хозяйство – десять коз. Уникальный рецепт сыра из козьего молока он узнал от родственников своей испанской снохи, которые держат небольшую ферму. Особых секретов никаких нет – оливковое масло, смесь специй и розмарина, сушеные помидоры. Прелесть готового продукта в том, что он меняет вкус под воздействием специального рассола.
Продвигает саратовский бренд «сарафанное радио» и небольшой баннер в селе Лох, на котором написано «Испанский сыр». – Проголосовать за собственный деликатес не могу – телефон кнопочный, а интернета нет, поскольку дом мой находится в низине, – рассказал Испанец из Лоха. – Мне сложно судить, насколько раскрученный продукт я делаю, но расходится он влёт. Сыр, приготовленный из молока моих коз, пробовали туристы из 12 стран. Но делать бизнес на этом у меня здоровья нет, мне скоро 70 лет стукнет. Я мечтаю делать пиццу в настоящей дровяной печи и использовать только продукты с собственного подворья. В селе туристам перекусить негде, кафе нет. Тем более сосед решил открыть несколько домов для постояльцев, чтобы люди могли остаться на ночлег. Родственники к затее относятся настороженно, а я, честно говоря, побаиваюсь всяких надзорных органов. В Испании мой сын с невесткой десять лет держали собственное кафе – ни разу к ним никакие ревизоры не приходили.
По словам Юрия Карамзина, на поддержку своего скромного бизнеса он не получил от государства ни копейки.
– На вопрос об инвестициях я всегда отвечаю так: «Спасибо пенсии родной, что пока еще живой», – говорит Юрий Александрович. – Пенсию я получаю 8500 рублей, это и помогает мне развивать свое небольшое хозяйство. Кстати, цены ни на молоко, ни на йогурт с сыром я не поднимаю в течение нескольких лет, потому что хочу, чтобы их могли попробовать не только дяди, приезжающие в Лох на «Мерседесах», но и люди на велосипедах.
Ракурс
![]() | ![]() | ![]() |
17/06/2022 23:48 Ракурс На пороге безумной безработицы сумасшедших | 01/06/2022 13:08 Ракурс Будет ли Саратов миллионником? | 25/05/2022 22:24 Ракурс В Саратове занялись декоммунизацией |
![]() | ![]() | ![]() |
13/04/2022 18:18 Ракурс Когда капуста дороже доллара | 08/04/2022 10:05 Ракурс Вооружаемся? | 21/03/2022 12:07 Ракурс В Саратовской области продовольственная недобезопасность |