Станет ли в Саратове самообложение налогом? - Саратов Сегодня
18+ 15 Июня 2021, Вторник, 20:42
«Вот эта любовь к Родине, которая находится в крови, в характере,
в генах нашего народа, делает нас сильными, объединяет вокруг общих задач»
Владимир Путин
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Станет ли в Саратове самообложение налогом?

Станет ли в Саратове самообложение налогом?  - Саратов Сегодня26/05/2021 10:15 Вот уже 18 лет в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» существует норма о самообложении граждан. И мало кого волновала, потому как не так часто использовалась. Но стоило региональному заксобранию ее конкретизировать, как тут же поднялась волна негодования: как так, мало того, что налоги платим, так еще и самообложение на наши головы?!

Однако лучше некоторым горячим головам все же поостыть и разобраться в вопросе хотя бы в первом приближении. Статья 56 указанного закона трактует средства самообложения граждан как некие разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равными долями и допускает некоторое (до 30%) число льготников, кому этот размер может быть уменьшен. Решение о самообложении и размер платы решаются на референдуме или сходах.

Одна из норм, содержащаяся в пункте 4.3 части 1 статьи 25.1 закона гласит, что по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на данной части территории населенного пункта сход может проводиться в соответствии с законом субъекта РФ на части территории населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района.

Собственно, эту норму и конкретизировали, убирая правовой пробел. По словам министра по делам территориальных образований области Сергея Зюзина, среди критериев, определяющих границы части этой самой территории, перечислены следующие: расположение на части территории населенного пункта одного или нескольких подъездов многоквартирного дома; расположение на части территории населенного пункта одного многоквартирного дома; единая территориально-пространственная целостность части территории населенного пункта, в состав которой входят несколько многоквартирных домов и объектов индивидуального жилищного строительства.

Вот и все. Ни о каком перекладывании бремени муниципальных бюджетных расходов на граждан через самообложение не идет. Хотя практика имеется, и она всем известна. А потому пару слов скажем и о ней. Сразу оговоримся, что это несколько иное, чем сборы в дачных и гаражных кооперативах на все текущие нужды или другое общераспространенное явление, когда жильцы многоквартирного дома или частных домов сбрасываются, к примеру, на освещение улицы, ремонт дороги, иное благоустройство или даже подведение коммуникаций – воды и газа. К этому прибегают, когда местные власти, управляющие компании или коммунальные предприятия годами не реагируют на соответствующие просьбы и инициативные люди берут решение вопросов местного значения в свои руки. Действующее законодательство такую активность не запрещает, но стремится облечь в цивилизованные рамки закона.

Имеющаяся практика самообложения граждан в силу норм статьи 56 довольно неоднозначна и меры по стимулированию самообложения, предпринимаемые в субъектах Федерации, приводят к самым разным результатам. В одних регионах опыт развития самообложения признан успешным, в других внедрение этого механизма не привело к ожидаемым результатам и собранные средства населения не превысили расходов на проведение референдума, в-третьих, сохраняется противодействие внедряемым практикам со стороны населения.

Причины выбора самообложения разные, но в целом все они сводятся к недостаточности ресурсов для решения вопросов местного значения в муниципальном бюджете. Нередко самообложение выступает формой софинансирования муниципальных бюджетных расходов.
Самообложение используется преимущественно на уровне сельских поселений и крайне редко используется в городских округах. Нельзя сказать, что оно является для России чем-то новым или даже заимствованным. То, что самообложение ориентировано, прежде всего, на сельские поселение, свидетельствует о том, что традиция эта исходит из русской деревни, точнее, ее общинного устройства.

Историки утверждают, что в дореволюционное время собранные добровольные взносы использовались так называемыми земельными обществами на нужды, общие для жителей сел. С приходом советской власти эта практика сохранилась. Был принят закон «О самообложении населения для удовлетворения местных общественных нужд». С началом коллективизации взносы стали делить на добровольные и обязательные. Новая власть все больше ставила под свой контроль сбор и расходование средств самообложения, лишая его первоначального значения. В конечном итоге оно превратилось фактически в еще один сельский налог, характеризующийся строгими сроками уплаты, прогрессивной шкалой обложения и классовым подходом. В том случае, если кто-либо отказывался выплачивать взносы указанной величины, представители власти имели право забрать положенную сумму в административном порядке. Право получения взносов принадлежало сельсовету, который его и осуществлял. В результате такого узаконивания дополнительного налога, властям удавалось компенсировать за счет населения такие статьи расходов, как финансирование местных учреждений образования и здравоохранения, а также перевод средств на социальное обеспечение и даже развитие сельского хозяйства. И об этом представителям крикливой левой оппозиции следовало бы помнить. В позднесоветский период самообложение полностью растворилось в системе налогообложения советских граждан.

Сейчас самообложение восстановлено одновременно с реформированием местного самоуправления и принятием соответствующих ключевых законов. Вместе с тем, власть заинтересована в расширении этой практики не только в селах, но и в городах, для чего и принимаются подобные уточняющие нормы. Однако считается, что особую значимость имеет активность и заинтересованность самих граждан в разрешении вопросов местного значения. Другое дело, что эту активность порой можно и нужно стимулировать. Именно стимулировать, а не манипулировать ею, что, надо полагать, и напрягло некоторых представителей думской оппозиции. Но это уже вопрос, касающийся механизмов проведения решений.

Кроме того, нам представляется важным тот аспект, чтобы в крупных проектах самообложения обязательным было софинансирование из муниципального бюджета, что должно обеспечить дополнительный необходимый муниципальный и иной контроль и надзор с тем, чтобы обеспечивались установленные строительные нормы, требования безопасности, а также эффективность использования средств.
В качестве примеров целей, на которые могут быть использованы средства, поступающие властям через самообложение: благоустройство района; озеленение территорий; сбор отходов бытового типа и очистка от них участков; облагораживание территорий, предназначенных для отдыха; охрана и реставрация памятников истории и культуры; электроснабжение, теплоснабжение и водоснабжение жителей; развитие и ремонт систем водоотведения; снабжение жителей топливом; строительство и ремонт автодорог для общего использования; строительство мостов и прочих сооружений для транспортных средств.

В народном понимании, к которому апеллируют некоторые политики от оппозиции и им же пытаются манипулировать, взносы по самообложению – это что-то среднее между налогами и добровольно-принудительными школьными поборами «на шторы и линолеум», когда власть в очередной раз пытается залезть в карманы простых обывателей. Закон однозначно определяет взнос как разовый (в отличие от налога) и целевой в фиксированном равном размере под конкретные интересы территории. Решение по самообложению принимается сходами обязательно с участием органов местного самоуправления. А если речь идет о референдуме по самообложению на что-либо, то местная власть занимается всеми его организационными вопросами, в соответствии с законом о проведении выборов и референдумов. Разумеется, добровольно принятое на сходе или референдуме решение о самообложении становится обязательным для всех, как налог или, точнее, взнос в фонд капремонта. В отличие от вышеупомянутых школьных поборов, такая обязательность влечет официальные меры взыскания и санкции за неуплату. Кроме того, средства аккумулирует не условный председатель родительского комитета или совета многоквартирного дома, а муниципалитет. Но тут, признаться расставить критерии надежности и приоритеты порядочности, признаться, будет непросто…

Сейчас едва ли стоит ждать трансформации самообложения в новый местный налог, как это произошло при большевиках. Нереально перекладывание на самообложение многих вопросов развития благоустройства, инфраструктуры и социальной сферы, которые в состоянии решить только власть посредством госпрограмм и нацпроектов. Остается лишь беспокоящая немногих вероятность фальсификации принятых на сходах решений о самообложении по инициативе нечистоплотных чиновников. Однако на такие случаи есть надзорные органы, прежде всего прокуратура, и большая наработанная практика борьбы с подделывающими протоколы собраний жильцов управляющими компаниями.
версия для печати

Ракурс


Культура и наука

«ПОДПИСАЛСЯ САМ?! – ПОДПИШИ ТОВАРИЩА!»

Ракурс


Провинциальный телеграф

ПнВтСрЧтПтСбВС
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Фоторепортажи

Видеорепортажи

Прямая речь

< >
< >
< >
Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Креатив-С"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 23-65-01.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович