Для саратовских ОКН мораторий – не амнистия - Саратов Сегодня
18+ 11 Сентября 2024, Среда, 15:00
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Для саратовских ОКН мораторий – не амнистия

28/10/2023 10:05 В своем Телеграм-канале депутат Госдумы Николай Панков со ссылкой на представителей градозащитного совета озвучил идею о введении моратория на застройку на месте сгоревших, а, точнее сожжённых, архитектурных памятников.

- Введение моратория на строительство на месте утраченных объектов культурного наследия поможет сохранить исторические здания в области. Предлагается запретить строить на освободившемся месте что-либо(многоквартирные дома, торгово-развлекательные объекты), кроме воссоздания исторического здания. Это остановит череду поджогов и целенаправленного разрушения объектов культурного наследия. Считаю, такую законодательную инициативу необходимо рассмотреть депутатам областной Думы. Всем известны печальные примеры пожаров в здании гостиницы «Россия» на проспекте Столыпина, доме Яхимовича на Советской, доме Купеческого пароходства на ул. Чернышевского и Доме офицеров в Энгельсе. Градозащитники отмечают, что за поджоги и разрушение исторических зданий никто не понёс ответственности. Это необходимо также предусмотреть в новом законопроекте. Саратов красивый, исторический город и нам нужно сохранить его культурное наследие, - высказался парламентарий.

Эту тему сразу же подхватили в облдуме. Правда, не обошлось без нюансов. Спикер облдумы Михаил Исаев заявил, что поручение заняться разработкой закона уже дано. А упомянутый нюанс же состоит в том, что похожую законодательную инициативу ранее предложили представители парламентской оппозиции. Однако в их версии это звучит так:
- В течение пяти лет запрещается проектирование и строительство объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного и иного назначения на земельных участках находящихся в государственной или муниципальной собственности в случае умышленного уничтожения или повреждения имущества ранее находящегося на нем, за исключением случаев восстановления уничтоженного или поврежденного имущества.

Как видим из формулировки, конкретно об объектах культурного наследия речи нет. Они, конечно, предусматриваются, но применение нормы предполагается более широко, чем уничтожение или повреждение только лишь памятников архитектуры. В обоснование этой законодательной инициативы заложено, судя по всему, стремление помешать недобросовестным застройщикам прибегать к умышленному уничтожению или поджогам домов с целью выкупа земельных участков и расположенных на них строений за бесценок. В предложенном законопроекте сохраняется право владельца здания или сооружения уничтоженного или поврежденного восстановить его в прежнем виде.

Озвученная Николаем Панковым инициатива касается исключительно объектов культурного наследия, которые в нашем регионе и, особенно в Саратове, подозрительно часто стали гореть. Десятки, если не сотни, архитектурных памятников просто стоят расселенные и их реставрацией никто не занимается. А в некоторых их них, не признанных аварийными, живут люди, размещаются офисы, кафе и магазины.

Другое отличие – в предложенной фракцией КПРФ законодательной инициативе речь идет только о случаях умышленного уничтожения строения, в то время как в предложенной градозащитниками инициативе мораторий распространяется на все случаи – был ли ОКН уничтожен намеренно или непредумышленно. Как видим, законопроекты разные. Один направлен на борьбу с криминальными методами высвобождения участков застройщиками, другой – исключительно на сохранение архитектурных памятников и исторического облика Саратова и других городов региона.

Вместе с тем, в «оппозиционном» законопроекте закладываются коллизии и даже коррупциогенные факторы. Логика его такова, что любое сгоревшее или рухнувшее, полностью или частично, строение должно в течение пяти лет представлять из себя руины, с которыми никто ничего не вправе сделать. Коррупциогенность заключается в том, что на откуп должностным лицам будет отдано решение признать нанесенный ущерб умышленным или нет. Например, сгорел дом по причине поджога или «коротнула» электропроводка. От этого будет зависеть простоит участок пять лет или начнет осваиваться. Едва ли такой мораторий повлияет на желание застройщиков, использующих криминальные методы ведения бизнеса, отстать от тех, кто занимает лакомый для них кусок земли.

Но есть у обеих инициатив и общее. Та и другая фактически направлены на ограничение распорядительных функций исполнительной власти. Как на муниципальном уровне, так и областном, учитывая, что градостроительство и землеотвод в Саратове, Энгельсе и Балаково теперь снова прерогатива регионального КУИ. Само здание рухнуло или этому способствовали поджигатели – в любом случае заинтересованные лица получают участок и разрешения на строительство из рук чиновников. Значит ли это, что чиновники в какой-то мере причастны к криминальным поджогам? Вопрос, как говорится, риторический.

Как бы то ни было, мораторий на застройку на месте разрушенного ОКН может и должен остудить ретивость отдельных чиновников и бизнесменов. Пять лет – срок вполне достаточный для того, чтобы в чиновничьих кабинетах произошли кадровые изменения, а из практики саратовской мэрии за это время может смениться не один руководитель. Для бизнеса фортуна и приоритеты в нашем регионе тоже слишком изменчивы.

И все же мораторий не панацея для сохранения архитектурных памятников. В Саратове очень много ветшающих старинных зданий, принадлежащих частным лицам. Вкладываться в их реставрацию они не спешат, ответственности за это никакой не несут и ждут когда найдется богатый инвестор. Такие собственники могут себе позволить в подобных условиях ждать и больше, чем пять лет. Пример тому – гостиница России. только в том случае собственники дождались до изъятия собственности, точнее, того, что от нее осталось, в пользу государства. Но это, скорее, исключение, чем сложившаяся практика.

Есть еще один немаловажный нюанс – немалая часть десятилетиями разрушающихся памятников архитектуры находятся в государственной и муниципальной собственности. И в данном случае роль моратория снижается, т.к. местные чиновники способны превратить город в кладбище ОКН, ждущих окончания моратория.

На этом фоне вновь пытаются реанимировать с продажей ветхих ОКН за условный один рубль под условие полной реставрации. В прошлый раз тема не пошла. Желающих практически не оказалось – условия были неприемлемы, Саратов перестал был привлекателен для подобных инвестиций или бизнес утратил доверие к саратовским чиновникам. Закон о моратории мог бы дополнить гарантией передачу ОКН бизнесу под реставрацию и дальнейшее долгосрочное владение за рубль. Но это в идеале.

По факту может получиться так, что взяв за рубль ОКН вместо приобретения на открытом конкурсе, недобросовестный бизнесмен при содействии недобросовестных чиновников в течение пяти лет окончательно угробит здание, которое ему ничего не стоило, и затем станет претендовать на застройку участка очередной «свечкой». Конечно, это не коснется таких памятников вроде дома с кариатидами – слишком они заметны для махинаций. Но зато полно других ОКН, разбросанных на центральных улочках.
версия для печати

Прохиндиада


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Запись о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович