05/11/2025 19:00 Любое государство нуждается в символике. Помимо герба, гимна, флага и прочих аксессуаров оно также нуждается в памятных датах. Дни великих побед и свершений всегда имели и имеют сакральное для государственной власти значение. Также, как и противоречива наша история, неоднозначны и ее важнейшие события. Такими их делает наше восприятие и госпропаганда.
Более 70 лет 7 ноября считался в нашей стране главным государственным праздником. Большевики с размахом отмечали дату госпереворота, названного ими социалистической революцией, в результате чего они захватили власть в России и несколько десятков лет ее удерживали, строя новую красную империю. Но в 90-ые годы началось крушение всего советского наследия. Новая власть не сразу, но пришла к необходимости нового государственного праздника. В большинстве постсоветских республик, посчитавших, что они вырвались на свободу из медвежьих лап России и обрели свободу и независимость, такими датами стали дни принятия деклараций о независимости.
В России тоже есть такая дата – 12 июня у нас отмечается как День России. Раньше он именовался как день независимости России, но даже в таком укороченном виде эта дата для нашей страны не утрачивает своей нелепости, т.к. не дает ответа на вопрос – от кого и от чего Россия обрела независимость. Другое дело – 4 ноября. Нет необходимости напоминать об исторических событиях 400-летней давности, так как об этом говорится как минимум раз в год на протяжении последних лет. Победа Второго ополчения и изгнание интервентов из Москвы в условиях фактически гражданской войны – не самая запоминающаяся битва. Но зато очень важное событие, демонстрирующее единение народа во имя общей цели и ее достижение.
Как бы власть не оправдывалась, будто 4 ноября имеет целью вывод из общественного дискурса темы Октября, эту свою задачу он выполнил. И с этой задачей оно справилось. Российские власти не просто вытеснили «красный Октябрь» на периферию общественных ценностей — они подменили его сначала правонационалистическим, а потом консе1рвативно-традиционалистским дискурсом. Окончательно в этом помогла пандемия и затем начавшееся СВО. Отмена в интересах безопасности мероприятий с массовым участием сначала по одной, а затем по другой причинам, кажется, окончательно прекратила традицию ноябрьских праздничных шествий.
Как известно, в свое время перебрали немало событий в 1000-летней истории России, прежде чем остановиться на эпохе Смутного времени. Но именно в событиях того времени многое сошлось с тем, что происходило с нашей страной в 1990-ых: распад государства, внутренний раздрай, активизация внешних сил, крах экономики и т.д. Современные российские власти вычленили из этого кризиса все необходимые идеи: единение и жертвенность во имя государства, государственный патриотизм, объединяющее религиозное начало. Одни находили объединение народов России ради борьбы с общим врагом. Другие же видели в тех событиях возрождение русского духа.
Чем больше мы отдаляемся от событий Великой Отечественной войны, тем чаще приходится сталкиваться с тем, все более равнодушно воспринимает ту войну и цену той победы. Такова человеческая природа. Сейчас мы никак не чествуем победу наших предков над наполеоновской армией, хотя когда-то в Российской империи ее праздновали регулярно и пышно. Что уж говорить о том, что случилось несколько веков назад.
В советский период власть стремилась сделать 7 ноября народным. К этой дате приурочивали вручение не только госнаград, но и премий. Жившие в условиях почти тотального дефицита, советские люди пользовались большим ассортиментом товаров в магазинах, получали распределяемые квартиры, автомобили, телевизоры, стиральные машины и т.д. В целом российское не было готово близко воспринять события 400-летней давности. И государство, надо признать, к этому не стремилось. Сказывается и формализм, с которым подходят к организации празднования 4 ноября. Иначе бы оно не ограничивалось собранием элиты в большом зале с речами, награждениями, концертом с патриотичными песнями. Сейчас также все проходит по тому же сценарию, но уже пять лет без шествий.
Кремль переформатировал День народного единства в праздник консервативных ценностей, праздник государственной идеи и абсолютной ценности государства. Это также не делает 4 ноября народным. Социологические опросы 2005 года показывали, что 73 % граждан скептически относились к замене 7 ноября 4 ноября просто как дополнительный выходной, не вполне понимая его исторический смысл. Аналогичная картина наблюдается и с Хэллоуином: 73% россиян знают о нем, но не отмечают. То есть, осведомленность высокая, а участие минимальное. Получается, что ворвавшийся в нашу жизнь в 90-ые Хэллоуин так и не прижился на российской земле, 7 ноября выжили, а 4 ноября никак не приживется.
Некоторого разнообразия в празднование 4 ноября добавляют разного рода мероприятия и творческие конкурсы, приуроченные к дате. Например, Движение Первых проводит акцию «Россия - семья семей», губернатор Вологодчины открывает 8 метровый памятник Ивану Грозному, в Саратове подвели итоги конкурса «Ученик года» и т.п. На этом основании некоторые эксперты считают, что День народного единства себя исчерпал. Но это не так. Ему просто не дают развиваться как народному празднику. Он по-прежнему воспринимается скорее, как обязательный атрибут официальной символики, как ритуал власти, чем как подлинное проявление гражданской консолидации.
Политика
![]() | ![]() | ![]() |
| 24/09/2025 18:28 Политика На плохих чиновниках сэкономить не получится | 15/09/2025 21:00 Политика Линия выборного соприкосновения | 08/08/2025 13:36 Политика МАХ: очередной социальный эксперимент |
![]() | ![]() | ![]() |
| 31/07/2025 17:43 Политика Столыпин в Саратове – наше, но не всё | 20/06/2025 16:32 Политика Защитит ли закон русский язык от интервенции англицизмов? | 16/05/2025 10:06 Политика Перебдели… |


























