15/03/2025 11:30 В начале марта Госдума в третьем чтении приняла законопроект о реформе местного самоуправления. Это далеко не первая и явно не последняя реформа МСУ, которое не дает покоя законотворцам. Причина такого внимания – неопределенный статус МСУ. С одной стороны, конституция и законы утверждают местное самоуправление. С другой – еще по унаследованной с советской эпохи традиции де-факто оно является низовым уровнем власти, и та же конституция России в обновленной в 2020 году редакции включает МСУ в систему публичной власти наряду с федеральным и региональным уровнем государственной власти. Собственно, это положение Основного Закона России о «единой системе публичной власти» и дало старт новой муниципальной реформе.
С третьей стороны, у МСУ остается все меньше компетенции, полномочий и ресурсов. Вышестоящие уровни власти постепенно забирают себе социальную и коммунальную сферу, оставляя местной власти вопросы благоустройства. Эксперты опасаются. Что с принятием нового закона может произойти избыточное изъятие у муниципалитетов в пользу региональной власти полномочий вместе с источниками дохода
Негативные демографические тенденции приводят к тому, что в селах исчезает «социалка», а затем исчезают и сами села. Изрядно поредевшие сельские поселения объединяются в одно муниципальное образование, у которых нет ни денег, ни полномочий. С другой стороны, в крупных районах вроде Энгельсского и Балаковского стали выделяться города, формируя свою исполнительную и представительную власть. Дошло дело и до слияния муниципальных районов. Два года назад присоединили к областному центру Саратовский район, теперь идет процесс слияния Алгайского и Новоузенского районов.
Главная новелла новой муниципальной реформы – возможность переходить с двухуровневой на одноуровневую модель, упразднив городские и сельские поселения. Споры об этом ведутся с 2021 года и даже при принятии в последнем третьем чтении законопроекта вокруг него шла острая дискуссия. После вступления его в законную силу регионам с 1 января 2027 года нужно внести в свое законодательство изменения в соответствии с новым законом.
Резко против законопроекта выступили коммунисты. Депутат Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев напомнил, что 12 марта исполняется 160 лет «непрерывно существующему отечественному местному самоуправлению, начиная с момента открытия в Самаре первого земского собрания. Правда, он не стал говорить о том, что именно большевики загубили местное самоуправление в России, установив жесткую иерархию власти Советов во главе с компартией и уничтожив в огосударствленных колхозах остатки традиционной сельской общины. Самоуправление в нашей стране стало восстанавливаться с принятием в апреле 1990 года был Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Впрочем, коммунисты голосовали в далеком 2003 году и против пока еще действующего закона о местном самоуправлении.
Фактически за два года законопроект претерпел значительные изменения. Обязывающий характер одноуровневой модели заменили на право регионов выбирать между одно- и двухуровневой. За такое послабление ратовал, кстати, спикер Госдумы Вячеслав Володин, представляющий в парламенте Саратовскую область.
Уже сейчас известно, что 18 субъектов РФ высказались в пользу сохранения прежней модели МСУ. Среди них - Саратовская область. Оценивать это можно двояко. С одной стороны, регион как бы остается вне пусть и противоречивой, но все же федеральной реформы МСУ. С другой стороны, сохранение прежней двухуровневой системы не приведет к разбалансировке сложившейся системе управления.
Территория Саратовской области достаточно велика и населенные пункты разбросаны на больших расстояниях друг от друга. Отдаленные села недостаточно связаны друг с другом дорогами и транспортом. Информатизация в глубокую провинцию продвигается медленно. Отсутствие в селах хоть какой-то власти, которая хоть чем-то занимается вызывает у население состояние заброшенности. К сельским главам жители всегда могут обратиться за консультацией и помощью для получения госуслуг или социальных льгот. Сюда же входит работа с обращениями и организация выборов. Иными словами, они выполняют задачи не только представителей власти на местах, но и функцию неких местных МФЦ. То есть выполняют роль общественно-политических центров и государству не стоит отказываться от этого инструмента.
Что касается других регионов, то 20 субъектов РФ уже перешли на одноуровневую модель. По новому закону к ним намерены присоединиться еще 26 территорий. А 25 субъектов РФ намерены совместить обе модели применительно к разным муниципалитетам на своей территории. В пользу одноуровневой модели ее сторонники утверждают, что власть с ее принятием от населения не отдалится – просто у одноуровневого МСУ в поселках и селах появятся территориальные органы на местах, куда может перейти на работу сложившийся кадровый состав. Другим словами – поменяется только вывеска. Но это не совсем так, поскольку низовой уровень МСУ в таком случае полностью утрачивает самостоятельность и субъектность, будет иметь делегированные, а не собственные полномочия.
Сторонники одноуровневого подхода обращают также внимание на то, что вертикаль власти от этого укрепиться (куда уж больше?!), функции муниципалитетов не будут задваиваться и вдобавок это даст экономию местного бюджета, т.к. будет меньше расходов на выборы и управление. Вместе с тем, те и другие не акцентируются на том, что по новому закону у глав регионов появляется возможность не только отрешения мэров от должности, но и применение к ним мер от взыскания до увольнения, как к своим прямым подчиненным.
Политика
![]() | ![]() | ![]() |
| 05/11/2025 19:00 Политика День 4 ноября: уже не Хэллоуин, но еще не 7 ноября | 24/09/2025 18:28 Политика На плохих чиновниках сэкономить не получится | 15/09/2025 21:00 Политика Линия выборного соприкосновения |
![]() | ![]() | ![]() |
08/08/2025 13:36 Политика МАХ: очередной социальный эксперимент | 31/07/2025 17:43 Политика Столыпин в Саратове – наше, но не всё | 20/06/2025 16:32 Политика Защитит ли закон русский язык от интервенции англицизмов? |

























