08/07/2024 02:44
Цифровизация все больше охватывает электоральные процессы. В их авангарде, естественно, является Москва, где не один электоральный цикл апробировали дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Кроме того, уже в масштабах страны началось тестирование проекта социального рейтинга под названием «МЫ». Он представляет собой передачу гражданином РФ, пока что добровольно, государству полную информацию о себе.
Кто-то видит в такой цифровизации «электронный концлагерь» и вспоминает произведение Джорджа Оруэлла «1984», а кто-то просто усматривает стремление государства иметь больше законопослушных граждан, которые дорожат своим социальным рейтингом, дающим от этого самого государства преференции и льготы. Идея не нова. Все это пытались внедрить и раньше, но не получалось. В том числе и потому, что тогда не было прорывных технологий, которые есть сейчас.
Впрочем, государство с внедрением социального рейтинга не спешит. Во-первых, массовое неприятие QR-кодов и коронавирусных ограничений показало неготовность населения к таким нововведениям. Во-вторых, государству сейчас в условиях СВО, санкций и нарастающего клубка внутренних социальных и экономических проблем не до новых социальных экспериментов.
На предстоящих выборах в Мосгордуму в Единый день голосования – 2024 ДЭГ станет основной формой для голосования. Несмотря на многочисленную критику и скандалы, сопровождающее любое электоральное нововведение (а как же еще может быть иначе в политике?!), оно, как говорится, москвичам «зашло». Успех такой "общественно-политической цифровизации" налицо, поскольку ещё несколько лет назад даже предположение о возможности перевода голосования на выборах в Мосгордуму практически полностью в электронный вид вызвало бы несогласие и отторжение, а ныне это уже реальность.
Впрочем, нужно понимать, что опыт пандемии коронавируса наглядно продемонстрировал, что эффективность такой цифровизационной модели заканчивается ровно там, где она начинает кардинально противоречить жизненным интересам граждан. Поскольку выборы для большинства населения к таковым не относятся, то вряд ли перевод голосования на ДЭГ приведет к проявлениям массового их неприятия и тем более протестам. Максимум оно лишь поспособствует дальнейшему нарастанию отстранённости избирателей от "политического класса" и дальнейшему падению интереса граждан к политике.
Вряд ли в этом заинтересованы ведущие политические партии накануне выборов в Госдуму в 2026 году. К тому же надо учитывать, что Москва – это одно, а Россия – это другое. В провинции цифровизация шагнула не так далеко, а значительная часть электората – старшее поколение – с трудом воспримет ДЭГ, как еще не в полной мере оценили сервисы Госуслуг. Тем не менее, к парламентским выборам в рамках всей страны ДЭГ могут распространить на все регионы, охватив их столицы и сколь-нибудь крупные и цифровизированные города и поселки. Собственно, и на предстоящих выборах в Москве при желании можно получить бумажные бюллетени по предварительному запросу в ТИК не позднее, чем за 3 дня до голосования.
С развитием ДЭГ некоторые эксперты связывают деградацию "кадровых лифтов" и механизмов ротации "политического класса", а также выдавливание из профессии вследствие невостребованности значительной части специалистов по выборным процедурам. Однако эти процессы происходят уже сейчас и с электронным голосованием практически не увязаны, а имеют несколько иные причины. Что же касается ДЭГ – это больше техническая электоральная процедура, чем политический процесс.
Главное, в чем обвиняют ДЭГ – это закрытость для контроля со стороны независимых наблюдателей. Делаются громкие заявления о том, что институт независимых наблюдателей как таковой прекращает существование и уходит в историю. Здесь хочется заметить, что само по себе участие в голосование – это уже активная позиция и каждый такой активный избиратель знает, за кого он проголосовал и должен иметь возможность проверить, что его выбор не изменен кем-то, т.е. наблюдателем становится сам избиратель. Без всякой ангажированности присланных партиями и кандидатами наблюдателей.
Попытки исказить итоги выборов при подсчете голосов влекут только недоверие к ним, падение интереса к политике и массовый отказ от голосования. Пока власть формируется через выборы, партии и политики не заинтересованы в том, чтобы эти тенденции усиливались. Им нужна поддержка избирателей, поскольку это и есть власть. Избирая сами себя, как заявляют оппоненты, правящий класс утратит эту власть. Поэтому избиркомы не будут отклоняться от установленных в законодательстве о выборах правил.
Внедрение ДЭГ началось 5 лет назад. Приоритетами изначально были определены упрощение, оперативность и удобство процедуры голосования и подсчета голосов. Спустя этот большой срок вполне логичным стало решение сделать ДЭГ основной формой голосования на выборах в Мосгордуму. Таким же логичным решением может быть и распространение ДЭГ на всю страну на выборах в Госдуму через два года. Если, конечно, государство осилит это финансово и технически.
версия для печатиЦифровизация все больше охватывает электоральные процессы. В их авангарде, естественно, является Москва, где не один электоральный цикл апробировали дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Кроме того, уже в масштабах страны началось тестирование проекта социального рейтинга под названием «МЫ». Он представляет собой передачу гражданином РФ, пока что добровольно, государству полную информацию о себе.
Кто-то видит в такой цифровизации «электронный концлагерь» и вспоминает произведение Джорджа Оруэлла «1984», а кто-то просто усматривает стремление государства иметь больше законопослушных граждан, которые дорожат своим социальным рейтингом, дающим от этого самого государства преференции и льготы. Идея не нова. Все это пытались внедрить и раньше, но не получалось. В том числе и потому, что тогда не было прорывных технологий, которые есть сейчас.
Впрочем, государство с внедрением социального рейтинга не спешит. Во-первых, массовое неприятие QR-кодов и коронавирусных ограничений показало неготовность населения к таким нововведениям. Во-вторых, государству сейчас в условиях СВО, санкций и нарастающего клубка внутренних социальных и экономических проблем не до новых социальных экспериментов.
На предстоящих выборах в Мосгордуму в Единый день голосования – 2024 ДЭГ станет основной формой для голосования. Несмотря на многочисленную критику и скандалы, сопровождающее любое электоральное нововведение (а как же еще может быть иначе в политике?!), оно, как говорится, москвичам «зашло». Успех такой "общественно-политической цифровизации" налицо, поскольку ещё несколько лет назад даже предположение о возможности перевода голосования на выборах в Мосгордуму практически полностью в электронный вид вызвало бы несогласие и отторжение, а ныне это уже реальность.
Впрочем, нужно понимать, что опыт пандемии коронавируса наглядно продемонстрировал, что эффективность такой цифровизационной модели заканчивается ровно там, где она начинает кардинально противоречить жизненным интересам граждан. Поскольку выборы для большинства населения к таковым не относятся, то вряд ли перевод голосования на ДЭГ приведет к проявлениям массового их неприятия и тем более протестам. Максимум оно лишь поспособствует дальнейшему нарастанию отстранённости избирателей от "политического класса" и дальнейшему падению интереса граждан к политике.
Вряд ли в этом заинтересованы ведущие политические партии накануне выборов в Госдуму в 2026 году. К тому же надо учитывать, что Москва – это одно, а Россия – это другое. В провинции цифровизация шагнула не так далеко, а значительная часть электората – старшее поколение – с трудом воспримет ДЭГ, как еще не в полной мере оценили сервисы Госуслуг. Тем не менее, к парламентским выборам в рамках всей страны ДЭГ могут распространить на все регионы, охватив их столицы и сколь-нибудь крупные и цифровизированные города и поселки. Собственно, и на предстоящих выборах в Москве при желании можно получить бумажные бюллетени по предварительному запросу в ТИК не позднее, чем за 3 дня до голосования.
С развитием ДЭГ некоторые эксперты связывают деградацию "кадровых лифтов" и механизмов ротации "политического класса", а также выдавливание из профессии вследствие невостребованности значительной части специалистов по выборным процедурам. Однако эти процессы происходят уже сейчас и с электронным голосованием практически не увязаны, а имеют несколько иные причины. Что же касается ДЭГ – это больше техническая электоральная процедура, чем политический процесс.
Главное, в чем обвиняют ДЭГ – это закрытость для контроля со стороны независимых наблюдателей. Делаются громкие заявления о том, что институт независимых наблюдателей как таковой прекращает существование и уходит в историю. Здесь хочется заметить, что само по себе участие в голосование – это уже активная позиция и каждый такой активный избиратель знает, за кого он проголосовал и должен иметь возможность проверить, что его выбор не изменен кем-то, т.е. наблюдателем становится сам избиратель. Без всякой ангажированности присланных партиями и кандидатами наблюдателей.
Попытки исказить итоги выборов при подсчете голосов влекут только недоверие к ним, падение интереса к политике и массовый отказ от голосования. Пока власть формируется через выборы, партии и политики не заинтересованы в том, чтобы эти тенденции усиливались. Им нужна поддержка избирателей, поскольку это и есть власть. Избирая сами себя, как заявляют оппоненты, правящий класс утратит эту власть. Поэтому избиркомы не будут отклоняться от установленных в законодательстве о выборах правил.
Внедрение ДЭГ началось 5 лет назад. Приоритетами изначально были определены упрощение, оперативность и удобство процедуры голосования и подсчета голосов. Спустя этот большой срок вполне логичным стало решение сделать ДЭГ основной формой голосования на выборах в Мосгордуму. Таким же логичным решением может быть и распространение ДЭГ на всю страну на выборах в Госдуму через два года. Если, конечно, государство осилит это финансово и технически.
Политика
15/01/2025 16:17 Политика «Газпром» пошел по японскому пути. Но это не харакири и не точно | 12/12/2024 12:12 Политика Оценивать губернаторов для АП будут социологи | 05/12/2024 13:41 Политика Саратовской области обещаны точки роста |
31/10/2024 10:52 Политика Антиалкогольным запретом – по здравому рассудку | 27/09/2024 10:22 Политика Меценаты в Саратове появятся с возвратом доверия к власти | 31/08/2024 09:29 Политика Саратов или СарЭнТа? |