35-летие публичной политики в России. Юбилей прошел незаметно - Саратов Сегодня
18+ 11 Сентября 2024, Среда, 14:56
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

35-летие публичной политики в России. Юбилей прошел незаметно

35-летие публичной политики в России. Юбилей прошел незаметно - Саратов Сегодня26/05/2024 15:31 В ходе начатой последним главой СССР Михаилом Горбачевым Перестройки реформированию подверглась система управления страной и общественно-политических отношений. Гласностью, свободой слова и собраний дело не ограничилось. Были учреждены новые органы власти и началось отделение правящей партии КПСС от государства. По замыслу реформаторов, реформа системы власти должна была укрепить Союз. Особенно большая роль отводилась учрежденному Съезду народных депутатов СССР, который объявлялся высшим органом власти в стране.

К исключительной компетенции Съезда относились принятие конституции и внесение изменений (большинством в две трети голосов), регулирование государственного устройства и отношений между республиками, определение основных направлений внутренней и внешней политики, утверждение государственных планов и программ, избрание Верховного совета и его председателя, утверждение председателей Совета министров, Верховного суда, генерального прокурора, принятие решений о проведении референдума и т.д. Съезд мог утверждать или отменять законы Верховного Совета и решения правительства.

В ноябре 1988 года в конституцию были приняты поправки и уже весной следующего года 26 марта состоялись выборы. Они кардинально отличались от тех, к которым привыкли советские люди, когда с результатом ближе к ста процентам победителем на выборах становился единственный кандидат от «блока партийных и беспартийных». На этот раз выборы были альтернативными, а конкуренция кандидатов – реальной. По сути, с этих выборов в нашей стране началась открытая публичная политика.

Съезд состоял из 2250 депутатов, избиравшихся всеобщим голосованием на 5 лет. Из них 750 избирались от территориальных округов с равной численностью населения , 750 – от национально-территориальных округов (по 32 от каждой союзной республики, по 11 от каждой автономной республики, по 5 – от каждой автономной области и по 1 – от каждого автономного округа). Еще 750 – по квотам от общесоюзных общественных организаций (по 100 от коммунистической партии, профсоюзов и кооперативных организаций, по 75 от Коммунистического союза молодежи, женских советов, ветеранских, научных и т.д. организаций, творческих союзов и пр.).

Очередные заседания Съезда созывались раз в год. Съезд народных депутатов избирал постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган – Верховный совет, состоявший из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей, причем обе избирались на Съезде народных депутатов тайным голосованием всех депутатов. С 1989 каждая палата насчитывала по 271 члену.

Функции главы государства, по существу, перешли к председателю Верховного совета как высшему должностному лицу государства. На первом же заседании им был избран Михаил Горбачев, который затем был избран президентом СССР и оставил пост генсека КПСС. Партия, являвшаяся становым хребтом государства, начала разваливаться и стремительно терять авторитет, а ставший парламентской республикой СССР еще сильнее начал разваливаться в центре и на окраинах, где вызревали националистические и сепаратистские настроения.
Несмотря на наличие квот и все еще сильное влияние партийно-государственной номенклатуры, во время избирательной кампании в округах шла настоящая борьба за голоса избирателей. Кандидаты получили доступ к СМИ, к теледебатам и охотно использовали все предоставленные властью возможности для политической саморекламы.

Население увлеклось выборами, стало политизироваться и потому вполне закономерной оказалась запредельная явка на выборах депутатов первого съезда - порядка 90%. Политические страсти кипели и после выборов. Телевизионные трансляции заседаний съезда смотрела вся страна с той же увлеченностью, что и мексиканские сериалы с лечебными сеансами Кашпировского и Чумака. Для неизбалованного дебатами советского человека были откровением критика власти с трибуны и публичные пикировки депутатов.

С началом работы съезда оформилась Межрегиональная депутатская группа, куда вошли порядка 400 человек. Её считают предшественницей не только депутатских фракций, но и политических партий современной России. Среди участников группы можно упомянуть такие известные имена как академик Андрей Сахаров, Борис Ельцин, Гавриил Попов, Анатолий Собчак, Николай Травкин, Геннадий Бурбулис. Это объединение сформулировало платформу, по сути, политическую программу, в которой, в частности, были требования отмены 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС, о новом союзном договоре, накануне подписания которого произошел путч, поскольку члены ГКЧП обоснованно усматривали в нем еще один шаг на пути развала СССР, т.к. новые отношения носили бы уже в большей мере конфедеративный, т.е. негосударственный характер.

Первый съезд народных депутатов продлился с 25 мая по 9 июня 1989 года. За это время оппозиционное, как тогда писали в СМИ, «амбициозно-капризное меньшинство» не смогло сходу преодолеть «агрессивно-послушное большинство» и его заглушающие аплодисменты. Тем не менее, съезд стал не только одним из символов Перестройки, но и предвестником распада Союза, вывел новую плеяду политиков, которые в 90-ые годы определяли курс развития появившихся на осколках советской империи государств.

Мог ли догадываться юрист Алексей Казанник, уступивший на Съезде свой мандат в Верховном Совете Борису Ельцину, которого консервативное большинство забаллотировало как оппозиционера, что Ельцин станет могильщиком СССР, а возглавив РФ, в противостоянии с оппозиционным парламентом, самым жестким образом его расстреляет из танков и разгонит.

Спустя 35 лет занимательно наблюдать, как публичная политика, к которой стремились деятели той эпохи, постепенно сворачивается. Кандидаты в депутаты сейчас неохотно участвуют в дебатах, предпочитая прислать вместо себя помощников, нередко бояться общаться с населением ввиду отсутствия навыков и нежелания тратить на это время. Как ни странно, сейчас даже резко упала востребованность политтехнологов, поскольку их задача вместе с кандидатом идти к избирателям и добиваться их расположения. Но кандидаты к избирателям не очень-то идут и политтехнологи, стало быть, им без надобности. В разы упала явка на выборах, достигая высоких значений на президентских выборах. В публичной политике все больше язык билбордов, пресс-секретарей и Телеграм-каналов, а политическая борьба становится все больше кулуарной, постепенно переставая выглядеть как борьба. Потому и про события 35-летней давности почти никто не вспоминает.
версия для печати

Политика


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Запись о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович