Насильно мил не будешь. Местных глав заставят отчитываться перед населением - Саратов Сегодня
18+ 9 Февраля 2023, Четверг, 10:57
Россия не останется без иностранных друзей, пока у неё есть, что грабить
Леонид Шебаршин
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Насильно мил не будешь. Местных глав заставят отчитываться перед населением

Насильно мил не будешь. Местных глав заставят отчитываться перед населением - Саратов Сегодня12/12/2022 12:12 Почти год назад были приняты федеральные законы о единой системе публичной власти. В ходе их обсуждений законодатели поясняли: органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Публичной она называется потому, что противопоставляется другим разновидностям власти: корпоративной власти (власть директора в компании), частной власти (власть отца или матери в семье) и другим.

Понятие публичной власти отсутствовало в законодательстве до принятия последних поправок в Конституцию России и федерального конституционного закона «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Его появление объясняют тем, что не совсем верно называть власти регионов государственными и считать их продолжением власти муниципальные.

Именно РФ образует власти «на местах». Образованные таким образом, власти сами организуют свои властные органы. При этом, субъекты вправе самостоятельно решать, как им и что организовывать внутри. Но, регион в любом случае является частью федерации, не образуя отдельное государство. Под государством же нужно понимать исключительно Федерацию.

Примерно та же картина существует и в отношении муниципальных властей. Говоря о муниципальных властях, многие граждане понимают государство, однако, это тоже не верно. Органы местного самоуправления не входят в систему госвласти в РФ, исходя из ст. 12 Конституции. Это вызывает и путаницу не только на словах, но и в документах.

Таким образом, публичная власть стала относиться к федеральному ведению и потому были приняты соответствующие конституционные поправки и для их уточнения - федеральные законы. Но оставим юристам их правовую казуистику. Нас больше интересует содержание публичности власти. уже ясно, что публичная власть не одно и тоже, что власть общественная, т.к. первая имеет прямое отношение к государству.

С другой стороны, принято считать, что в демократическом государстве государственная, она же публичная власть максимально открыта обществу, контролируется им и между властью и обществом есть обратная связь. И чем больше эта открытость, тем многообразнее варианты этой связи.

Также принято считать, что принято считать, что местное самоуправление – наиболее приближенная к населению власть, т.к. больше всего с ним взаимодействует и занимается решением более насущных вопросов.
Но как минимум в Саратовской области что-то пошло не так. все больше этих самых насущные вопросов передается на областной – государственный уровень. Дошло до того, что уже школы переходят в областное подчинение, на очереди общественный транспорт, далее что – детсады?

Уровень публичной активности областного руководства, включая обратную связь с населением, несопоставим с активностью местных чиновников. Пускай даже чаще всего не напрямую, а посредством СМИ и соцсетей. Свою лепту вносит действующий механизм назначения глав муниципалитетов сверху и отказ от выборности. Местные власти в своей деятельности все больше ориентируются на вышестоящее начальство, а не на местное население. Это заметно влияет на рейтинги местных глав.

И как итог депутаты Саратовской областной Думы от фракции «Единая Россия» внесли законопроект, согласно которому чиновников решили обязать как минимум раз в полгода отчитываться перед жителями о работе органов местного самоуправления.
Как выяснилось, в норма об отчете глав даже отсутствует в уставах подавляющего большинства муниципалитетов. Таких норм нет в 29 муниципальных районах и 4 городских округах, включая областной центр. Отчеты в той или иной форме есть только в 8 районах. Иногда это просто публикация отчета в СМИ. Выходит так, что областная власть по факту намного ближе к населению, чем местная. Такой вот парадокс.
И чтобы как-то исправить ситуацию, областные депутаты решили местную власть принудить к отчетности перед населением.

Глав решили обязать отчитываться не реже одного раза в полгода в ходе встреч с населением соответствующей территории:
— глава городского округа, за исключением муниципального образования «Город Саратов», — с населением каждого населенного пункта, входящего в состав соответствующего городского округа;
— глава муниципального образования «Город Саратов» — с населением муниципального образования «Город Саратов»;
— глава муниципального района — с населением каждого муниципального образования, входящего в состав соответствующего муниципального района;
— глава муниципального образования, входящего в состав муниципального района, — с населением каждого населенного пункта, входящего в состав соответствующего муниципального образования;
— глава администрации района города Саратова — с населением соответствующего района города Саратова;
— начальник департамента административного района с населением каждой части территории административного района муниципального образования «Город Саратов».

Порядок отчетов будут прописывать сами муниципалитеты в своих местных нормативных актах. авторы инициативы рассчитывают на то, что это усилит обратную связь с населением и что во время отчетов население может поднимать проблемы, задавать вопросы и получать на них ответы. Законопроект получил положительные заключения, прокуратура его также одобрила и не нашла ущемления прав органов местного самоуправления.

Судя по всему, закон скоро будет принят. Однако есть подозрения, что работать он не будет. Отчитываться главы, конечно, будут. Вот только выглядеть это будет, скорее, как полная профанация. Или разместят бравурный отчет в местной «районке», или же соберут для отчета партхозактив, куда соберут тех же чиновников администрации, депутатов, руководителей бюджетных учреждений, приближенных общественников. Собственно, до эпидемии ковида, такие районные активы проводились регулярно и главным на них был доклад главы. по итогам принимали резолюцию, где несмотря на некоторые шероховатости, в целом все замечательно. К отчету власти перед населением это имеет.
версия для печати

Политика


Культура и наука


Ракурс


Провинциальный телеграф

ПнВтСрЧтПтСбВС
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     

Фоторепортажи

Видеорепортажи

Прямая речь

< >
< >
< >
Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Креатив-С"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 23-65-01.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович