03/02/2022 21:36 В конце января Госдума одобрила в первом чтении законопроект о проведении дистанционного электронного голосования на всех выборах. Очевидно, что закон готовится к предстоящему ЕДГ в сентябре текущего года и. скорее всего, весной вступит в силу. Для Саратовской области это имеет особое значение ввиду того, что в 2022 году пройдут масштабные областные выборы, на которых выберут сразу и региональный парламент, и главу региона.
Немного теории
Электронное голосование не так уж о ново, как в России, так и за рубежом. В той или иной форме, в разных масштабах и с различным успехом оно применялось и применяется даже не один год, а не первый десяток лет. Голосование по телефону, строго говоря, тоже является электронной формной голосования, но оно так нигде и не прижилось. Причины понятны – неизбежны проблемы с идентификацией избирателя, контроля за голосованием и вообще нарушается один из ключевых принципов активного избирательного права – обеспечение тайного волеизъявления.
Ситуация изменилась с развитием информационных технологий и распространением Интернета. С начала «нулевых» распространение получили три основные формы электронного голосования. Первая из них – это оптическое сканирование, когда избиратель на участке заполняет бюллетень и самостоятельно отправляет его в сканер, который фиксирует факт волеизъявления и заодно подсчитывает голоса. В России сейчас пока это наиболее распространенная форма ЭГ – все наслышаны про пресловутые КОИБы, комплексы обработки избирательных бюллетеней. В избирательных комиссиях их не очень любят, поскольку аппаратура капризная, ломается, требует дополнительного специального обслуживания и у избирателей большого доверия не вызывает.
Другая форма электронного голосования – так называемая прямая запись, когда бумажный бюллетень не выдается и избиратель, получив специальный ключ доступа (что-то похожее на пластиковую банковскую карту) ставить «галочки» в электронном бюллетене, отображенном на сенсорном мониторе в специальном устройстве. Действо также происходит в помещении избирательного участка, а устройство внешне напоминает терминал электронной очереди, которые сейчас повсеместно устанавливаются в МФЦ и банках. Такое оборудование более дорогостоящее, требует обслуживания, в России ни разу не апробировалось, в отличие, например, от соседнего Казахстана.
Наконец, третий, наиболее современный способ – это дистанционное электронное голосование с использованием сети Интернет и сертифицированных электронных площадок. О его распространении как раз и идет речь в федеральном законопроекте.
Первый опыт
Надо сказать, что и сейчас на региональных выборах в нашей стране ДЭГ уже неоднократно апробировался. Первый раз это случилось в единый день голосования 8 сентября 2019 года на выборах депутатов Мосгордумы. В порядке эксперимента ДЭГ как альтернатива традиционной форме голосования было организовано в трех из 45 столичных избирательных округах: №1 (Зеленоград), №10 (Бибирево, Лианозово, Северный), №30 (Чертаново Центральное, Чертаново Южное). Возможностью электронного голосования воспользовались около 10% избирателей – порядка 10,2 тыс. человек. Зато явка по ДЭГ составила примерно 90%, исходя из того, что заявление на ДЭГ подали 11,2 тыс. избирателей.
В мае 2020 года в избирательное законодательство были приняты поправки, допускающие использование дистанционного электронного голосования при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдума. Кроме того, эксперимент был существенно расширен при проведении общероссийского референдума по внесению поправок в Конституцию РФ летом 2020 года. По решению ЦИКа кроме Москвы ДЭГ использовании в Нижегородской области. Суммарно в этих двух регионах заявки на ДЭГ подали около 1,2 млн избирателей, что составило уже 17,5% от принявших участие в референдуме с той же феноменальной явкой свыше 90%. В сентябре того же года ДЭГ использовался на довыборах депутатов Госдумы в Курской и Ярославской областях. Нововведением воспользовались 9,67% от принявших участие в выборах, или 28,9 тыс. избирателей при такой же высокой «электронной» явке.
В трехдневный ЕДГ в сентябре прошлого года ДЭГ по решению ЦИКа применялось уже в семи субъектах РФ: городах федерального значения Москве и Севастополе, Нижегородской, Ярославской, Курской, Мурманской и Ростовской областях. Причем не только на выборах депутатов Госдумы, но и на региональных и местных выборах, где они параллельно проходили с федеральными. Москва, Нижегородская, Ярославская и Курская области были выбраны как регионы, уже имеющие опыт проведения ДЭГ. Мурманская область и Севастополь вошли в список в качестве эксперимента, поскольку, по сведениям ЦИК, многие избиратели из этих регионов в сентябре должны были находиться в отъезде. Кроме того, применение ДЭГ в Ростовской области позволяло принять участие в голосовании жителям Донецкой и Луганской народных республик, которые получили гражданство РФ в упрощенном порядке, но не имеют постоянной регистрации на территории России.
Как «у них»
Несмотря на то, что возможности электронного голосования прорабатывались еще с 1980-ых, масштабные шаги по его внедрению стали предприниматься только в начале 2000-ых. В этом направлении передовой была Эстония, где ЭГ на общегосударственном уровне проводится с 2005 года. Сейчас там по Интернету отдаются примерно треть голосов, правда, при досрочном голосовании.
В Армении при проведении парламентских выборов ДЭГ распространяется только на отдельные категории избирателей, находящихся за с пределами страны - сотрудников дипломатических и консульских учреждений, военнослужащих и членов их семей. В Мексике ДЭГ применяется в отношении всех избирателей, находящихся за рубежом. Правительство Каталонии (Испания) в 2018 году распространило ДЭГ сначала на тех, кто находится за пределами, а затем и на всех избирателей. Во Франции проголосовать онлайн можно всем, но только на парламентских выборах. Во всех этих случаях ДЭГ используется как дополнительный к традиционному способу волеизъявления – на избирательных участках, с использованием бумажных бюллетеней и урн для голосования.
Особняком стоят США, где в зависимости от принятых штатом законов в той или иной мере используются все три формы электронного голосования наряду с бумажным бюллетенем, который также можно отправить со своим выбором по почте, в т.ч. электронной в виде прикрепленного файла. Общим является голосование по Интернету находящимися за пределами страны военнослужащими.
В ряде стран, например Австралии, Великобритании, Нидерландах, Португалии ДЭГ проводили в тестовом режиме, но в итоге от такой практики все же отказались. Главная причина – невозможность обеспечить полностью безопасное интернет-голосование, в том числе с точки зрения обеспечения тайны голосования и одновременно возможности избирателя удостовериться в том, что его электоральный интернет-голос полностью и правильно учтен.
Есть и другие примеры. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах ДЭГ введен с 2011 года как единственный способ голосования. В Бразилии электронное голосование посредством прямой записи ввели повсеместно еще в 2000 году и сейчас присматриваются к дистанционному голосованию через Интернет. По тому же пути пошли в Индии, но там одновременно доступно и дистанционное голосование.
Как это работает
ДЭГ проводится с применением специального программного обеспечения, без отпечатанного бюллетеня. Для участия в голосовании необязательно в дни выборов быть на территории своего избирательного участка. Проголосовать дистанционно можно при помощи компьютера или смартфона с доступом к интернету. Для того, чтобы проголосовать онлайн, избирателю требуется также идентификация личности. Для этого выпускается ID-карта с действующими сертификатами, mobil-ID или электронно-цифровое удостоверение личности с PIN-кодами. Загрузив программу и подтвердив личность, система проверит наличие активного избирательного права голоса и затем допустит к голосованию. Избиратель подтверждает волеизъявление цифровой подписью, после чего приложение передает его на сервер сбора голосов. После осуществления выбора приложение зашифрует результат шифровались с использованием специального ключа и хранятся в базе данных специального программного обеспечения. После завершения голосования расшифровываются. Наблюдатели вправе были знакомиться со списками участников голосования, присутствовать при формировании ключа зашифрования и ключа расшифрования и пр. Теоретически избиратель должен иметь возможность проверить, правильно ли была осуществлена передача и прием голоса, но на практике это встречается редко.
В нашем, российском случае, идентификация производится через Госуслуги, где подается заявление на ДЭГ с последующим исключением из списка голосующих на участке. Специальным приложением для голосования является портал vybory.gov.ru и в случае с Москвой портал mos.ru. Для шифровки и передачи данных используется система ГАС-выборы. При этом в Москве избиратели имеют возможность воспользоваться т. н. отложенным голосованием, которое давало возможность изменить свое решение и проголосовать за другого кандидата или партию.
Предлагаемый законопроект направлен на то, чтобы упорядочить практику, установить единые для всех видов и уровней выборов правила и требования организации голосования с использованием ДЭГ. Предполагается, что ДЭГ будет проходить с использованием ГАС "Выборы" или других государственных информсистем, в том числе региональных, прошедших сертификацию. Федеральные кампании будут проводиться только на общероссийской платформе, на местных выборах регионы смогут применять свои системы онлайн-голосования.
Решение о проведении ДЭГ на выборах в федеральные органы госвласти и на референдуме РФ будет принимать ЦИК, а в случае их совпадения с днями голосования на других выборах или референдумах ЦИК РФ будет принимать решение с учетом предложений региональных избиркомов. В свою очередь избирательные комиссии субъектов РФ могут использовать на местных выборах свои платформы, уже применявшиеся в ходе федеральных кампаний, а также самим определять порядок этого голосования.
Документ устанавливает, что все поданные заявления граждан, желающих участвовать в ДЭГ, проходят проверку и сопоставление с данными регистра избирателей и участников референдума ГАС "Выборы". После формируются списки участников дистанционного электронного голосования. Участник онлайн-голосования исключается из соответствующего списка избирателей или участников референдума.
Что и кому не нравится
Применение ДЭГ на минувших выборах в Госдуму вызвало много нареканий, особенно в Москве. Главным поводом стало то, что результаты онлайн-голосования были опубликован спустя семь часов после сборки ключа расшифрования, что дало основания для заявлений о неких подтасовках. Однако организаторы заявили, что задержка вызвана большим числом тех, кто воспользовался отложенным голосованием, т.е. в последний момент переголосовал. Сомнения вызвала и высокая явка среди участников электронного голосования, хотя удивляться тут особо нечему – голосовать не вставая с дивана намного проще, чем идти к урне. Разумеется, больше всего недовольных было среди оппозиции, проигравшей выборы по округам, где они рассчитывали на победу и где было ДЭГ. Оппозиция же и высказывала обвинения в том, что админресурс работал через электронное голосование, людей якобы заставляли голосовать через систему ДЭГ. Едва ли их доводы состоятельны хотя бы потому, что у избирателей была опция отложенного голосования. И хотя КПРФ заявила о непризнании итогов дистанционного электронного голосования в Москве и даже подала 32 административных иска, все оказалось тщетно.
Ситуация по Москве наиболее показательна в плане преимуществ, рисков и недоработок ДЭГ хотя бы потому, что по столице для электронного голосования зарегистрировались 2 млн 14 тыс., в остальных 6 регионах – свыше 600 тысяч, из них почти половина пришлась на Ростовскую область с учетом ДНР и ЛНР.
С появлением законопроекта против распространение электронного голосования тут же выступила оппозиция. Риторика вся та же: ДЭГ «убивает» выборы в России, даже несмотря на то, что оно давно стало привычной практикой во многих странах, в том числе обожаемых либералами. Не изменились содержательно и конкретные претензии: при использовании ДЭГ невозможно обеспечить тайну волеизъявления, не исключается возможность заполнения электронного бюллетеня за другое лицо, невозможно обеспечить какой-либо реальный контроль за соблюдением принципа добровольности голосования, подкуп избирателей через раздачу подарков и розыгрыши призов среди тех, кто выбрал ДЭГ, не обеспечивается общественный контроль.
Идентификация через Госуслуги, техническое совершенствование платформы для голосования – снимают большинство подобных претензий. А поощрения со стороны организаторов выборов тех, кто голосует по Интернету, никак нельзя назвать подкупом избирателей. Тут уместно вспомнить про то, что пока собака лает – караван идет. Скорее всего, закон примут достаточно быстро, чтобы он заработал к ближайшему единому дню голосования. И вполне может быть, что ДЭГ будет применено в Саратовской области уже в сентябре нынешнего года.
версия для печатиНемного теории
Электронное голосование не так уж о ново, как в России, так и за рубежом. В той или иной форме, в разных масштабах и с различным успехом оно применялось и применяется даже не один год, а не первый десяток лет. Голосование по телефону, строго говоря, тоже является электронной формной голосования, но оно так нигде и не прижилось. Причины понятны – неизбежны проблемы с идентификацией избирателя, контроля за голосованием и вообще нарушается один из ключевых принципов активного избирательного права – обеспечение тайного волеизъявления.
Ситуация изменилась с развитием информационных технологий и распространением Интернета. С начала «нулевых» распространение получили три основные формы электронного голосования. Первая из них – это оптическое сканирование, когда избиратель на участке заполняет бюллетень и самостоятельно отправляет его в сканер, который фиксирует факт волеизъявления и заодно подсчитывает голоса. В России сейчас пока это наиболее распространенная форма ЭГ – все наслышаны про пресловутые КОИБы, комплексы обработки избирательных бюллетеней. В избирательных комиссиях их не очень любят, поскольку аппаратура капризная, ломается, требует дополнительного специального обслуживания и у избирателей большого доверия не вызывает.
Другая форма электронного голосования – так называемая прямая запись, когда бумажный бюллетень не выдается и избиратель, получив специальный ключ доступа (что-то похожее на пластиковую банковскую карту) ставить «галочки» в электронном бюллетене, отображенном на сенсорном мониторе в специальном устройстве. Действо также происходит в помещении избирательного участка, а устройство внешне напоминает терминал электронной очереди, которые сейчас повсеместно устанавливаются в МФЦ и банках. Такое оборудование более дорогостоящее, требует обслуживания, в России ни разу не апробировалось, в отличие, например, от соседнего Казахстана.
Наконец, третий, наиболее современный способ – это дистанционное электронное голосование с использованием сети Интернет и сертифицированных электронных площадок. О его распространении как раз и идет речь в федеральном законопроекте.
Первый опыт
Надо сказать, что и сейчас на региональных выборах в нашей стране ДЭГ уже неоднократно апробировался. Первый раз это случилось в единый день голосования 8 сентября 2019 года на выборах депутатов Мосгордумы. В порядке эксперимента ДЭГ как альтернатива традиционной форме голосования было организовано в трех из 45 столичных избирательных округах: №1 (Зеленоград), №10 (Бибирево, Лианозово, Северный), №30 (Чертаново Центральное, Чертаново Южное). Возможностью электронного голосования воспользовались около 10% избирателей – порядка 10,2 тыс. человек. Зато явка по ДЭГ составила примерно 90%, исходя из того, что заявление на ДЭГ подали 11,2 тыс. избирателей.
В мае 2020 года в избирательное законодательство были приняты поправки, допускающие использование дистанционного электронного голосования при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдума. Кроме того, эксперимент был существенно расширен при проведении общероссийского референдума по внесению поправок в Конституцию РФ летом 2020 года. По решению ЦИКа кроме Москвы ДЭГ использовании в Нижегородской области. Суммарно в этих двух регионах заявки на ДЭГ подали около 1,2 млн избирателей, что составило уже 17,5% от принявших участие в референдуме с той же феноменальной явкой свыше 90%. В сентябре того же года ДЭГ использовался на довыборах депутатов Госдумы в Курской и Ярославской областях. Нововведением воспользовались 9,67% от принявших участие в выборах, или 28,9 тыс. избирателей при такой же высокой «электронной» явке.
В трехдневный ЕДГ в сентябре прошлого года ДЭГ по решению ЦИКа применялось уже в семи субъектах РФ: городах федерального значения Москве и Севастополе, Нижегородской, Ярославской, Курской, Мурманской и Ростовской областях. Причем не только на выборах депутатов Госдумы, но и на региональных и местных выборах, где они параллельно проходили с федеральными. Москва, Нижегородская, Ярославская и Курская области были выбраны как регионы, уже имеющие опыт проведения ДЭГ. Мурманская область и Севастополь вошли в список в качестве эксперимента, поскольку, по сведениям ЦИК, многие избиратели из этих регионов в сентябре должны были находиться в отъезде. Кроме того, применение ДЭГ в Ростовской области позволяло принять участие в голосовании жителям Донецкой и Луганской народных республик, которые получили гражданство РФ в упрощенном порядке, но не имеют постоянной регистрации на территории России.
Как «у них»
Несмотря на то, что возможности электронного голосования прорабатывались еще с 1980-ых, масштабные шаги по его внедрению стали предприниматься только в начале 2000-ых. В этом направлении передовой была Эстония, где ЭГ на общегосударственном уровне проводится с 2005 года. Сейчас там по Интернету отдаются примерно треть голосов, правда, при досрочном голосовании.
В Армении при проведении парламентских выборов ДЭГ распространяется только на отдельные категории избирателей, находящихся за с пределами страны - сотрудников дипломатических и консульских учреждений, военнослужащих и членов их семей. В Мексике ДЭГ применяется в отношении всех избирателей, находящихся за рубежом. Правительство Каталонии (Испания) в 2018 году распространило ДЭГ сначала на тех, кто находится за пределами, а затем и на всех избирателей. Во Франции проголосовать онлайн можно всем, но только на парламентских выборах. Во всех этих случаях ДЭГ используется как дополнительный к традиционному способу волеизъявления – на избирательных участках, с использованием бумажных бюллетеней и урн для голосования.
Особняком стоят США, где в зависимости от принятых штатом законов в той или иной мере используются все три формы электронного голосования наряду с бумажным бюллетенем, который также можно отправить со своим выбором по почте, в т.ч. электронной в виде прикрепленного файла. Общим является голосование по Интернету находящимися за пределами страны военнослужащими.
В ряде стран, например Австралии, Великобритании, Нидерландах, Португалии ДЭГ проводили в тестовом режиме, но в итоге от такой практики все же отказались. Главная причина – невозможность обеспечить полностью безопасное интернет-голосование, в том числе с точки зрения обеспечения тайны голосования и одновременно возможности избирателя удостовериться в том, что его электоральный интернет-голос полностью и правильно учтен.
Есть и другие примеры. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах ДЭГ введен с 2011 года как единственный способ голосования. В Бразилии электронное голосование посредством прямой записи ввели повсеместно еще в 2000 году и сейчас присматриваются к дистанционному голосованию через Интернет. По тому же пути пошли в Индии, но там одновременно доступно и дистанционное голосование.
Как это работает
ДЭГ проводится с применением специального программного обеспечения, без отпечатанного бюллетеня. Для участия в голосовании необязательно в дни выборов быть на территории своего избирательного участка. Проголосовать дистанционно можно при помощи компьютера или смартфона с доступом к интернету. Для того, чтобы проголосовать онлайн, избирателю требуется также идентификация личности. Для этого выпускается ID-карта с действующими сертификатами, mobil-ID или электронно-цифровое удостоверение личности с PIN-кодами. Загрузив программу и подтвердив личность, система проверит наличие активного избирательного права голоса и затем допустит к голосованию. Избиратель подтверждает волеизъявление цифровой подписью, после чего приложение передает его на сервер сбора голосов. После осуществления выбора приложение зашифрует результат шифровались с использованием специального ключа и хранятся в базе данных специального программного обеспечения. После завершения голосования расшифровываются. Наблюдатели вправе были знакомиться со списками участников голосования, присутствовать при формировании ключа зашифрования и ключа расшифрования и пр. Теоретически избиратель должен иметь возможность проверить, правильно ли была осуществлена передача и прием голоса, но на практике это встречается редко.
В нашем, российском случае, идентификация производится через Госуслуги, где подается заявление на ДЭГ с последующим исключением из списка голосующих на участке. Специальным приложением для голосования является портал vybory.gov.ru и в случае с Москвой портал mos.ru. Для шифровки и передачи данных используется система ГАС-выборы. При этом в Москве избиратели имеют возможность воспользоваться т. н. отложенным голосованием, которое давало возможность изменить свое решение и проголосовать за другого кандидата или партию.
Предлагаемый законопроект направлен на то, чтобы упорядочить практику, установить единые для всех видов и уровней выборов правила и требования организации голосования с использованием ДЭГ. Предполагается, что ДЭГ будет проходить с использованием ГАС "Выборы" или других государственных информсистем, в том числе региональных, прошедших сертификацию. Федеральные кампании будут проводиться только на общероссийской платформе, на местных выборах регионы смогут применять свои системы онлайн-голосования.
Решение о проведении ДЭГ на выборах в федеральные органы госвласти и на референдуме РФ будет принимать ЦИК, а в случае их совпадения с днями голосования на других выборах или референдумах ЦИК РФ будет принимать решение с учетом предложений региональных избиркомов. В свою очередь избирательные комиссии субъектов РФ могут использовать на местных выборах свои платформы, уже применявшиеся в ходе федеральных кампаний, а также самим определять порядок этого голосования.
Документ устанавливает, что все поданные заявления граждан, желающих участвовать в ДЭГ, проходят проверку и сопоставление с данными регистра избирателей и участников референдума ГАС "Выборы". После формируются списки участников дистанционного электронного голосования. Участник онлайн-голосования исключается из соответствующего списка избирателей или участников референдума.
Что и кому не нравится
Применение ДЭГ на минувших выборах в Госдуму вызвало много нареканий, особенно в Москве. Главным поводом стало то, что результаты онлайн-голосования были опубликован спустя семь часов после сборки ключа расшифрования, что дало основания для заявлений о неких подтасовках. Однако организаторы заявили, что задержка вызвана большим числом тех, кто воспользовался отложенным голосованием, т.е. в последний момент переголосовал. Сомнения вызвала и высокая явка среди участников электронного голосования, хотя удивляться тут особо нечему – голосовать не вставая с дивана намного проще, чем идти к урне. Разумеется, больше всего недовольных было среди оппозиции, проигравшей выборы по округам, где они рассчитывали на победу и где было ДЭГ. Оппозиция же и высказывала обвинения в том, что админресурс работал через электронное голосование, людей якобы заставляли голосовать через систему ДЭГ. Едва ли их доводы состоятельны хотя бы потому, что у избирателей была опция отложенного голосования. И хотя КПРФ заявила о непризнании итогов дистанционного электронного голосования в Москве и даже подала 32 административных иска, все оказалось тщетно.
Ситуация по Москве наиболее показательна в плане преимуществ, рисков и недоработок ДЭГ хотя бы потому, что по столице для электронного голосования зарегистрировались 2 млн 14 тыс., в остальных 6 регионах – свыше 600 тысяч, из них почти половина пришлась на Ростовскую область с учетом ДНР и ЛНР.
С появлением законопроекта против распространение электронного голосования тут же выступила оппозиция. Риторика вся та же: ДЭГ «убивает» выборы в России, даже несмотря на то, что оно давно стало привычной практикой во многих странах, в том числе обожаемых либералами. Не изменились содержательно и конкретные претензии: при использовании ДЭГ невозможно обеспечить тайну волеизъявления, не исключается возможность заполнения электронного бюллетеня за другое лицо, невозможно обеспечить какой-либо реальный контроль за соблюдением принципа добровольности голосования, подкуп избирателей через раздачу подарков и розыгрыши призов среди тех, кто выбрал ДЭГ, не обеспечивается общественный контроль.
Идентификация через Госуслуги, техническое совершенствование платформы для голосования – снимают большинство подобных претензий. А поощрения со стороны организаторов выборов тех, кто голосует по Интернету, никак нельзя назвать подкупом избирателей. Тут уместно вспомнить про то, что пока собака лает – караван идет. Скорее всего, закон примут достаточно быстро, чтобы он заработал к ближайшему единому дню голосования. И вполне может быть, что ДЭГ будет применено в Саратовской области уже в сентябре нынешнего года.
Политика
![]() | ![]() | ![]() |
18/05/2023 23:46 Политика Кому ценен памятник оккупантам России в Пугачеве? | 08/04/2023 16:07 Политика При оценке местных глав поинтересуются мнением населения | 16/03/2023 15:21 Политика Весенне-думское обострение |
![]() | ![]() | ![]() |
19/02/2023 10:00 Политика В поисках политического лица | 18/01/2023 09:39 Политика Гидра и самострелы | 23/12/2022 09:13 Политика Дождутся ли саратовцы быстрых ответов от чиновников? |