25/01/2022 16:48 Примета нового времени: чем хуже дела идут в экономике, тем больше говорят про агломерацию. А чтобы процесс не ограничивался одними лишь разговорами, идут по пути административного расширения ставших центром агломерации городов, как это произошло в Саратове. При этом выхолащивается экономическое содержание сущности агломерации, для которой административные границы – понятие второстепенное. Как это ни прискорбно, но Санкт-Петербург продолжают называть вторым после Москвы городом страны и второй по значимости агломерацией. А Саратовская область даже не рассматривается в числе участников субрегиональных агломераций в пределах Приволжского федерального округа. Но так ли все плохо? И да, и нет.
Триггером очередных разговоров про агломерации стало заявление председателя Счетной палаты РФ Алексея Кудрина.
- Судьбу, в том числе и России, будут решать крупные агломерации, которые будут примерно соответствовать международному уровню влияния на мировую повестку… У нас в России сейчас Москва – единственный центр, который может соответствовать такому мировому уровню, - начал издалека Кудрин и предложил создавать крупные агломерации на периферии России. Такие крупные агломерации, способные конкурировать с Москвой и соответствующие международному уровню, необходимо создавать на базе наиболее сильных регионов, объединив их агломерацией с другими.
По его оценке, даже вторая столица России Санкт-Петербург пока что недотягивает до уровня центра мирового развития, чтобы быть "энергично прорывным регионом". Поэтому он прогнозирует дальнейшее сближение Москвы и Санкт-Петербурга и еще больший рост их доли в ВВП страны.
В противовес этому он и предлагает создать несколько суперагломераций, которые «в перспективе будут влиять на мировую экономику». По предложению Кудрина, они могут формироваться вокруг Екатеринбурга, Краснодара, Ростова, Новосибирска, Томска и в Поволжье.
- Мы считаем в рамках наших оценок, что таким может быть регион, который объединяет и 8, и 9, и 12 миллионов (человек населения – ред.). Вот это уже может быть центром международного уровня с качеством жизни соответствующим, там уже синергия работает больше, - подчеркнул глава Счетной Палаты.
Примечательно, что Восточная Сибирь с ее несметными природными богатствами и огромнейшей территорией Кудриным вообще не рассматривается ей отводится роль сырьевого придатка и объекта китайской колонизации. Но вернемся к нашему Поволжью.
По мнению Кудрина, Татарстан как один из регионов-лидеров в России сам по себе пока также не имеет достаточного веса, чтобы быть таким центром международного развития, как и Санкт-Петербург, но «Поволжская агломерация имеет значение и в интересах Татарстана».
Стоит заметить, что все это Кудрин говорил, выступая в Казани на стратегической сессии "Проблемы и перспективы социально-экономического развития агломераций Республики Татарстан". В общем-то рядовое для региона мероприятие из разряда "пришли-поговорили-разошлись". Упоминание Кудриным Татарстана можно воспринимать как комплимент гостя хозяевам, причем глава СП не делал прямых заявлений о том, что Казань должна стать центром Приволжской агломерации. Но воспринято местным политбомондом это было именно так, отчего последовал ряд громких политических заявлений и суждений разного пошиба экспертов.
Пошли заявления о том, что Казань во главе Поволжской агломерации вместо Нижнего Новгорода – это пряник, уступка за то, что глава Татарстана теперь не будет именоваться президентом. Однако время, когда политэлита Татарстана диктовала свои условия федеральному центру остались в кому-то лихих, а кому-то «святых» 90-ых и недавний демарш с попыткой сохранить свою исключительность еще выйдет этой элите боком.
Есть мнение, что предложение о создании Поволжской и прочих суперагломераций является информационным вбросом для мониторинга «настроений в регионах и общественного мнения». Возможно, это как-то занимает региональные политические элиты, но общественное мнение больше обеспокоено падением рубля, инфляцией, ковидом и прочими «прелестями» нашей жизни.
К тому же надо понимать кто такой Кудрин и каков политический вес его публичных заявлений, чтобы не относиться к его тезисам сколь-нибудь серьезно. Однако глава Татарстана Рустам Минниханов поспешил заявить, что в составе Поволжской агломерации хотел бы видеть Башкортостан, а также Нижний Новгород, Самару, Ульяновск, Чувашию и Удмуртию.
Позвольте, а где Саратов, если даже Ульяновск упоминается? Не получается ли так, что наш регион по социально-экономическому развитию оценивают так, что даже на уровне ПФО ни во что не ставят? Возможно, не стоит придавать большого значения алаверды сказанному сходу Миннихановым. Но, согласитесь, это показатель и очень для нас неприятный.
К слову, глава Татарстана несколько принизил идеи Кудрина, когда сказал о том, что в республике предполагается сначала «поднять» внутреннюю агломерацию, после — «пожениться» с кем-то из соседних регионов. Преследуя интересы своего региона, он тут совершенно прав. Но с этой точки зрения у каждого региона свои приоритеты. Если и «жениться» агломерацией с другими, то только по расчету. Такие расчеты могут быть только у бедных и отсталых, но их в агломерации не видят…
Минниханов отдельно, подчеркнул, что в идеях макрорегиональных агломераций речь не идет о политическом или территориальном слиянии субъектов РФ. Тем не менее, многие оценки опять свелись к перекройке административно-территориального деления России, а, точнее, к их укрупнению. Хотя давно понятно, что федеральный центр такую реформу пока проводить не станет, поскольку укрупнение логично начинать с маленьких республик с населением в Саратов или даже Энгельс, но именно их в первую очередь трогать не будут.
Есть еще один немаловажный аспект: ни о каких агломерациях, малых или больших не имеет смысла говорить, пока Москва работает как пылесос по выкачке из «Замкадья» финансовых ресурсов. И речь идет не только и не столько о централизованной налоговой системе РФ, а о том, что все крупнейшие предприятия, госкорпорации и монополии «прописаны» в столице, где и платят налоги.
Пока сохраняется такая ситуация, все разговоры об агломерациях сводятся к административному устройству, порождая разного рода суррогаты вроде нового Саратова или курируемого вице-премьером Маратом Хуснуллиным проекта Фронтальной стратегии развития России, предполагающей сокращение числа регионов до 41 агломерации. Хотя инструменты для развития агломераций, конечно, имеются. Например, инвестиционные кредиты.
Вообще, разговоры об агломерациях представляются как старая песня на новый лад. Еще лет 20 назад, если не больше, говорили об межрегиональных экономических объединениях. В Поволжье таким объединением была (или является до сих пор) «Большая Волга». Чем не агломерация?! То же самое, только в профиль. Деятельность и эффективность этих объединений в итоге оказалась декларацией и профанацией, хотя идея хорошая. Будет ли то же самое с предложенными агломерациями и стоит ли так уж расстраиваться Саратову при наличии своих?
версия для печатиТриггером очередных разговоров про агломерации стало заявление председателя Счетной палаты РФ Алексея Кудрина.
- Судьбу, в том числе и России, будут решать крупные агломерации, которые будут примерно соответствовать международному уровню влияния на мировую повестку… У нас в России сейчас Москва – единственный центр, который может соответствовать такому мировому уровню, - начал издалека Кудрин и предложил создавать крупные агломерации на периферии России. Такие крупные агломерации, способные конкурировать с Москвой и соответствующие международному уровню, необходимо создавать на базе наиболее сильных регионов, объединив их агломерацией с другими.
По его оценке, даже вторая столица России Санкт-Петербург пока что недотягивает до уровня центра мирового развития, чтобы быть "энергично прорывным регионом". Поэтому он прогнозирует дальнейшее сближение Москвы и Санкт-Петербурга и еще больший рост их доли в ВВП страны.
В противовес этому он и предлагает создать несколько суперагломераций, которые «в перспективе будут влиять на мировую экономику». По предложению Кудрина, они могут формироваться вокруг Екатеринбурга, Краснодара, Ростова, Новосибирска, Томска и в Поволжье.
- Мы считаем в рамках наших оценок, что таким может быть регион, который объединяет и 8, и 9, и 12 миллионов (человек населения – ред.). Вот это уже может быть центром международного уровня с качеством жизни соответствующим, там уже синергия работает больше, - подчеркнул глава Счетной Палаты.
Примечательно, что Восточная Сибирь с ее несметными природными богатствами и огромнейшей территорией Кудриным вообще не рассматривается ей отводится роль сырьевого придатка и объекта китайской колонизации. Но вернемся к нашему Поволжью.
По мнению Кудрина, Татарстан как один из регионов-лидеров в России сам по себе пока также не имеет достаточного веса, чтобы быть таким центром международного развития, как и Санкт-Петербург, но «Поволжская агломерация имеет значение и в интересах Татарстана».
Стоит заметить, что все это Кудрин говорил, выступая в Казани на стратегической сессии "Проблемы и перспективы социально-экономического развития агломераций Республики Татарстан". В общем-то рядовое для региона мероприятие из разряда "пришли-поговорили-разошлись". Упоминание Кудриным Татарстана можно воспринимать как комплимент гостя хозяевам, причем глава СП не делал прямых заявлений о том, что Казань должна стать центром Приволжской агломерации. Но воспринято местным политбомондом это было именно так, отчего последовал ряд громких политических заявлений и суждений разного пошиба экспертов.
Пошли заявления о том, что Казань во главе Поволжской агломерации вместо Нижнего Новгорода – это пряник, уступка за то, что глава Татарстана теперь не будет именоваться президентом. Однако время, когда политэлита Татарстана диктовала свои условия федеральному центру остались в кому-то лихих, а кому-то «святых» 90-ых и недавний демарш с попыткой сохранить свою исключительность еще выйдет этой элите боком.
Есть мнение, что предложение о создании Поволжской и прочих суперагломераций является информационным вбросом для мониторинга «настроений в регионах и общественного мнения». Возможно, это как-то занимает региональные политические элиты, но общественное мнение больше обеспокоено падением рубля, инфляцией, ковидом и прочими «прелестями» нашей жизни.
К тому же надо понимать кто такой Кудрин и каков политический вес его публичных заявлений, чтобы не относиться к его тезисам сколь-нибудь серьезно. Однако глава Татарстана Рустам Минниханов поспешил заявить, что в составе Поволжской агломерации хотел бы видеть Башкортостан, а также Нижний Новгород, Самару, Ульяновск, Чувашию и Удмуртию.
Позвольте, а где Саратов, если даже Ульяновск упоминается? Не получается ли так, что наш регион по социально-экономическому развитию оценивают так, что даже на уровне ПФО ни во что не ставят? Возможно, не стоит придавать большого значения алаверды сказанному сходу Миннихановым. Но, согласитесь, это показатель и очень для нас неприятный.
К слову, глава Татарстана несколько принизил идеи Кудрина, когда сказал о том, что в республике предполагается сначала «поднять» внутреннюю агломерацию, после — «пожениться» с кем-то из соседних регионов. Преследуя интересы своего региона, он тут совершенно прав. Но с этой точки зрения у каждого региона свои приоритеты. Если и «жениться» агломерацией с другими, то только по расчету. Такие расчеты могут быть только у бедных и отсталых, но их в агломерации не видят…
Минниханов отдельно, подчеркнул, что в идеях макрорегиональных агломераций речь не идет о политическом или территориальном слиянии субъектов РФ. Тем не менее, многие оценки опять свелись к перекройке административно-территориального деления России, а, точнее, к их укрупнению. Хотя давно понятно, что федеральный центр такую реформу пока проводить не станет, поскольку укрупнение логично начинать с маленьких республик с населением в Саратов или даже Энгельс, но именно их в первую очередь трогать не будут.
Есть еще один немаловажный аспект: ни о каких агломерациях, малых или больших не имеет смысла говорить, пока Москва работает как пылесос по выкачке из «Замкадья» финансовых ресурсов. И речь идет не только и не столько о централизованной налоговой системе РФ, а о том, что все крупнейшие предприятия, госкорпорации и монополии «прописаны» в столице, где и платят налоги.
Пока сохраняется такая ситуация, все разговоры об агломерациях сводятся к административному устройству, порождая разного рода суррогаты вроде нового Саратова или курируемого вице-премьером Маратом Хуснуллиным проекта Фронтальной стратегии развития России, предполагающей сокращение числа регионов до 41 агломерации. Хотя инструменты для развития агломераций, конечно, имеются. Например, инвестиционные кредиты.
Вообще, разговоры об агломерациях представляются как старая песня на новый лад. Еще лет 20 назад, если не больше, говорили об межрегиональных экономических объединениях. В Поволжье таким объединением была (или является до сих пор) «Большая Волга». Чем не агломерация?! То же самое, только в профиль. Деятельность и эффективность этих объединений в итоге оказалась декларацией и профанацией, хотя идея хорошая. Будет ли то же самое с предложенными агломерациями и стоит ли так уж расстраиваться Саратову при наличии своих?
Политика
![]() | ![]() | ![]() |
16/03/2023 15:21 Политика Весенне-думское обострение | 19/02/2023 10:00 Политика В поисках политического лица | 18/01/2023 09:39 Политика Гидра и самострелы |
![]() | ![]() | ![]() |
23/12/2022 09:13 Политика Дождутся ли саратовцы быстрых ответов от чиновников? | 12/12/2022 12:12 Политика Насильно мил не будешь. Местных глав заставят отчитываться перед населением | 12/09/2022 23:41 Политика Выборы 2022: спокойно и «скучновато» |