Новая публичная власть в стране – какая она будет? - Саратов Сегодня
18+ 29 Марта 2024, Пятница, 18:21
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Новая публичная власть в стране – какая она будет?

20/12/2021 17:03 С обновлением Конституции России в прошлом году в стране началась масштабная реформа власти. Сначала изменения коснулись закрепленных поправками в Основной закон страны статуса Госдумы и Госсовета, взаимоотношений президента с федеральным парламентом и правительством.

В нынешнем году с принятием ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» реформирование затронуло региональный уровень власти и его взаимоотношения с федеральным центром. Одновременно на стадии завершения находится процесс принятия ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", который завершает процесс реформирования власти в стране.

Общая направленность этих законов такова, что власть в стране не только унифицируется, но и еще больше централизуется. Выстраивается некая вертикально интегрированная трехуровневая система публичной власти, формируемая на единых подходах и принципах. Вряд ли можно говорить о какой-то модернизации, поскольку изменения во власти происходят по мятниковому принципу – от децентрализации к централизации и наоборот.

Сейчас период децентрализации, пик которой пришелся на 90-ые, известную губернаторскую вольницу краев, областей и особенно глав национальных республик под известным ельцинским лозунгом «Берите суверенитета сколько сможете проглотить» логично завершается усилением федеральной власти.

Напомним, что в те годы регионы (включая исконно русские области) в своих уставах предусматривали договорные отношения с федеральным центром, а республики и вовсе именовались государствами в составе РФ, с президентами во главе, правом выхода из Федерации и прочими атрибутами суверенного государства. Этому способствовали общий федеративный договор и отдельные договоры между РФ и субъектами РФ.

Допускали ли регионы возможность сецессии (выхода из федерации) в реальности? В основном нет. Это использовалось как инструмент для шантажа региональной власти и многим региональным лидерам, особенно в республиках, это удавалось. Хотя вероятность такая при иностранном вмешательстве вполне допускалась не только для Татарстана, но и для регионов Дальнего Востока и Сибири.

Начало централизации было положено в «нулевые» с приходом на президентскую должность Владимира Путина. Он начал руководство страной не только с подавления вооруженного сопротивления чеченских сепаратистов под националистическо-исламистскими лозунгами, но и с отмены прежней системы федеративных отношений. Тогда же был принят новый, достаточно стройный закон о местном самоуправлении, который, по сути, так и не изменил его государственную сущность, но все же заложил основы для развития самоуправления на самом его низовом уровне.

Были отменены договорные принципы государственного устройства и единственной ее основой стала Конституция. Через создание федеральных округов в регионах усилилась федеральная власть, произошла постепенная замена глав регионов прежней формации из 90-ых. Законы об общих принципах организации региональной власти и МСУ, принятые в то время, уже тогда стали формировать унифицированную единую систему публичной власти в стране.

Президентская администрация полностью взяла на контроль не только кадровые вопросы в региональной власти, но и сферу внутренней политики в них. Разумеется, о шантаже центра со стороны регионов путем разыгрывания национальной карты и прочего уже и речи быть не могло. Страна снова стала по факту целостной и единой. Только за одно это когда-нибудь Путину заслуженно поставят памятник. Тогда же наметились и серьезные подвижки в достижении равноправия регионов при их разностатусности.

То, что сейчас с принятием новых законов будут отменены прежние, в которые более чем за полтора десятилетия внесены десятки поправок, и будут добавлены новые положения – это всего лишь завершение начатых в 2000 году Путиным преобразований. Ключевые нововведения – упрощение процедуры отрешения глав субъектов в связи с утратой доверия президента, применение к ним иных мер ответственности, таких как выговор и предупреждение, согласование федеральными министерствами кандидатур глав ряда региональных органов, расширение возможностей участи федеральных парламентариев в работе регионального заксобрания – надо рассматривать как последние аккорды формирования новой системы власти в стране.

В новом законе есть еще ряд важных моментов: всем главам регионов и заксобраниям установлен единый срок полномочий в 5 лет, губернаторы одновременно будут считаться занимающими госдолжность РФ и количество замещаемых ими сроков двумя уже не ограничивается, для региональных депутатов вводят механизм ответственности за осуществление деятельности, несовместимой со статусом депутата, в виде предупреждения, освобождения от должности, занимаемой в законодательном органе, региональные прокуроры в силу федерального закона становятся субъектами регионального законотворчества.

А то, что теперь главе региона нельзя будет именоваться президентом, так это просто удалили последний рудимент 90-ых и цепляющаяся за него татарская политическая элита не до конца улавливает новых веяний и потому пытается противодействовать. О причинах нового витка централизации власти именно сейчас можно рассуждать, предлагая самые разные варианты – от трансфера федеральной власти до неоднозначных внутренних социально-экономических и внешнеполитических процессов. Но факт остается фактом: усиление федерального центра происходит и этому нельзя помешать.

Когда пружина сожмется до упора и «гайки» начнут ослаблять, давая больше прав и возможности маневра для власти на местах сейчас прогнозировать дело неблагодарное. Процесс централизации, собственно, еще не закончился, чтобы строить такие прогнозы. Реформа власти растянута до 2028 года.

В рассматриваемом Госдумой новом законопроекте о МСУ помимо всех унифицирующих публичную власть аспектов (5-летний срок, отрешение главы губернатором и прочее) обращает на себя внимание то, что местное самоуправление теперь будет не такое сложное. Авторы закона предлагают одноуровневую систему МСУ, где останутся лишь городские и муниципальные округа. В поселениях, возможно, останутся только старосты и то на общественных началах. При этом заявлено, что муниципальная реформа меняет территориальной принцип организации МСУ на «принцип привязки к населению». Как это будет выглядеть на деле пока не очень понятно. Но можно согласиться с тем, что, как отмечают в пояснительной записке, «учитывая высокую дотационность, а также широко применяемую практику перераспределения полномочий с поселенческого уровня на региональный, такой подход позволит повысить эффективность органов МСУ, укрепить финансовую основу их деятельности». Действительно, сейчас на поселковом уровне МСУ нет ни власти, ни полномочий, ни денег. Ничего этого решили не давать, а попросту убрать низовой уровень МСУ. Собственно, так такового поселкового уровня давно уже нет – в ходе оптимизации повсеместно муниципальные образования укрупнялись, включая 2-3 и более сел. Полагаем, что при обсуждении законопроекта этот вопрос станет камнем преткновения и кто знает, может, его еще и вернут в публичную власть.

версия для печати

Политика


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович