Саратов+Энгельс? - Саратов Сегодня
18+ 28 Июля 2021, Среда, 15:29
«Вот эта любовь к Родине, которая находится в крови, в характере,
в генах нашего народа, делает нас сильными, объединяет вокруг общих задач»
Владимир Путин
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Саратов+Энгельс?

Саратов+Энгельс? - Саратов Сегодня09/04/2021 10:13 С прошлого года снова потихоньку реанимируется идея объединения Саратова и Энгельса. Тема эта, как известно, очень стара и имеет корни еще в приснопамятном советском прошлом. Когда при губернаторстве Аяцкова еще вынашивали амбициозные планы строительства в областном центре метрополитена, одна из веток которого шла бы в Энгельс (даже писали о подводном тоннеле!), вспоминали, что при советской власти метро не начали строить не столько из-за особенностей грунта, сколько из-за того, что Саратов не дотягивал без Энгельса до города-миллионника, которому полагалось бы метро.

В 2007 году сторонники идеи об объединении обратились в Саратовскую областную думу с просьбой о проведении всенародного референдума. Набор преимуществ был тот же: объединение всевозможных потенциалов, сокращение чиновников и в довесок все то же метро. Объединенный город предлагали даже назвать Гагариным. Однако депутаты под благовидным предлогом инициативу отклонили.

Сейчас о метро уже и речи нет, только о скоростном трамвае в одном пока что направлении. А вот объединение двух соседних и крупнейших городов региона становится более реальным. Во первых, из-за создания Саратовской агломерации составе не только Саратова и Энгельса, но и Саратовского и Татищевского районов. С легкой руки спикера Госдумы РФ Вячеслава Володина агломерацию после включения Красноармейского района расширят практически до соседней Волгоградской области.

Во-вторых, полным ходом идет процесс объединения областного центра с Саратовским районом, который было бы правильнее назвать поглощением. Официальные местные и областные власти не устают твердить об инвестиционных, инфраструктурных и прочих выгодах объединения. Несмотря на все сложности, сомнения и нежелание жителей сел стать горожанами, процесс уже всем кажется неизбежным. Уже было заявлено о намерении к концу года присоединить к Саратову весь прилегающий район. А потому представляется логичным следующий этап – слияние с Энгельсом. Хотя, исходя из той же логики, объединительные процессы разумнее было бы начинать с Энгельса. Впрочем, не стоит сравнивать жителей небольших разрозненных и ориентированных на областной центр сел с жителями второго по численности и экономике города в регионе, имеющего свою длительную историю. Жителям Саратова присоединение Энгельса, как и Саратовского района, по большому счету глубоко безразлично с той лишь разницей, что присоединение разрозненных сел, полей, лесов и даже военного полигона все же вызывает некоторое недоумение.

Несложно спрогнозировать, что процесс слияния с Энгельсом пойдет намного труднее и даст политические осложнения, так нежелательные под федеральные выборы. По высказываниям на форумах энгельситы по-прежнему ощущают себя аутентичным от саратовцев населением и все также демонстрируют легкое пренебрежение к Саратову, хотя в последние годы при часто меняющихся градоначальниках Энгельс далеко уже не такой опрятный и благоустроенный. А вложение десятков миллионов бюджетных рублей в благоустройство Саратова совершенно меняет восприятие этих пока еще соседних городов.

У жителей Энгельса достаточно других мотивов быть против. Кроме местечковой гордости (имеют на то основания и право!) и нежелания растворять историю Покровска в истории Саратова есть примерно такой же набор сугубо материальных опасений, начиная от переделки документов до увеличения кадастровой стоимости, роста цен на жилье, транспортного налога (он, кстати, коснется и саратовцев).

В третьих, решающую роль в слиянии Саратова и Энгельса играет численность населения. Присоединение Саратовского района даст Саратову всего около 50 тысяч человек. В самом областном центре проживает около 840 тысяч. До миллиона Саратов никак не дотягивает, особенно при нынешних растущих темпах вымирания населения. Если в 80-ых годах Саратов как город-миллионник рассчитывал помимо метро еще и на повышенные нормы снабжения товарами, то сейчас перспектива примерно та же. Саратовские власти не скрывают, что миллионный Саратов будет получать увеличенные дотации из федерального бюджета, так как все они рассчитываются, исходя их численности жителей.

Позиция главы Энгельсского района Алексея Стрельникова такая же дипломатично-отстраненная, как сейчас у главы Саратовского района Ивана Бабошкина. Все так же отсылается к мнению жителей. Хотя все понимают, что решение принимает власть. Напротив, хозяином положения чувствует себя городская власть областного центра. Глава Саратова Михаил Исаев, хоть и ссылается на волеизъявление населения, уже открыто говорит о перспективах объединения городов, «консолидации возможностей и ресурсов, запуске новых инвестпроектов, реализации крупных программ» - в общем, все то, что население множество раз слышало от представителей власти.

Как бы то ни было, но агломерация – это социально-экономическая, а не административно-территориальная категория. Поэтому полагаем, что с осени этого года начнется процесс слияния Саратова с Энгельсом и будет он таким же неизбежным, несмотря ни на какие протесты отдельных групп населения. Кстати, первый шаг к этому уже сделан – решен вопрос о восстановлении троллейбусного маршрута между городами, до которого местным и областным чиновникам много лет не было никакого дела, несмотря на многочисленные просьбы населения с обоих берегов.
Объединить трех стерлядей и быка-солевоза будет непросто только политически. И сейчас речь идет уже не столько о преодолении амбиций энгельсской власти, сколько о сглаживании волны недовольства населения. В социально-экономическом плане Саратов и Энгельс давно уже единое целое. Или Энгельс, по сути, является частью Саратова. Это кому как нравится. Сейчас уже даже карты по отдельности не делают: в карте Саратова есть Энгельс.

Есть и еще один вопрос: надолго ли хватит этого преимущества после объединения при тенденции к сокращению населения в силу растущей естественной убыли и оттока экономически активного населения? По этим показателям Саратовская область, к сожалению, в числе лидеров. Объединение Саратова с Саратовским и Энгельсским районами даст суммарную численность населения (по официальным статистическим данным 2020 года) 838+49+227=1114 тыс. человек. Недавно сообщалось, что за последние три года 2018-2020 гг. население Саратовской области сократилось на 66,5 тысяч человек, 20,7 тысячи из которых уехали насовсем в поисках лучшей жизни и 45,8 тысячи человек – это естественная убыль, т.е. превышение смертности над рождаемостью. Арифметика проста: при такой тенденции лет через пять и объединенный город не будет дотягивать до миллионника.

На фото - один из красноречивых вариантов саратовского туристического логотипа
версия для печати

Политика


Культура и наука

«ПОДПИСАЛСЯ САМ?! – ПОДПИШИ ТОВАРИЩА!»

Ракурс


Провинциальный телеграф

ПнВтСрЧтПтСбВС
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Фоторепортажи

Видеорепортажи

Прямая речь

< >
< >
< >
Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Креатив-С"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 23-65-01.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович