Спасут ли саратовцев продовольственные карточки? - Саратов Сегодня
18+ 29 Марта 2024, Пятница, 15:16
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Спасут ли саратовцев продовольственные карточки?

19/02/2021 18:55
Как только случается очередной виток кризиса в экономике страны, разговоры о том, кто виноват и что делать - перемежаются с идеей введения продуктовых карточек. Одни с пеной у рта отстаивают их необходимость как действенной меры социальной защиты малоимущих в условиях оскала капитализма и обострения кризиса. Другие столь же горячо настаивают на ущербности такой поддержки.

Благие помыслы
О введении для малоимущих продовольственных карточек начали активно говорить в связи с резким ростом цен на продовольствие в прошлом году и продолжают столь же активно дискутировать и сейчас, поскольку рост цен продолжается. Принимаемые правительством РФ меры по сдерживанию цен имеют ограниченную по времени и эффекту результативность. Соглашения о сдерживании цен заключены на небольшой ассортимент продуктов и заканчиваются в апреле. С повышением пошлин на экспорт зерна хлеб в российских магазинах дешевле не стал и потихоньку дорожает. Уже обещают сильное подорожание и даже дефицит продуктов после снятия с них ценового моратория. Более того, о перспективах резкого подорожания яиц, бройлеров, колбас и прочего заговорили представители мясомолочной отрасли. Одновременно бизнес не оправился от продолжающегося де-факто коронакризиса, меры господдержки по большей части прекратились, безработица остается высокой, а уровень жизни населения и реальные доходы упали даже по официальному признанию власти. В такой ситуации введение продовольственных карточек для малоимущих видится многим благом.

В целом такие инициативы носят популистский и даже лоббистский характер и высказываются, как правило, политиками и представителями крупного бизнеса. Ряд экспертов, ученых и экономистов, особенно в правительстве, придерживаются иного мнения, но о нем чуть позже.

После объявления антироссийских санкций в 2014 году и начавшегося роста цен Минпромторг России собирался вводить талоны для малоимущих или некие социальные карты, на которые ежемесячно зачислялось бы пособие. По расчетам, на такую поддержку могли претендовать около 15-16 млн человек, что требовало 240 млрд рублей. К 2018 году внедрять продуктовые карточки уже хотели для 19 млн человек. В 2019 году эту идею и вовсе заблокировали в правительстве. И вот в конце прошлого года к ней вернулись снова.

Затем уже в прошлом году чиновники вернулись к этой теме и предложили некие продуктовые сертификаты - пластиковые карты, на которые зачисляется определенная сумма для поддержки малоимущих, т.е. тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума, это в основном многодетные семьи, матери-одиночки, инвалиды, неработающие граждане, состоящие на учете в центрах занятости. На сертификаты можно будет получать от государства бесплатные продовольственные наборы пищевых продуктов от отечественных производителей. Не было до конца понятно, будет ли это банковская карточка, на которую будет переводиться пособие, или же это будет осовремененный талон на определенный набор продуктов питания.

Была даже разработана программа социальных продуктовых карт, которую предполагалось ввести в действие в 2021 году, но вот уже и февраль подходить к концу, но ни пособий, ни продуктовых наборов никто никому так и не выдает.

В начале февраля Минпромторг России подготовил почти сорокастраничный доклад о мерах приоритетной поддержки наиболее уязвимых слоев населения. В нем, в частности, сообщается, что необходимо обеспечить в первую очередь поддержку беременных и кормящих женщин, детей любых возрастов, а также граждан, находящихся на социальной опеке государства. В докладе содержится идея использовать ранее обсуждавшийся инструмент адресной помощи людям, а именно ежемесячные пособия, которые нуждающиеся смогут тратить на покупку исключительно отечественных продуктов питания. Чиновники подчеркивают, что сейчас в стране работают различные механизмы и программы социальной поддержки отдельных категорий граждан. По большей части эти меры носят финансовый характер, а гражданин может использовать эти средства по своему усмотрению. Одним словом, так и не определились, что лучше – деньгами помогать или продуктами.

В комиссии Общественной палаты РФ по развитию АПК посчитали, что из-за подорожания базовых продуктов малоимущим россиянам нужно выдавать карточки на "социальное питание" и даже товары первой необходимости. Полагаем, речь идет о спичках, мыле, зубной пасте, туалетной бумаге и прочее. Свои предложения ОПРФ направила в правительство еще в декабре прошлого года.

В Торгово-промышленной палате РФ тоже поддержали введение продуктовых сертификатов. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков заявил, что этот инструмент может заменить собой регулирование цен. С особенной радостью введение карточек восприняли ритейлеры.

Тему продовольственных сертификатов в преддверии выборов Госдуму начали политизировать. И на встрече с лидерами парламентских фракций, отвечая на вопрос-инициативу, президент России Владимир Путин осторожно высказался на эту тему.

- «Продовольственные сертификаты – мы уже обсуждали этот вопрос. И правительству я поручал поговорить на эту тему. Есть плюсы и определенные проблемные вопросы, которые надо порешать. Но совершенно точно подумать над этим можно», – заявил Путин. – «На мой взгляд, сейчас этот вопрос может быть не таким актуальным, как было в разгар эпидемии. Но, тем не менее, поговорить можно».

Прежде чем рассматривать «минусы» продовольственных сертификатов, уместно ознакомиться с тем предложением, которое ранее подготовил Минпромторг для введения их в этом году. Итак, на одного малоимущего рассчитано 10-12 тыс. рублей, подчеркнем, в год. Ежемесячно в зависимости от дохода гражданина и регионального МРОТ на счет будут поступать 850-1400 рублей. Потратить эти деньги можно будет только в соответствии с перечнем товаров, утвержденным законодательством (хлеб и выпечка; молочные продукты; растительное масло; приправы, соль и сахар; фрукты и овощи; мясо и рыба). Денежные средства поступившие на счет продуктовой карты нужно будет обязательно израсходовать в течение текущего месяца. Через продуктовую карту нельзя будет проводить операции переводов и снятия денежных средств. Так как остаток средств на конец месяца будет отозван обратно в бюджет. Такая система сгорания остатка денежных средств, по мнению чиновников, будет стимулировать людей покупать продукты первой необходимости, а не откладывать их на более дорогие вещи. Ведь помощь выделяется в первую очередь для того, чтобы люди не голодали.

Рыбу или удочку?
Вместо того, чтобы бесконечно давать дорожающую рыбу, противники продовольственных карточек настаивают на том, что надо выдавать удочки. Другими словами, надо содействовать занятости, снижать безработицу, бороться с социальным иждивенчеством – наследием советского прошлого и создавать стимулы к активной трудовой деятельности. Например, в прошлом году по причине коронавируса в Европе стала расти безработица и заговорили о введении продуктовых карточек. Однако евробюрократы вскоре прозрачно намекнули, что в странах ЕС требуется много сезонных рабочих на сбор урожаев фруктов и овощей. С другой стороны, когда одномоментно сбить волну безработицы и обнищания невозможно, во избежание взрыва социального недовольства и роста криминала государство идет на раздачу прямой или косвенной социальной помощи, т.е. выдает условную рыбу. Такая мера по-своему оправданна, поскольку на разбой или против власти с голодухи идут активнее, чем от неустроенности, но от сытости и безделья. Так, например, поступало государство в прошлом году, выдавая единовременные пособия на детей и увеличив пособия по безработице. Правда, странно было то, что пособия выдавали абсолютно всем безотносительно к наличию работы и уровню дохода, а ограничения касались только возраста детей в 16 лет вместо официально установленного возраста совершеннолетия в 18 лет, как будто мы живем в России полуторавековой давности, где дети начинают трудиться в раннем возрасте. Кроме того, такие категории как инвалиды и многодетные в силу объективных причин не могут вкалывать и зарабатывать себе и семье на жизнь. Особенно когда трудоустроиться не могут и более благополучные граждане. Поэтому государственная поддержка таким людям и семьям – объективная необходимость.

Призраки прошлого
Противники введения продовольственных карточек, прежде всего, отсылают к отечественной истории. Точнее, к ее тяжелым периодам, когда вводилась карточная система для всего населения. В конце Первой Мировой войны, в годы революции и гражданской войны, период индустриализации, в Великую Отечественную войну и послевоенный период, в 80-ые-90-ые годы, пока не отпустили цены. Однако не стоит равнять кислое с пресным. В те времена была нехватка продуктов питания и товарно-денежные отношения заменяли талонами на продукты. В одних случаях они заменяли деньги, в других – давали право на приобретение в ситуации тотального дефицита определенных продуктов в установленном количестве или объеме. Еще были пайки в виде определенного набора продуктов (хлеб, масло, крупы), в советское время были пайки с люксовым набором дефицитных и деликатесных продуктов, но это уже немного другое. Таким образом, это было только лишь способ распределения продовольствия в условиях его нехватки, а не дополнительная социальная помощь.

Некоторые экономисты, как например, проректор РАНХиГС Андрей Марголин, полагают, что сама концепция продуктовых карточек вызывает у людей неприятные ассоциации с тем временем, с разрухой, кризисом, упадком и негативно сказывается на формировании общественного мнения и делового климата.

- «Убежден, что время для такой помощи населению еще не пришло. Если люди услышат словосочетание «продуктовые карточки», перед их глазами сразу встанет период развала СССР с тогдашним дефицитом товаров. У населения будет негативная психологическая реакция, которая может вызвать социальную и политическую нестабильность», - отмечает в комментарии «МК» директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

- «Введение продовольственных карточек в РФ может быть оправдано только при дефиците продуктов, сейчас недостатка в продовольствии не наблюдается», - заявил ТАСС первый зампред комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.

- «Введение продуктовых карточек – это очень серьезный удар по имиджу власти. Конечно, можно сколько угодно рассуждать о том, что это реальная поддержка бедноты со стороны государства. Но наша историческая память воспринимает карточки как самое дно, те самые лихие 90-е, причём в самые худшие годы «шоковых реформ» Гайдара», - уверен президент Фонда "Центр развития региональной политики" Илья Гращенков.

А как у них?
На упомянутой встрече с президентом продовольственные карточки предложил ввести лидер ЛДПР Владимир Жириновский, заметив, что практика продовольственных сертификатов применяется даже в богатых странах, "это делает весь мир". Действительно, очень часто сторонники продуктовых карт часто ссылаются на опыт других государств, прежде всего США.

Покопавшись в Интернете по внушающим доверие источникам, нарисовали себе примерно такую картину помощи голодающим американцам. Раздачу бедным слоям населения Америки бесплатной еды практикуют с 1930-х годов, со времен Великой депрессии. Потом был перерыв на 30 лет и с 70-ых годов ее возобновили и прекращать не планируют. Сейчас помощь по программе Food Stamp Program там получают свыше 40 миллионов человек, т.е. более 10% населения, не обязательно имеющих гражданство США. Для получения пособия выпускается специальная банковская карта. Критерием для ее выдачи является доход ниже 130% от прожиточного минимума на семью из 4 человек. Это примерно $2500 в месяц. Средний месячный размер пособия на человека составил $126,13, на домохозяйство - $256,93. Сопоставлять все с российскими реальными зарплатами не имеет – даже с поправкой на стоимость продуктов американские бедные благополучнее российских бедняков. Главной целью программы льготной покупки продуктов является улучшение качества питания среди малообеспеченных граждан. Поэтому талон направлены не на выживание, на них можно купить любые товары за исключением алкоголя, табака, корма для животных и хозтоваров. Отоварить карточки можно не во всех магазинах. Также нельзя обналичить эти деньги или купить на них фаст-фуд. С приходом Трампа был принят закон о постепенном переходе на натуральные поставки товаров, но сейчас при новом президенте США все, возможно, отыграют назад. Однако, как показала практика, семьи, получающие продовольственные талоны, не стали больше тратить на приобретение продуктов: большая часть денег, сэкономленных за счет обмена талонов на продукты, расходуются ими на другие цели. В целом подобные формы поддержки – это плата государства за лояльность тем американцам, которым оно не может дать образование и работу. США пока что могут себе такое позволить и на социальном иждивении там выросло не одно поколение. За такое свое положение они готовы идти против власти, шантажируют его, но и сами являются объектом политических манипуляций. Все это мы имели возможность наблюдать в течение последних месяцев во время борьбы за кресло президента США.

В Европе карточная система в целом была отменена в конце 40-ых-начале 50-ых годов прошлого века по мере становления и развития экономики в послевоенный период. Часто приводят примеры введения карточек на Кубе, где с 1962 года жители приписаны к магазинам и регулярно получают по символическим ценам крупы, бобы, макароны, молоко и т.д., и в Венесуэле, где из-за экономического кризиса карточки ввели в 2014 году.

Так ли все хорошо, как на бумаге?
Вернемся к предложенной Минторгом концепции продуктовых сертификатов. Предполагается, что рассчитываться продуктовой картой можно будет только в магазинах, включенных в данную программу. Кроме того, допускаются отоваривание их в социальных столовых. Сразу возникает масса вопросов – что это будут за магазины, какого качества будут продукты по карточкам, и сколько они будут стоить. Напрашивающиеся сами собой ответы, с учетом российской действительности, объясняют горячую поддержку введения сертификатов ритейлерами. Цены и наценки на продукты по сертификатам в очередной раз поднимут и будут скидывать весь неликвид. Прикрываться интересами отечественного производителя при введении продуктовых талонов – это лукавство. Что это за поддержка такая, когда вместо того, чтобы иметь возможность купить что хочешь, должен покупать, что подсунут? С идеей про социальные столовые все закончится примерно тем же, что творится со школьным питанием.

Когда средний чек от разового посещения продовольственного магазина уже в районе тысячи рублей, стоимость ежемесячного сертификата на еду в таком же размере выглядит как очередное издевательство. Понятно, что при расчете чиновники исходили из пресловутой продуктовой корзины, цены в которой неадекватны действительности, но служат базой для формирования программ социальной господдержки населения. Еще большим издевательством являются обещания расширить минимальный набор товаров за счет корма для домашних животных и средств санитарной гигиены и бытовой химии.

По планам правительственных чиновников на помощь могут рассчитывать порядка 20 млн человек, или 13,5% населения страны, официально имеющих доходы меньше прожиточного минимума. На эту программу планируется потратить 335 млрд. рублей. Это огромная дополнительная нагрузка на бюджет. Для изыскания этих денег придется урезать другие социальные статьи в и без того дефицитном бюджете, залезать в похудевшие за прошлый год госфонды или запускать печатный станок, накручивая инфляцию.

Данные о бедности взяты из официальной статистики, приукрашенной отчетностью из регионов, и явно не соответствуют реальности. В центре уж точно понимают, что на самом деле цифры еще больше. Как только программу запустят, выясниться, что малообеспеченными являются многие безработные, бюджетники и не только они, то есть число нуждающихся и бюджетных расходов возрастет. И без того смешная стоимость сертификата может еще больше подешеветь. Вероятно, поэтому федеральное правительство не спешит с введением продуктовых карт.

Вполне возможно, что, как и с выплатой пособий по безработице, чиновники начнут отфильтровывать обращающихся за господдержкой. Речь идет не только об отказе тем, кто имеет неофициальные доходы и не платит с них налогов, а о намеренно жестких и неоправданных (как в случае с прошлогодними детскими выплатами) требованиях, предъявляемых к получателям.

Определенные риски связаны также с администрированием этих карточек и, не будем обходить этот вопрос, коррупционной составляющей. Пенсионный фонд в 2020 году едва справился с выплатами детских пособий, было много сумятицы, даже с учетом действующей системы «Госуслуги». Что же касается коррупции, то не исключены махинации с сертификатами по примеру тех, что расследуют правоохранительные органы в сфере пассажирских перевозок льготников в Саратове.
В тех же США процветают коррупция и мошенничество с продуктовыми картами, из-за чего Трамп хотел перейти на выдачу продуктов натурой. Как и в любой системе безвозмездного распределения денег, имеются случаи коррупции и мошенничества. Участвующие в программе американцы, несмотря на запрет обмена продуктовых талонов на наличные деньги, вступают в сговор с продавцами и сдают им талоны дешевле номинала. Первые получают живые деньги, а вторые получают из бюджета в качестве компенсации полную стоимость талона. Результатом является существенная криминализация сферы обращения талонов на питание. Но это вариант не для России, где нет излишков господдержки, чтобы ими приторговывать.
Если Россия и перейдет на карточки, то это будет кубинско-венесуэльский вариант. Как и там, продуктов по карточке будет хватать в лучшем случае на неделю, но это станет все же серьезным подспорьем для большого числа нищего населения, получающего низкие зарплаты или находящегося на безработном положении. Все эти разговоры и программы о продовольственных карточках лишний раз говорят о том, что население нищает, социальное расслоение растет, в экономике не все благополучно, а система соцподдержки сбоит. Исторический опыт показывает, что карточки необходимы для спасения от голода, а не от бедности. Сейчас не война и не голод, дефицита продуктов нет.

Россия – страна контрастов, регионы в ряде случаев заметно отличаются друг от друга уровнем жизни. к сожалению, Саратовская область в последнее время показателями, мягко говоря, не блещет. В рейтинге регионов по качеству жизни Саратовская область на 49 месте, уровень безработицы - 6,З%, что выше среднероссийского показателя и третье место снизу по ПФО.

Согласно опубликованным в прошлом году данным «РИА Рейтинг», Саратовская область занимает 62 место из 85 российских регионов по уровню доходов населения - бедных 15,5% населения, еще 2% за чертой крайней бедности. В абсолютных цифрах это порядка 400 тысяч человек, примерно пятая часть населения области. И это в подавляющем большинстве граждане страны, постоянные жители региона, среди которых весомая доля работоспособных и работающих. При всем этом регион оказался на втором месте в стране по темпам продуктовой инфляции. Так что гипотетическая продуктовая карточка на тысячу рублей в месяц их положение никак не улучшит, а только создаст ненужные политические риски.
версия для печати

Политика


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович