12/12/2019 23:57 Двое депутатов областной думы - Николай Семенец и Николай Кузнецов – выступили с законопроектом лишить права законодательной инициативы отдельные государственные и общественные организации. Это право предлагается оставить только собственно парламентариям, губернатору и правительству области, а также представительным органам местного самоуправления. Таким образом, в числе «лишенцев» оказались областная Общественная палата, прокурор области, все три региональных омбудсмена, областной избирком, областной суд, областной арбитражный суд, Федерация профсоюзных организаций области и Торгово-промышленная палата области.
Когда всех этих субъектов данным правом наделяли, приводились вполне убедительные аргументы вроде тех, что они в той или иной мере вовлечены в законотворческий процесс, обладают достаточными экспертными возможностями, и как практики будут способствовать совершенствованию законодательства Саратовской области и все такое.
Теперь же двое «думских аксакалов», как их часто именуют, нашли другие аргументы, чтобы это право отнять. Кстати, изложили они их не на бумаге, в пояснительной записке к законопроекту, т.е. в документе, а на словах.
Аргументы эти сводятся к тому, что этим правом практически не пользуются. «Нами были внесены 2820 законопроектов, а всего 7% из них приходятся на эти субъекты - и это, как правило, просто технические поправки к федеральным законам», - заявил Семенец. Надо сказать, что статистика эта ни о чем не говорит. Для депутатов законотворчество – основная функция, обязанность, по числу законодательных инициатив оценивается их эффективность. А для всех остальных законодательная инициатива – только право, которым они могут воспользоваться при необходимости. Что могут значить эти 7%? Только то, что законодательная база в целом сформирована и необходимости инициировать новый закон у той же ОПы или прокуратуры просто не возникает. Кроме того, для продвижения нужной закинициативы иногда идут коротким путем и лоббируют ее через депутатов. Семенец предлагает оставить право закинициативы у органов местного самоуправления и тут он сам себе противоречит, поскольку ОМСУ – самые неактивные инициаторы законопроектов. Им как-раз проще всего пролоббировать их через своих представителей в областной думе.
У «лишенцев» таких представителей нет и они как раз более заметны в плане инициатив и участия в общественно-политической и экономической жизни региона. К слову, в контексте заметности и активности, уместно упомянуть о гуляющих в СМИ и соцсетях предположениях, будто все это затеяно с тем, чтобы урезонить активность областной прокуратуры в заксобрании. В одном широко известном саратовском медиа-ресурсе в заголовок так и вынесено, что думцы «предложили лишить прокурора области права законодательной инициативы». И сам Семенец акцентировался на надзорном ведомстве: "Что касается прокуратуры, тут жалеть не о чем. Прокуратуре дано право надзирать. А получается так, что прокуратура предлагает законы, которые сама потом вынуждена контролировать. Право контроля у вас остается - это федеральное право. А есть предложения, тогда вносите через депутатов». Другими словами, опять политические игры, а под раздачу попали ОПа, ТПП, обмудсмены…
Второй и последний аргумент у Семенца заключается в том, что его поправка повышает статус депутата. И он тоже весьма и весьма сомнителен. Забрать что-то у кого-то, чтобы повысить свой статус – это звучит как-то необычно для депутата, но вполне нормально для гопника из Заводского района. Хотя, может, отдельные депутаты тем и поддерживают свою значимость, что отбирают у людей и организаций права и льготы, прессуют их новыми запретами и более суровыми санкциями.
И вообще что значит это пресловутое «повысить статус». Строго говоря, статус депутатов прописан в законах и состоит из прав, обязанностей и полномочий - их можно добавлять, убавлять, тем самым расширяя и сокращая статус. Но повысить никак. Только отдельные персоны могут повысить свой политический статус, став, к примеру, депутатом Госдумы, у которого уже совершенно иной статус.
Полагаем, депутаты областной думы Семенец и Кузнецов перепутали понятия депутатского статуса с понятиями авторитета и рейтинга законодательного собрания и его депутатов, что как-то несерьезно для обладателей ученых степеней и званий. Согласимся, что авторитет нашего заксобрания невысок и рейтинг многих депутатов оставляет желать лучшего. Только вот такими законопроектами ни то, ни другое не поднимешь…
Семенец, мягко говоря, лукавит отсылкой на федеральное законодательство. В статье 6 федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" четко сказано, что «конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации». Так что Семенец с Кузнецовым под шумок еще и сенаторов от Саратовской области Людмилу Бокову и Сергея Аренина хотят лишить права законодательной инициативы, в нарушение федерального закона. Как-то не по рангу областному заксобранию так свободно обращаться с федеральными законами. Или в этом и состоит «повышение статуса» депутатов?
Хочется также напомнить региональным парламентариям, что в демократическом обществе и государстве законотворчество не является исключительной прерогативой парламента или руководителя исполнительной власти. И потому правом законодательной инициативы наделены иные компетентные общественные и государственные институты. Также уместно вспомнить и про так называемую народную законодательную инициативу, которая предусмотрена в процитированной выше статье закона и де факто введена в паре десятков российских регионов. Но зачем все эти вольности бывшему армейскому политруку?!
Последовала уже и первая реакция. Член региональной ОПы Николай Скворцов, на протяжении нескольких лет занимающийся в палате «нулевыми чтениями» региональных законопроектов и тесно работающий с областной думой на своей страничке в «Фейсбуке» съязвил: «В ответ на предложение народного избранника Семенца выдвигаю свою инициативу: лишить депутатов областной думы права законодательной инициативы». И подкрепил свое предложение проведенным им летом анализом законотворчества, сделав вывод о том, что «подавляющее большинство депутатских законопроектов носит технический характер либо направлены на приведение регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами». Судя по этому анализу и нынешним политическим раскладам, включая думские, из «лишенцев» активно протестовать против закинициативы Семенца-Кузнецова будет только областная прокуратура. Могут не согласиться также несколько депутатов, причем не обязательно только из оппозиционных фракций. Так что законопроект вполне проходной, если его, конечно, не отзовут. А такое вполне возможно.
версия для печатиКогда всех этих субъектов данным правом наделяли, приводились вполне убедительные аргументы вроде тех, что они в той или иной мере вовлечены в законотворческий процесс, обладают достаточными экспертными возможностями, и как практики будут способствовать совершенствованию законодательства Саратовской области и все такое.
Теперь же двое «думских аксакалов», как их часто именуют, нашли другие аргументы, чтобы это право отнять. Кстати, изложили они их не на бумаге, в пояснительной записке к законопроекту, т.е. в документе, а на словах.
Аргументы эти сводятся к тому, что этим правом практически не пользуются. «Нами были внесены 2820 законопроектов, а всего 7% из них приходятся на эти субъекты - и это, как правило, просто технические поправки к федеральным законам», - заявил Семенец. Надо сказать, что статистика эта ни о чем не говорит. Для депутатов законотворчество – основная функция, обязанность, по числу законодательных инициатив оценивается их эффективность. А для всех остальных законодательная инициатива – только право, которым они могут воспользоваться при необходимости. Что могут значить эти 7%? Только то, что законодательная база в целом сформирована и необходимости инициировать новый закон у той же ОПы или прокуратуры просто не возникает. Кроме того, для продвижения нужной закинициативы иногда идут коротким путем и лоббируют ее через депутатов. Семенец предлагает оставить право закинициативы у органов местного самоуправления и тут он сам себе противоречит, поскольку ОМСУ – самые неактивные инициаторы законопроектов. Им как-раз проще всего пролоббировать их через своих представителей в областной думе.
У «лишенцев» таких представителей нет и они как раз более заметны в плане инициатив и участия в общественно-политической и экономической жизни региона. К слову, в контексте заметности и активности, уместно упомянуть о гуляющих в СМИ и соцсетях предположениях, будто все это затеяно с тем, чтобы урезонить активность областной прокуратуры в заксобрании. В одном широко известном саратовском медиа-ресурсе в заголовок так и вынесено, что думцы «предложили лишить прокурора области права законодательной инициативы». И сам Семенец акцентировался на надзорном ведомстве: "Что касается прокуратуры, тут жалеть не о чем. Прокуратуре дано право надзирать. А получается так, что прокуратура предлагает законы, которые сама потом вынуждена контролировать. Право контроля у вас остается - это федеральное право. А есть предложения, тогда вносите через депутатов». Другими словами, опять политические игры, а под раздачу попали ОПа, ТПП, обмудсмены…
Второй и последний аргумент у Семенца заключается в том, что его поправка повышает статус депутата. И он тоже весьма и весьма сомнителен. Забрать что-то у кого-то, чтобы повысить свой статус – это звучит как-то необычно для депутата, но вполне нормально для гопника из Заводского района. Хотя, может, отдельные депутаты тем и поддерживают свою значимость, что отбирают у людей и организаций права и льготы, прессуют их новыми запретами и более суровыми санкциями.
И вообще что значит это пресловутое «повысить статус». Строго говоря, статус депутатов прописан в законах и состоит из прав, обязанностей и полномочий - их можно добавлять, убавлять, тем самым расширяя и сокращая статус. Но повысить никак. Только отдельные персоны могут повысить свой политический статус, став, к примеру, депутатом Госдумы, у которого уже совершенно иной статус.
Полагаем, депутаты областной думы Семенец и Кузнецов перепутали понятия депутатского статуса с понятиями авторитета и рейтинга законодательного собрания и его депутатов, что как-то несерьезно для обладателей ученых степеней и званий. Согласимся, что авторитет нашего заксобрания невысок и рейтинг многих депутатов оставляет желать лучшего. Только вот такими законопроектами ни то, ни другое не поднимешь…
Семенец, мягко говоря, лукавит отсылкой на федеральное законодательство. В статье 6 федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" четко сказано, что «конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации». Так что Семенец с Кузнецовым под шумок еще и сенаторов от Саратовской области Людмилу Бокову и Сергея Аренина хотят лишить права законодательной инициативы, в нарушение федерального закона. Как-то не по рангу областному заксобранию так свободно обращаться с федеральными законами. Или в этом и состоит «повышение статуса» депутатов?
Хочется также напомнить региональным парламентариям, что в демократическом обществе и государстве законотворчество не является исключительной прерогативой парламента или руководителя исполнительной власти. И потому правом законодательной инициативы наделены иные компетентные общественные и государственные институты. Также уместно вспомнить и про так называемую народную законодательную инициативу, которая предусмотрена в процитированной выше статье закона и де факто введена в паре десятков российских регионов. Но зачем все эти вольности бывшему армейскому политруку?!
Последовала уже и первая реакция. Член региональной ОПы Николай Скворцов, на протяжении нескольких лет занимающийся в палате «нулевыми чтениями» региональных законопроектов и тесно работающий с областной думой на своей страничке в «Фейсбуке» съязвил: «В ответ на предложение народного избранника Семенца выдвигаю свою инициативу: лишить депутатов областной думы права законодательной инициативы». И подкрепил свое предложение проведенным им летом анализом законотворчества, сделав вывод о том, что «подавляющее большинство депутатских законопроектов носит технический характер либо направлены на приведение регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами». Судя по этому анализу и нынешним политическим раскладам, включая думские, из «лишенцев» активно протестовать против закинициативы Семенца-Кузнецова будет только областная прокуратура. Могут не согласиться также несколько депутатов, причем не обязательно только из оппозиционных фракций. Так что законопроект вполне проходной, если его, конечно, не отзовут. А такое вполне возможно.
Политика
18/03/2024 08:28 Политика Победа Путина на президентских выборах: благодаря и вопреки | 09/12/2023 16:32 Политика Участием в президентской гонке Путин борется за будущее России. Теперь слово за избирателями | 29/08/2023 19:53 Политика Историю – оставьте профессиональным историкам |
21/07/2023 09:54 Политика Брат ты мне или не брат? Саратов может разорвать побратимство с «натовскими» городами | 12/07/2023 14:42 Политика Пересядут ли саратовские чиновники и депутаты на «Москвичи» и "Лады"? | 03/07/2023 13:11 Политика Депутатские «страшилки» |