15/08/2016 10:25 На интернет-портале нашего информационного агенства «Сароблньюс» 22 августа состоялась он-лайн конференция руководителя Управления Минюста России по Саратовской области Максима Колесникова.
Вопросы затронули разные темы, имеющие непосредственное отношение к деятельности ведомства: правовой и антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, деятельности органов ЗАГС, адвокатуры, нотариата, НКО, регистрации уставов муниципальных образований, международной правовой помощи.
Максиму Александровичу Колесникову 38 лет. В 2000 г. окончил Волгоградскую Академию государственной службы по специальности «юриспруденция». В 2001 году он поступил на государственную службу в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области. За семь лет поднялся по карьерной лестнице от специалиста 1 категории до руководителя Управления Министерства юстиции России по Волгоградской области.
22 июля 2016 Максим Колесников возглавил Управление Минюста России по Саратовской области.
За достижение высоких показателей в служебной деятельности Максим Колесников награжден Почетными грамотами Министерства юстиции Российской Федерации, Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу, Волгоградской областной Думы, медалью «За усердие» 2 степени, медалью «За службу» 3 степени, медалью «За отличие» 2 степени, памятной медалью «Патриот России».
Вопросы затронули разные темы, имеющие непосредственное отношение к деятельности ведомства: правовой и антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, деятельности органов ЗАГС, адвокатуры, нотариата, НКО, регистрации уставов муниципальных образований, международной правовой помощи.
Максиму Александровичу Колесникову 38 лет. В 2000 г. окончил Волгоградскую Академию государственной службы по специальности «юриспруденция». В 2001 году он поступил на государственную службу в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области. За семь лет поднялся по карьерной лестнице от специалиста 1 категории до руководителя Управления Министерства юстиции России по Волгоградской области.
22 июля 2016 Максим Колесников возглавил Управление Минюста России по Саратовской области.
За достижение высоких показателей в служебной деятельности Максим Колесников награжден Почетными грамотами Министерства юстиции Российской Федерации, Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу, Волгоградской областной Думы, медалью «За усердие» 2 степени, медалью «За службу» 3 степени, медалью «За отличие» 2 степени, памятной медалью «Патриот России».
Размещение отчетов на Портале в электронном виде приравниваются к представлению отчета в документарном виде в Управление.
Обращаю внимание на то, что срок представления ежегодной отчетности истекает 15 апреля года, следующего за отчетным, т.е за 2016 год отчетность необходимо представить в Управление до 15 апреля 2017 года.
По вопросам размещения отчетности на Портале Минюста России, а также предоставления отчетов в бумажном виде обращайтесь по телефонам отдела по делам некоммерческих организаций Управления: 43-42-69, 43-40-33 либо по месту нахождения отдела по делам некоммерческих организаций (г. Саратов, ул. Кутякова, д. 5, к. 501) в часы приема: понедельник, среда – с 14.00 до 17.00; вторник, четверг – с 09.00 до 12.00, в пятницу – с 14.00 до 16.00.
Ждать ли проверок прокуратуры и Минюста тому НКО, которое заключит договор о продаже книг иностранцам?
Начиная с какой суммы ждать неприятностей?
1. получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ)
2. участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Таким образом, получение денежных средств и иного имущества от международных организаций, иностранных организаций, граждан и лиц без гражданства не может быть рассмотрено как единственное условие для включения некоммерческой организации в реестр иностранных агентов.
Порядок ведения и содержание реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, определены Приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223 «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».
Основанием для внесения некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в реестр является распоряжение Минюста России (центрального аппарата), принимаемое на основании заявления Организации о включении ее в реестр.
Включение организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, – это процесс, происходящий в несколько этапов, поэтому говорить об автоматическом присвоении статуса иностранного агента не приходится.
Что касается проверок, проводимых органами прокуратуры, то прокуратура самостоятельно определяет круг проверяемых организаций, без согласования с Управлением.
Управлением проведение проверок в отношении некоммерческих организаций осуществляется только при наличии правовых оснований, установленных действующим законодательством.
Еще раз хочу отметить, что для того, чтобы организация была включена в реестр иностранных агентов, необходимо соблюдение одновременно двух условий:
1) наличие иностранного финансирования;
2) осуществление политической деятельности.
В связи с этим вопрос: что дает проверка этих самых документов? Каков "улов" коррупционных составляющих в год (если можно в штуках!)? И где "посадки" за мздоимство, о которых многократно говорилось на самом высоком уровне?
Так, Управление Минюста России по Саратовской области проводит антикоррупционную экспертизу областных законов; постановлений Губернатора и Правительства области; ведомственных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также уставов муниципальных образований области. Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по результатам правовой экспертизы. При выявлении в правовом акте коррупциогенных факторов экспертные заключения направляются орган, принявший правовой акт и органы прокуратуры. Далее органы, принявшие правовой акт проводят работу по устранению коррупциогенных факторов. Результатом проведенной работы является исключение коррупциогенных норм из правовых актов. Вопрос по исключению коррупциогенных норм из правовых актов находится в Управлении на постоянном контроле. До настоящего времени случаев длительного не устранения коррупциогенных факторов не возникало.
По данным Управления в 2015 году из 1757 нормативных правовых актов и 614 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований было выявлено 38 нормативных правовых актов Саратовской области и 1 муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, в которых содержались коррупциогенные факторы. За первое полугодие 2016 года из 905 нормативных правовых актов и 260 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований было выявлено 20 нормативных правовых актов, в которых содержались коррупциогенные факторы. Выявленные коррупциогенные факторы выражались: в нарушении порядка рассмотрений обращений граждан при предоставлении государственных услуг, установленного Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ; принятии нормативного правового акта за пределами компетенции органом, принявшим правовой акт; нарушении установленных федеральным законодательством сроков проведения проверки юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора).
Хочу особо подчеркнуть, что наличие в нормативном правовом акте коррупциогенного фактора не означает, что при его применении этого акта будут совершены коррупционные правонарушения. Поэтому антикоррупционная экспертиза правовых актов и отнесена к основным мерам по профилактике коррупции. А вот выявление и пресечение коррупционных правонарушений находится вне сферы деятельности Управления и относится к компетенции правоохранительных органов.
Сейчас дороги города Саратова и области активно асфальтируют. Но вот в чем закавыка - в некоторых местах такого ремонта слой асфальта составляет всего около сантиметра или немногим больше. Понятное дело, что уже к осени на месте старых яс появятся новые в новом асфальте. Неужели такой слой асфальтового покрытия прописан в договоре (контракте) на выполнение работ? Если это так, то как такой "документ" смог пройти антикорупционную проверку? Если же это самодеятельность дорожных служб, то понесут ли они за это ответственность?
Второе. Худо-бедно дороги чинить начали, но вот коммуникации, проложенные под ними, перед этим не починили. Следовательно, после укладки начнутся вскрышные работы на отдельных участках трассы для планового/текущего/любого другого ремонта. Затем по закону жанра оставленные траншеи будут закатывать новым асфальтом... Вы не усматриваете в таком подходе некий коррупционный фактор? Ведь некачественные работы с тонким слоем асфальта (а можно не сомневаться, что денег списали как за нормальные работы) будут потом на бумаге сокрыты новыми работами, выполненными после ремонта труб.
Если же дорога и после этого провалится (а так оно у нас в Столице Поволжья регулярно и происходит) за чей счет будет проводиться новый, уже 3 по счету ремонт? Неужели нельзя сделать все по уму и не переплачивать за выполнение одной и той же работы 2-3 раза?
Вот где коррупция порылась в нашем городе...
ПС: извините, просто накипело.
Управлением проводится антикоррупционная экспертиза областных законов; постановлений губернатора и Правительства области; ведомственных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также уставов муниципальных образований области.
Что касается контракта, предметом которого является выполнение работ по ремонту дорог, то он не является нормативным правовым актом и соответственно не подлежит антикоррупционной экспертизе со стороны Управления.
Вместе с тем, установление в деятельности дорожных служб состава коррупционного правонарушения относится к компетенции правоохранительных органов, в случае выявлений ими фактов данных правонарушений виновные будут привлечены к установленной законодательством ответственности.
Статьей 25 данного Федерального закона предусмотрено, что государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории России по выбору лиц, вступающих в брак.
Порядок государственной регистрации заключения брака предусмотрен статьей 27 данного Федерального закона. Так, в случае, если лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган записи актов гражданского состояния вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак.
Также, государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится в помещении, определенном начальником соответствующего учреждения по согласованию с руководителем органа записи актов гражданского состояния.
За исключением указанных выше случаев государственная регистрация брака должна проводиться только в органах ЗАГС.
Если у вас имеется информация о проведении регистрации брака вне органов ЗАГС без уважительных причин вы можете сообщить об этом в Управление Минюста России по Саратовской области.
Кроме того, в настоящее время у нотариусов есть право сопровождать сделки с недвижимостью, при этом государственная регистрация сделки не отменяется. Но все мероприятия — от анализа договора до регистрации сделки осуществляет нотариус.
Поэтому, если вы хотите получить дополнительные гарантии при совершении сделки с недвижимостью обращайтесь к любому нотариусу муниципального образования. С 15 июля 2016 года удостоверение договоров об отчуждении объектов недвижимого имущества производится нотариусом, осуществляющим свою деятельность в любом из нотариальных округов, расположенных в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого находится указанное имущество.
Хочу похвалить работу Ваших сотрудников.
Несколько лет работаю в НКО. За эти годы возникали различные вопросы и проблемы. Сотрудники Вашего ведомства всегда приходили на помощь : советовали, консультировали, помогали и словом и делом. Постарайтесь сохранить эти добрые традиции и коллектив !
Заранее спасибо за ответ.
С уважением, Ольга Николаевна.
К участникам государственной системы отнесены адвокаты Саратовской области, которые внесены в перечень лиц уполномоченных оказывать бесплатную юридическую помощь. В случае необоснованного отказа в оказании бесплатной юридической помощи, или не качественного оказания бесплатной юридической помощи Вы вправе обратиться в Управление с жалобой на такого адвоката.
Что касается участников негосударственной системы — на территории Саратовской области к ней отнесены юридические клиники ВУЗов, с которыми Управление также тесно взаимодействует. Так, в организации деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи на территории Саратовской области участвуют 7 юридических клиник. К работе в юридических клиниках на добровольной основе привлекаются преподаватели учебных заведений и студенты старших курсов. Юридические клиники оказывают консультационную и практическую помощь населению в сфере юриспруденции бесплатно, в том числе посредством сети «Интернет», в устной и письменной форме, включая подготовку проектов документов, исковых заявлений, апелляционных, кассационных, надзорных жалоб на решения судов, заявлений и т.д.
Любой гражданин, обратившись в такие Центры, может получить как консультацию по правовым вопросам, так и практическую юридическую помощь в виде составления документов правового характера и представления интересов граждан в судах и других органов государственной власти.
Действующим законодательством РФ проверка качества оказания бесплатной юридической помощи юридическими клиниками, не предусмотрена.
Хотелось бы отметить, что действительно сейчас многие некоммерческие организации также оказывают бесплатную юридическую помощь, но риски обращения к таким организациям лежат непосредственно на гражданине, поскольку качество оказания правовой помощи в этих организациях никак не контролируются.
Что касается оказания бесплатной юридической помощи непосредственно Управлением, то в настоящее время в соответствии с 324-ФЗ, все территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ оказывают бесплатную правовую помощь в порядке, предусмотренном 59-ФЗ в пределах своей компетенции (т. е. по тем вопросам, которые уполномочен, решать соответствующий орган).
Во взаимоотношениях Российской Федерации и Республики Казахстан по вопросам оказания правовой помощи в истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22.01.1993).
По вопросам истребования личных документов с территории Республики Казахстан Вы вправе обратиться в адрес Управления по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д.31. Часы работы:
-понедельник - четверг: с 9:00 до 12:30, с 13:18 до 18:00;
- пятница: с 9:00 до 12:30, с 13:18 до 17:00.
Контактное лицо: ведущий специалист-эксперт отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Синяков Антон Александрович (8-8452-20-03-96).
С учетом того, что к работе в юридических клиниках на добровольной основе привлекаются преподаватели учебных заведений и студенты старших курсов, при обращении в юридические клиники, следует учитывать каникулярный период.
Однако, в случае выбора очень необычного имени, Вы вправе обратиться в орган ЗАГС за соответствующей консультацией.
Так почему выполнение этих функций не отводится Минюсту? Ведь было бы совершенно логично, что бы именно Минюст РФ занимался выявлением коррупциогенных факторов и чиновников, которые делают наибольшее количество "ошибок" или иных "случайностей" в своих документах.
Максим Александрович, готовы ли Вы лично начать активную работу в этом направлении, или Вы сразу можете заверить жителей Саратовской области, что проверка законности в создаваемых правительством документах (постановлениях, регламентах и прочих нормативно-правовых актов) не ваша епархия?
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, проводится: органами прокуратуры; Минюстом России и его территориальными органами; органами, организациями, их должностными лицами, издавшими правовой акт, в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, организации, их должностные лица должны проводить антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов и их проектов.
Соответственно проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов области прокуратурой Саратовской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области и органами государственной власти области предусмотрено Федеральным законом.
В своем вопросе Вы абсолютно правильно обозначили роль территориальных органов Минюста России, как независимого органа, который осуществляет в определенной степени контроль за качеством изданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов.
Однако было бы неправильно снимать ответственность за ненадлежащее качество подготовки нормативных правовых актов с должностных лиц и органов их принявших.
Дополнительно сообщаю, что регион не несет никаких расходов на содержание территориального органа Минюста России, который финансируется за счет федерального бюджета.
Управление не располагает статистикой по коррупционным преступлениям, поскольку это сфера деятельности правоохранительных органов и органов прокуратуры.
С уважением, Кирилл.
Плата за совершение нотариальных действий является фиксированной и не подлежит самостоятельному изменению. За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Также, в соответствии со статьей 23 Основ законодательства о нотариате нотариусы имеют право взимать плату за оказание услуг правового и технического характера (например, истребование сведений и документов, составление текста документов, распечатывание на бланках определенного образца, снятие копий, услуги помощников и т.п.). За оказание данных услуг Налоговым кодексом не предусмотрен размер государственной пошлины, цены устанавливаются нотариусами самостоятельно с учетом себестоимости затрат на оказание данных услуг. Следует отметить, что на территории Саратовской области тарифы на техническую работу являются одними из самых низких по стране, и их размер контролируется Ассоциацией нотариусов «Саратовская областная нотариальная палата».
Государственные органы исполнительной власти при этом, не влияют на размер тарифов. Следует также отметить что в осуществлении нотариальной деятельности предусмотрено самофинансирование всех расходов.
Также, обращаю Ваше внимание, что статьей 333.38 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, которые распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.