Привокзальный пробник - Саратов Сегодня
18+ 20 Апреля 2024, Суббота, 10:32
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Привокзальный пробник

10/10/2017 10:17 Миссия Саратова – быть площадкой для глобальных экспериментов. Что в этом плохого? Всемирную известность получила «Саратовская система качества». Так назвали разработанную в начале 1960-х годов на одном из машиностроительных предприятий Саратова систему бездефектного изготовления продукции и сдачи ее службе ОТК с первого предъявления. Теперь Саратов упоминают во многих зарубежных учебниках по управлению качеством.

Еще один повод прославиться предоставили Саратову урбанисты. КБ «Стрелка» поручили заниматься созданием стандартов развития городских пространств, выделили почти 4 миллиарда рублей и отвели для тестов три города, в том числе Саратов. Представляете, как повезло? Проекты разрабатывает голландское бюро West 8, привязать к саратовской специфике радужные фантазии голландцев помогают КБ Стрелка и ГУПП «Институт Саратовгражданпроект». Результаты эксперимента перенесут на всю страну, муниципалитеты будут бороться за то, чтобы у них было все оборудовано не «как в Европе», а «как в Саратове». Добиться всероссийской известности мешают косяки реорганизаторов и непонимание непрогрессивно мыслящей аудитории.

Понимаете, Саратов – это пробник. Посмотрите в словарях значения этого слова, ни одного кстати, обидного. На пробу и на федеральные деньги можно разукрасить площадь в радужные цвета, поставить фанерные ящики с землей и травой, столбиками указать водителям, где можно ездить, привести к одному знаменателю вывески и в итоге мы увидим, как это – жить в Европе.

Посмотрите, что было раньше. К подъезду вокзальному доступ был только для общественного транспорта. Легковушки туда не пропускали доблестные сотрудники ГИБДД. При этом, правда, как-то просачивались в ту зону «бомбилы» и служебные «членовозы» власть имущих, но мы сейчас не о коррупции или злоупотреблении служебным положением говорим, а об урбанистике (это слово с пресловутого майского урбанистического форума стало ругательным для журналистов и многих горожан, с того мая и маемся).

Кроме того, между сквером и памятником Дзержинскому был большой трафик авто – им приходилось проезжать через площадь, чтобы попасть на Аткарскую и проехать к бутылочному горлышку тоннеля под железной дорогой.

Сквер был загажен темными личностями. На остановках маршрутки мешали друг другу, пассажиры постоянно рисковали здоровьем, лавируя между машинами. На тротуаре продавали пирожки неизвестно из кого, горластые тетки в пестрых нарядах предлагали задешево дорогие смартфоны и айфоны и оставались невидимыми для полиции.

И, наконец, железный Феликс обижал гостей города, повернувшись к ним спиной. Хотя, может быть, он пытался остановить поток бегущих из Саратова? Или указывал на ближайший вещевой рынок? Одним словом, сплошные неудобства и непонятки.

Что дал пробник?

Он показал, что Аткарскую можно сделать двусторонней, и тогда автомашинам не надо будет заезжать в узкий проход между сквером и памятником. Плюс такси и личные авто теперь свободно могут подъезжать к вокзалу и высаживать пассажиров. А ведь это главное назначение площади – обеспечить доступ к перрону с вещами.

Он предоставил горожанам возможность посидеть под открытым небом и проливным дождем у фанерных ящиков с травой. Да, в Голландии, конечно, и ящики не те, и трава другая. Но фанера – временное явление, потом, конечно, сделают все из дорогих материалов, и вид станет более солидный.

Создание единого транспортного хаба с четко обозначенными местами остановок автобусов разных маршрутов – тоже благо. Хаб создан, осталось остановки обозначить. Чем не Европа?

Да, есть и трения
Например, архитекторы не устают вертеть на одном месте памятник Дзержинскому и получать предложения, в какое другое место его воткнуть. Лучше всего в вокзал, под табло. Между прочим, на московских вокзалах памятники стоят внутри и никому не мешают. Зато представляете, сколько нехороших людей, встретившись с суровым взглядом чекиста, побегут сдаваться с поличным?

Другая проблема – парковка для легковых автомобилей. Она исчезла. Представители «Стрелки» заявляли, что «все существующие парковки, кроме стихийных, сохранятся». Вот вам и ответ – все парковки на площади были стихийными, поэтому и исчезли. А законных пока нет.
Неясна ситуация и с вывесками, не только на Привокзальной, но и по всему городу. Решение депутатов гордумы "О правилах благоустройства территории Саратова", принятое на основании внедрения КБ "Стрелка" дизайн-кода вывесок, вызвало протест прокуратуры. Прокурор города Владимир Воликов расценил «ограничения по вывескам» как препятствие осуществлению предпринимательской деятельности и коррупциогенный фактор. В то же время, понятно, что решение предприниматели все равно выполнять не будут. Как «стрелочники» себе это представляют – известные бренды начнут менять свои логотипы в угоду саратовским «разрешителям»? Или решат «договориться по-хорошему»?

Идеи строительства подземной парковки грозят транспортным коллапсом на многие годы. Как это уже было с перекрестком улицы Горького и проспекта Кирова, где строился наземный светофор. Да, кто-то на таких проектах и тогда умел зарабатывать… Как вариант под парковку предлагается использовать территорию блошиного рынка и/или комбината питания РЖД.

Вообще-то такие «пробники» в той же Европе принято публично обсуждать еще до начала экспериментов. Но и по результатам дискуссию устроить не поздно. Что и произошло несколько раз за начало октября на разных площадках города. Председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо результат тестового благоустройства Привокзальной площади однозначно назвал плохим: «Очевидно, стало намного хуже".

Член областной ОПы Михаил Волков предложил урбанистам уже сейчас думать о том, как будет использоваться преображенная площадь: "чтобы не получилось, как с третьей очередью набережной, которая как пустырь стала", - заявил общественник.
Но момент истины наступил в ходе выступления депутата ГД РФ Ольги Баталиной.

"Здесь не только железнодорожный узел, здесь пересекается масса интересов», - сказала она.

Другими словами, возникает классический вопрос: кому выгодна и кому не выгодна реконструкция? На удовлетворение чьих интересов и амбиций будут направлены сначала четыре миллиарда, а потом на утвержденный и апробированный проект – еще больше?

Ольга Баталина подчеркнула, что «итоговый вариант еще не проанализирован, и дискуссия идет о тестовом благоустройстве. Мы сделали из него выводы, и они (КБ «Стрелка, - авт) предложили иное решение».

В новом прожекте «Стрелки» исчезли радужные круги. Появились навесы над остановками общественного транспорта. "Остановочный фронт» растянется только вдоль стадиона "Локомотив". С Аткарской остановки уберут в принципе, перенесут, например, на Кутякова. Для этого придется снести базар на бывшем кольце трамваев №1 и №15, что вызывает сомнения в реализуемости – даже в рамках нынешнего «пробника» павильоны вокруг площади так и остались на своих местах. Зато Аткарская станет двусторонней, и на площадь будет заезжать только тот транспорт, что везет пассажиров на вокзал.

Платную парковку организуют на месте сквера в тени деревьев. На 144 места.

Но самое главное – на площади появятся мусорные урны в необходимом количестве!

Так что мнение общественности учтено. Круги убраны. И теперь уже не пробник, а реальный урбанистический гигант развернется на Привокзальной площади. И он обязательно будет реализован в следующем году. С учетом мнения граждан, конечно. Как заметила Ольга Баталина, дискуссия все еще открыта, «у нас есть шансы что-то изменить». Так что общественники могут продолжить высказывать замечания. Если уж «пробник» потянул на четыре миллиарда, то бюджет проекта таков, что позволит преодолеть любой конфликт любых интересов.
версия для печати

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович