Регион виртуального образования - Саратов Сегодня
18+ 19 Апреля 2024, Пятница, 16:48
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Регион виртуального образования

31/07/2017 11:54 Если последняя декада июня в СМИ освещается массово как время выпускных балов, то последней декаде июля, как и всему июлю, везет меньше. Однако именно в июле выпускники вузов получают дипломы, а экономика страны – дипломированных специалистов, бакалавров и магистров. Более того, в конце июля вузы начинают объявлять итоги приемной кампании, тем самым анонсируя выпуск через несколько лет новых кадров для национальной экономики. Насколько квалифицированы и востребованы эти кадры – вопрос сложный, отвечать на него неохота ни власти, ни журналистам. А придется.

Загнанные «лирики»

Анализ сайтов саратовских вузов показывает, что и в 2017 году перевес в известном противостоянии «физиков» и «лириков» - на стороне «лириков». Гуманитарные специальности по-прежнему востребованы. Средний конкурс на экономические и юридические направления бакалавриата саратовских вузов – 7-12 человек на место. Сравнение данных последних лет показывает, что число желающих учиться на коммерции с каждым годом убавляется: стоимость обучения и в целом стоимость жизни растет быстрее родительских зарплат.
При этом если конкурс на пресловутые юридические и экономические направления не удивляет – мода на высшее образование не пройдет еще долго, и экономический или юридический диплом получить легче всего – то некоторые тенденции в других сферах шокируют.
Уже второй год в списках желающих стать педагогами дошкольного и начального образования замечены юноши. Нет-нет, мы отнюдь не сексисты, просто из педагогов дошкольного воспитания нам известны двое мужчин: завдетсадом из «Джентльменов удачи» и трудный подросток Кеша из «Усатого няня». Знания подростковой психологии подсказывают нам, что в юношеском возрасте мальчики в принципе не могут хотеть возиться с малышами, в то время как у девочек уже в этом возрасте просыпается материнский инстинкт. То есть молодому человеку просто нужен диплом. И не всегда для отсрочки от армии, а просто потому, что высшее образование модно. Но это еще цветочки.
Контрольные цифры приема (КЦП) для каждого вуза – это фактически госзаказ на подготовку специалистов. СМИ и власть не первый год говорят о важности инженерно-технического образования. В этом году по ряду технических специальностей саратовских вузов КЦП ниже, чем в гуманитарных вузах по философии, политологии, социологии и… теологии!
Государству через 4 года нужно 15 бакалавров по философии и через два года – 11 магистров. Конкурс по бакалавриату – почти 10 человек на место. Вот скажите честно, сколько вы сможете назвать философов двух последних тысячелетий? Несколько десятков наберется? А у нас каждый вуз ежегодно готов выполнить и перевыполнить план за 2 и более тысячи лет.
Мы вовсе не отрицаем всемирно-исторического значения философии, которая даже не наука, а основа для любой науки, материал для получения Знания и нахождения Истины в любой сфере. Просто у государства в последние десятилетия как-то не заладилось с трудоустройством философов, да и вообще гуманитариев. На Западе выпускники философских факультетов – аналитики широкого профиля, которых с радостью возьмут в любой компании. Куда возьмут российских философов? Вопрос без ответа.
Ну и теология – это вообще песня. С тем, что нашему мультикультурному обществу нужны религиоведы, никто не спорит. Но научная деятельность по теологии – то есть богословию - это словосочетание из взаимоисключающих элементов. Наука опирается на Знание, религия – на Веру. Религиозные высшие учреждения никто не отменял, но в светском государстве, где церковь, по Конституции, отделена от государства, «Госзаказ на ученых-богословов» - это как? Не говоря уже о том, что изучать вопросы Веры могут только верующие люди. Сами же священники (христианские, по крайней мере), публично сокрушаются о том, что молодежь идет в церковь с амулетами-оберегами и сверяет день проведения таинства Крещения с гороскопами. То есть не в религии и Вере дело. «Вышка» - это модно, а введение КЦП по теологии – погоня за модой.
Не секрет и такой факт, что образование у нас не профессионально ориентированное, а вузоориентированное, которое в сочетании с ЕГЭизацией приводит к тому, что выпускники школ поступают туда, куда проще поступить по итогам ЕГЭ. А вузы из-за подушевого финансирования сознательно занижают планку минимального балла.
Наконец, «лириков» рекламируют, а «физиков» и технарей - нет. Государственные каналы на бюджетные деньги снимают кино про представителей гуманитарных профессий, тем самым создавая у школьников и их родителей миф о востребованности пресловутых юристов и экономистов и о невостребованности инженеров, ученых в сферах точных и естественных наук. К чему это приводит - расскажем позже, а пока приходится констатировать: в наше время «лириками» люди становятся не по призванию. Их загоняют в гуманитарное образование.
Если уж само государство при формировании госзаказа считает гуманитарные направления приоритетными (на словах заявляя противоположное), о чем говорить? К чему готовиться национальной и региональной экономике через несколько лет? К очередному притоку заведомо невостребованных кадров?

Магистры по принуждению

Внимательное прочтение списков поступающих в магистратуру уже который год озадачивает тем, что в числе абитуриентов попадаются знакомые кандидаты и доктора наук, доценты и профессура, просто сотрудники вуза. Это уже не вышеупомянутая мода. Россия переходит на профессиональные стандарты. С 2020 года Трудовым Кодексом будет закреплена обязанность работодателей любой организационно-правовой формы принимать на работу только людей с профильным образованием. Чем ответственнее работа – тем выше профессиональные требования. То есть, кривое внедрение Болонской системы привело к тому, что бакалавры остались на уровне выпускников техникумов, и всем все равно нужно становиться магистрами. Но это еще не все.
В российских вузах уже который год действуют федеральные образовательные стандарты, согласно которым преподавать в вузе можно, только имея образование по соответствующей специальности. Степень и звание роли не играют. Из скандалов внедрения образовательных стандартов прошлого года памятны истории с доктором технических наук, профессором, который, как оказалось, не имеет права преподавать информатику. Потому что для этого нужно образование по информатике, а он закончил когда-то мехмат, информатики тогда вовсе не было, да и компьютеры были большими, с комнату размером.
И вот теперь не имеет значения для Рособрнадзора, что человек – доктор и профессор, что под его руководством защищены несколько кандидатских и докторских диссертаций. Без бумажки он понятное дело кто. Первый кандидат на увольнение. И главный кандидат в магистратуру, где его будут учить его же ученики. Аналогичная ситуация и с гуманитарными науками. Тот факт, что взрослые магистранты идут на бюджетные места, отбирая возможность учиться бесплатно у способных молодых людей – это вопрос морали. А вот сама ситуация, когда человек идет учиться ради бумажки – это растрата казенных денег в государственных масштабах. Совершенно бесполезная. Впрочем, о практической пользе – отдельный разговор.

Коэффициент бесполезного действия
Еще в школьном курсе физики нам рассказывали о таком показателе эффективности работы любой машины или системы как КПД – коэффициент полезного действия. Чем ближе к единице КПД, тем эффективнее система. В наше инновационное время придуман новый показатель – коэффициент бесполезного действия, который, видимо, должен обосновывать эффективность деятельности околовузовского и околонаучного чиновничества. Речь идет о практической пользе от вузовского образования, дипломов бакалавров, магистрантов, кандидатов и докторов наук.
Государственные вузы, как известно, у нас ведомственные. Ведомства – в Москве. Но вузы – в регионах, и кажется естественным, что вузы должны приносить регионам практическую пользу. Речь вовсе не о массовках, которые вузы обеспечивают к разным общественно-политическим событиям. По тем же государственным образовательным стандартам в каждой выпускной квалификационной работе должен быть пункт «практическая значимость». И он там есть. А практической значимости нет.
И снова об экономико-управленческом образовании. В июле в Торгово-промышленной палате Саратовской области стартовало обучение молодежи в рамках программы «Ты - предприниматель». Студентам вузов дается определенный объем знаний по бизнес-планированию, правовому регулированию предпринимательской деятельности, маркетингу, риск-менеджменту, управлению продажами. В прошлом году курс прослушали 180 саратовских студентов. И – внимание - только 23 из них открыли свое дело. Сколько стартапов выжило – не сообщается.
Судя по тому, что выпускников-экономистов у нас полно, региональная экономика должна развиваться невиданными темпами! Несколько десятков туристов ежегодно выпускают саратовские вузы – и что же мы до сих пор не туристическая столица Поволжья? Несколько сотен менеджеров ежегодно в своих ВКР представляют «конкретные решения задач, имеющие практическую значимость для экономики» - где результаты?
В этом году мы в шестой раз избираем Саратовскую областную думу. Традиционно депутаты отчитываются – индивидуально и группой – о том, какие важные законы они принимали. Даже не хочется спрашивать, заглядывали ли за 20 с лишним лет наши правотворцы в изыскания региональных магистров юриспруденции, региональной экономики и прочих наук, чтобы почерпнуть оттуда что-то полезное для своей работы на благо региона.
И уже не приходится говорить о внедрении результатов диссертационных исследований – насколько формальной бумажкой считается «акт о внедрении», всем известно, а такое впечатление, что авторефераты диссертаций в министерствах и ведомствах вообще не читают, чтобы почерпнуть оттуда что-то полезное для экономики региона. Уверяем – там очень много полезного, и далеко не все исследования – продукт известных «фабрик диссертаций». Вот только прочитать их лицам, принимающим решения, все как-то недосуг. Получается какое-то виртуальное, непрактичное образование…
Да работают ли вообще у нас профильные министерства и комитеты облдумы, которые должны, по идее, в своей сфере регулировать рынок труда и наполнять его за счет постоянного выпуска дипломированных магистров и бакалавров? Вот только не надо о липовости ВКР, которые вузы вынуждены принимать у студентов из-за подушевого финансирования вузов. Региональным министерствам и ведомствам никто не мешает давать студентам в качестве ВКР конкретные практически значимые задания, да еще и способствовать последующему трудоустройству. Увы, этим никто не занимается.
На прошлой неделе в ТПП Саратовской области заявили о нехватке высококвалифицированных студентов-бакалавров по техническим дисциплинам. Возникает вопрос: это вина вузов, или все-таки предприятия сами не спешат предоставлять вакансии для бакалавров? А как давно мы слышали о взаимодействии работодателей и вузов по «закреплению» на практике дипломников с последующим трудоустройством? И какой смысл тратить деньги, силы, время, получать высшее образование, чтоб потом работать кассиром в какой-нибудь торговой сети, потому что в регионе либо перспективные отрасли не обеспечены вакансиями, либо вакансии не обеспечены достойной зарплатой? Как тут не вспомнить печальную судьбу программы «Сельский доктор», когда даже миллион рублей подъемных не удерживает молодежь на селе?
Зато на сайтах профильных министерств – обилие информации о различных мероприятиях для молодежи (конкурсы, смотры и прочее). Даже самый поверхностный анализ востребованности кадров и сопоставление количества шоу с проблемами в определенных сферах региональной экономики показывает: чем больше коэффициент бесполезного действия (больше шума), тем проблемней отрасль, тем меньше желание молодежи остаться работать в регионе.
По данным исследования Высшей школы экономики «Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов», Саратовская область отнесена к регионам, где вузы востребованы, но более половины выпускников стараются искать работу не в регионе, а за его пределами. Мы в этом отношении находимся в одной группе с такими субъектами федерации как Воронежская, Тюменская, Омская, Ивановская, Орловская области и Мордовия. Куда едут? В обе столицы или в явно богатые регионы, такие, например, как Татарстан.
При этом зарплатные ожидания российских выпускников вовсе не заоблачные. В начале июля Минобрнауки обнародовало результаты мониторинга трудоустройства выпускников российских вузов в 2016 году, согласно которому средняя зарплата молодого специалиста увеличилась на 300 руб. по сравнению с предыдущим годом и составила 27 700 руб. Это немногим больше среднестатистической зарплаты по Саратовской области. Но мы-то знаем, что реальные зарплаты выпускников что производственно-промышленного, что торгового сектора для новоиспеченных бакалавров – ниже. Получается, что Саратовская область – регион не просто виртуального образования, а еще и своеобразного студенческого транзита: наши выпускники востребованы, только не в родном регионе, а порой и не в своем Отечестве.
И снова повод для недоумения: государство финансирует образование из бюджета, и вроде бы должно быть заинтересовано в том, чтобы эти деньги туда вернулись. Они возвращаются, но только не в те регионы, в которых это ожидается. В то время как власти регионов относятся к этому с явным безразличием, несмотря на обилие пустопорожных заявлений и обращений к выпускникам.

Саратовское образование на экспорт
И все-таки ситуация не настолько мрачная. Чем, собственно, вам не нравится статус Саратовской области как экспортера качественных специалистов с высшим образованием? Этот статус легко развить и получить в регион дополнительные инвестиции. «Лица, принимающие решения» могут записывать рецепт.
Как известно, 26 лет назад Саратов был открыт для посещения иностранцами. Сейчас в городе учатся сотни студентов из разных стран. Качеством обучения, условиями жизни довольны. Ну не остаются работать в регионе – это временная трудность. Но зато исправно приносят в бюджет региона деньги. Не рубли, а валюту. Хорошее дело надо развить. Трудоустроить всех выпускников направлений «Туризм», «Международные отношения», «Менеджмент» в качестве агентов саратовских вузов и направить в развивающиеся страны – собирать абитуриентов саратовских вузов. Вот где на практике пригодятся им полученные знания. Регион прирастет иностранными студентами и валютой. На эти деньги можно будет создать такие условия, чтобы местные выпускники не искали счастья в других регионах, а оставались работать здесь. Тогда, кстати, и их практические результаты ВКР пригодятся. Образование перестанет быть виртуальным, а регион – транзитным. Как хочется, чтобы все это стало реальностью, а не осталось горькой шуткой.
версия для печати

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович