Электрички с рельс не сошли - Саратов Сегодня
18+ 29 Марта 2024, Пятница, 13:58
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Электрички с рельс не сошли

06/02/2015 09:21 Экономические трудности в стране повлияли на все сферы жизни. Одни крупные организации сокращают рабочие места, другие – умеряют свой денежный аппетит. Но третьи решили, что бороться с убытками нужно за счет граждан. Так получилось с ОАО «РЖД», которое решило сократить количество пригородных электричек по всей России в связи с нерентабельностью. Прошедший год оказался последним для более полутысячи маршрутов пригородного сообщения в России. Как оказалось, ненадолго.

В одной только Саратовской области финансовая политика компаний-перевозчиков и высокая стоимость аренды подвижного состава у ОАО "РЖД" стали причиной закрытия 22 направлений из 42. Причина тому – миллионные убытки и отсутствие помощи из регионального бюджета «ЗАО» ПривЖД. Многие склонны видеть причиной таких убытков элементарную бесхозяйственность и неэффективность менеджеров, работающих в этой гигантской госмонополии. Все свои прорехи РЖД привыкло возмещать субсидиями из госбюджета и повышением тарифов. Как бы железнодорожники не жалились, но их услуги весьма дороги и в ряде случаев сравнялись со стоимостью авиаперелетов. При всех своих проблемах топ-менеджмент РДЖ получает огромные зарплаты. В то время как большинство простых железнодорожников получают на уровне бюджетников, пользуясь своим монопольным положением, РЖД к перевозкам старается никого не подпускать.

На одной из недавних пресс-конференций заместитель начальника Приволжской железной дороги Сергей Лиходаев поделился своим видением проблемы: "Ни для кого не секрет, что пригородные железнодорожные перевозки являются убыточными, не исключением является и наша область. Тариф регулируется комитетом по транспорту области, который не стал принимать 50% наших расходов. Мы пытались решить этот вопрос в течение трех лет в досудебном порядке, предоставляли все документы. К сожалению, ситуация не менялась, споры шли и параллельно шла работа по сокращению дотаций. Вместе с тем росли наши выпадающие доходы, то есть наши убытки. Затем прекратилась оплата из бюджета по возмещению тарифов. В том числе, плата за перевозку региональных льготников, учащихся. Решением суда было установлено, что комитет неправильно рассчитывает расходы железной дороги. На сегодняшний день долг по тарифам для ''СППК" в целом составляет 86 миллионов".

При этом, как оказалось позже, головная структура «РЖД», как бы, отстранилась от споров «региональных представителей» и областных властей. По версии РЖД, регион должен полностью компенсировать убытки пригородной компании. Меж тем, требования компаний измеряются сотнями миллионов рублей в год, а такую сумму область принять не может, в том числе ввиду необоснованности. Суммой, которую предлагал регион для компенсации, РЖД были недовольны.

Саратовская область была вынуждена искать альтернативы пригородному железнодорожному обслуживанию. Но, как показала последняя пресс-конференция министра транспорта и дорожного хозяйства Николая Чурикова, не везде электрички удастся заменить автобусами.

Истоки проблемы с электричками кроются в далеком 2001 году, когда было принято решение разбить пригородные перевозки по 26 компаниям — совместным предприятиям РЖД и регионов, обслуживаемых электричками. Тогда считали, что регионам и дочерним фирмам «РЖД» будет легче договориться о тарифах. Так по официальной версии. Есть мнение специалистов о том, что во время разделения обязанностей по железнодорожному транспорту, ОАО «РЖД» сбросил на регионы невыгодные пригородные сообщения. Массовая отмена электричек началась еще в 2012-2013 годах и усилилась в 2014 году, после того как 26 пригородных пассажирских компаний изменили механизм работы. В 2012-2013 годах регионы могли формировать заказ на объем перевозок, но не всегда компенсировали убытки ППК, возникающие при установлении цен ниже себестоимости. Так же было решено, что регионы и ППК должны заключать долгосрочные контракты на 15 лет, а в ответ государство обязывалось в течение этого срока субсидировать содержание инфраструктуры ОАО РЖД, выплачивая по 25 млрд рублей в год. Если регион отказывался подписать контракт на таких условиях, ППК были вправе не оказывать услуг.

Но вряд ли, когда принималось такое решение, руководство госкомпании предполагало, что перессорит между собой своих «дочек» и регионы. Теперь региональное министерство транспорта пеняет структурам РЖД на задранные тарифы. Структуры же, в свою очередь, требуют уплаты долга Приволжской железной дороги в 86 миллионов рублей. Между тем, всем сторонам понятно, что регионы не могут выдерживать условия пригородных компаний. В итоге, страдают простые жители, для которых подчас электротранспорт – единственный способ добраться до места работы или жительства

Проблемой обеспокоились на самом верху. Губернатор Саратовской области Валерий Радаев отметил, что в процессе реформирования пригородных железнодорожных перевозок приоритетной будет являться концепция развития субъектами собственных пассажирских компаний, владеющих подвижным составом на праве собственности, а также имеющих возможность для самостоятельного обслуживания, ремонта и управления указанным подвижным составом. «Это возможно путем создания пассажирской компании на принципах государственно-частного партнерства», - озвучил путь выхода из сложившейся ситуации Валерий Радаев. На совещании было принято решение о создании рабочей группы, которую возглавит зампред Правительства области Валерий Сараев, по подготовке пакета предложений и экономических расчетов, разработке вариантов и этапов реализации проекта по организации пассажирской компании, соответствующей обозначенным критериям. Валерий Радаев акцентировал внимание участников совещания на необходимости эффективного решения насущного для многих жителей региона вопроса и рекомендовал включить в состав рабочей группы депутатов профильных комитетов Облдумы и представителей Общественной палаты Саратовской области.

Реакция президента Владимира Путина оказалась еще более жесткой. «Что у нас министерства транспорта не существует? Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьезно, это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионы. Вы что, с ума сошли, что ли? Послушайте, это несерьёзный подход к делу. Это же касается тысяч людей, это касается производств: люди едут на работу, либо не едут туда. Это что, неужели нельзя сделать заранее? А теперь вы говорите, что нужно ещё два месяца для того, чтобы эту проблему закрыть. Пригородное железнодорожное сообщение должно быть восстановлено немедленно с соответствующими гарантиями ОАО "РЖД" регионам по решению проблем», - дал указания президент. Он подчеркнул, что движение необходимо восстановить, не дожидаясь формальных решений, в том числе «провода через парламент или решения правительства».«Вот вы сейчас предложили набор мер. А что, раньше этого нельзя было сделать? Правительство чем занималось, когда вводило соответствующие нормативы, когда поддержало изменение взаимоотношений между регионами и РЖД?», — спросил глава государства.

Одна жесткая фраза президента резко изменила политику ОАО РЖД в пригородных перевозках. Теперь монополии, которая с благословения правительства два года сокращала нерентабельные электрички, придется их вернуть вместе с убытками, источника компенсации которых на данный момент нет. В ближайшее время ОАО РЖД сможет восстановить лишь 300 маршрутов, закрытых с начала 2015 года. "Разрабатываем план. Будем возвращать в минимально возможные технологические сроки: расконсервация подвижного состава, согласование графиков и так далее", — сообщил РИА Новости представитель РЖД в среду, 4 февраля. Представитель РЖД отметил, что у компании есть все технические и технологические возможности восстановить пригородное сообщение по согласованию с регионами в максимально короткие сроки.
версия для печати
Автор: Андрей Делюбко

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович