Дачи-"призраки" - Саратов Сегодня
18+ 19 Апреля 2024, Пятница, 10:30
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Дачи-"призраки"

25/08/2014 15:43 Наверное, каждый ребенок, рождавшийся в СССР, с пеленок узнавал о том, что такое дача. Дача была именно тем местом, без которого старшее поколение не мыслило свою жизнь, среднее относилось как к чему-то само собой разумеющемуся, а младшее воспринимало с неприкрытой ненавистью. И когда дачи перешли к тем, кто их ненавидел, в стране стало стремительно расти количество брошенных загородных домов и земельных участков. Саратов не стал исключением. И хотя со временем положение выровнялось, а у населения вновь начал пробуждаться азарт к собственновыращенным помидорам и огурцам, такое явление как дачи-«призраки» никуда не исчезло.

Выбитые окна, полуразрушенная кирпичная кладка, вывороченное кресло, в котором явно сиживали в лучшие времена – большинство опустевших садовых домиков имеет такой вид, будто хозяева впопыхах побросали вещи, спасаясь от какой-то войны. Кое-где на уцелевших крючках еще продолжает висеть одежда, принадлежавшая тем, кто бросил участок на произвол судьбы. Вернее даже, не судьбы, а полчищ дачных вандалов, которые появляются в любом, даже самом благополучном, товариществе. В действительности же мародерство и воровство – это как раз и есть та причина, по которой люди, чаще всего, бывают вынуждены перестать наведываться на дачу. В итоге уже через два-три года на участок впору приглашать съемочную группу, нуждающуюся в реалистичных декорациях для особенно жутких сцен.

В основном, остающиеся без присмотра угодья образуются на балансе тех СНТ, которые не могут похвастаться ни выгодным местоположением, ни близостью к лесу или водоемам. Например, земля на Зоналке или в районе Расловки не только не пустует, но, напротив, пользуется неослабевающим покупательским спросом. То же самое касается территорий, расположенных в черте Кумысной поляны. За последние несколько лет стоимость дачных угодий в этих местах, ранее отдававшихся по бросовой цене, возросла в разы. Виной тому – массовое коттеджное строительство, за последние годы сделавшееся своеобразным трендом саратовской Кумыски. Совсем за бесценок продаются земельные наделы там, где город давно «съел» первопроходцев-дачников с их халупами – к примеру, скромную загородную фазенду на том же Сокурском тракте, при желании, можно приобрести всего за 50 тысяч.

Особенно много заброшенных садово-огородных земель появляется на изначально «промышленных» или ведомственных дачных кооперативах. Одним из таких является энгельсское ДНТ «Железнодорожник», расположенное, со всеми вытекающими из этого последствиями, вблизи железнодорожной станции «Анисовка». По словам председателя ДНТ, представившегося Владимиром Ивановичем, из девятисот восьмидесяти дачных наделов, имевшихся в границах товарищества лет шесть тому назад, на сегодняшний день, осталось всего двести семьдесят. Остальные стали бесхозными и повисли на балансе товарищества не совсем мертвым, но и не вполне живым грузом. Все потому, что выделявшиеся в свое время людям земельные наделы, по бумагам, числятся за своими владельцами пожизненно – причем, в буквальном смысле этого слова. Давно умершим хозяевам дач даже исправно рассылаются налоговые квитанции, которые, разумеется, так и остаются неоплаченными. «Эти брошенные участки висят в воздухе, - утверждает председатель «Железнодорожника», - Я обращался в земельный комитет для того, чтобы можно было добиться их отчуждения. Но мне сказали, что владелец должен сам обратиться в суд, чтобы суд решил этот вопрос. А как он решит, если этот человек уже умер?»

Массовый отток дачников в ДНТ начал происходить года четыре тому назад. На этот период пришелся пик дачного воровства, причем, не просто банальных грабежей с целью поживиться алюминиевой посудой, а хищений километровых отрезков поливных труб стоимостью под миллион рублей. Те преступления, которые не удавалось пресечь, заканчивались в ближайших пунктах по приему цветмета, при этом поливной сезон оказывался напрочь сорванным.

Однако, не только процветающее повсеместно воровство вынуждало людей отказываться от своих загородных владений. На территории все того же «Железнодорожника» есть целые массивы «вымерших» дач. Прохаживаться по дорожкам мимо этих «призраков» по-настоящему жутко. По состоянию некоторых из них легко предположить, как давно на них не ступала нога владельца, и что побудило людей забыть о существовании у них дачи раз и навсегда. Массив, судя по всему, становился необитаемым постепенно. И чем меньше становилось вокруг соседей – а часть из них явно была пожилого возраста и со временем просто не смогла уже ухаживать за участком – тем все более неуютно чувствовали себя те, кто оставался. При этом кто-то перед уходом ограничился возведением дома в две стены, а кто-то оставлял на растерзание местным мародерам обжитое двухэтажное здание с ухоженным огородом и оборудованным подъездом для авто.

К слову, часть дач сильно выгорела в результате пожара, моментально распространившегося по траве от загоревшейся в соседнем совхозе мусорки в печально известное засушливое лето 2010 года. Люди, чьи владения пострадали от огня, посчитали за лучшее побросать превратившиеся в пепелище земли, нежели заново отстраиваться и разбивать «с нуля» сад и огород. Владелец одного из таких заросших бурьяном участков Андрей вот уже полгода безуспешно пытается продать его за …пять тысяч рублей.

«Количество брошенных дач все больше и больше растет, - объяснили нашему информагентству в «Центре правовой и методической поддержки садоводов», - В каждом садоводческом товариществе есть от трех до десяти таких участков. Причины, по которым это случается, бывают разными. Кто уехал в командировку – участок не брошенный, но несколько лет не обрабатывается. Некоторые владельцы, старики, уже не в силах заниматься дачей. Где-то хозяева умерли, а молодым все равно, они не вступают в права наследования, не оформляют участок в собственность. Потому что молодежь либо отдыхать приезжает, либо им это не нужно, и, в основном, дачи – это отдушина для пенсионеров. В лучшем случае брошенный земельный участок присоединяется к кому-то из членов СНТ решением общего собрания, и тогда земля не пустует, а живет».

Несмотря ни на что, большинство специалистов схожи во мнении, что интерес к загородной дачной действительности у современных саратовцев все же есть. И интерес этот активно возрождается – правда, в сильно модифицированном, приспособленном к нынешним реалиям виде. Сегодня все больше семей записываются в ряды дачников для того, чтобы использовать садовый домик для постоянного места жительства. Благо с недавних пор практика получения прописки в загородных апартаментах стала успешно внедряться и формировать устойчивый спрос. К примеру, Кумыска уже даже успела обрасти целыми жилыми массивами, построенными по такому типу. Да и среди членов других, не обязательно столь же элитных, товариществ стремительно стали появляться люди, высказывающие желание приспособить жилые сооружения на своих участках под круглогодичное проживание. Например, после того, как в этом году «Железнодорожник» поменял аббревиатуру СНТ на ДНТ, тем самым, разрешив гражданам возводить утепленные жилые дома и прописываться в них, уже девять семей приступили к основательному строительству своего постоянного жилья. «Молодежь приобретает дачу, ее модифицирует, утепляет, - рассказала представитель «Центра правовой и методической поддержки садоводов», - Транспорт ходит, почти у всех, кто там живет, есть машины, детей доставляют в школы – и семьи живут круглогодично. Например, я живу в Ленинском районе. У нас садоводческое товарищество за чертой города. За последние три года в нашем СНТ появилось более двадцати дач, на которых люди живут круглогодично, с детьми».

Конечно, в вопросе дачной прописки, который пока в диковинку не только для самих дачников, но и для регистрирующих их служб, не все так просто, как кажется. Есть и свои подводные камни, прежде всего, заключающиеся в том, что отнюдь не каждое дачное строение может быть признано пригодным для постоянного проживания. Собственно, таковым оно сделается лишь тогда, когда будет иметь все необходимые коммуникации и будет построено с учетом наличия фундамента и капитальных стен. Кроме того, хозяину такой недвижимости не следует забывать главного – оформить в собственность земельный участок, на котором она стоит.

Когда же все документы уже собраны, необходимые согласования получены и дело стоит за тем, чтобы обзавестись вожделенной дачной регистрацией, уладить формальности можно через суд (что, по общему мнению, куда как менее хлопотно), либо при непосредственном обращении в УФМС.

Любопытно, что на отправленный нашим информагентством официальный запрос в оную структуру, пришел ответ, подозрительно напоминающий перепечатку с официального документа. При этом, самая интересная часть вопросов, касающихся собранных данных о прописавшихся уже на дачах саратовцах и тех неприятностях, которые могут их на этом пути подстерегать, вообще осталась проигнорирована. Хочется верить в то, что это досадное недоразумение никоим образом не свидетельствует о «пробуксовке» ситуации с дачной регистрацией на территории региона.




версия для печати
Автор фотографий: Екатерина ВЕЛЬТ
Автор: Екатерина ВЕЛЬТ

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович