Конь педальный или Не роскошь, но и не средство передвижения - Саратов Сегодня
18+ 19 Апреля 2024, Пятница, 6:49
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Конь педальный или Не роскошь, но и не средство передвижения

30/05/2014 11:22 Каждый год по весне, а, в особенности, летом, в Саратове активизируется особая группа горожан, предпочитающая перемещаться по улицам на самом малобюджетном виде транспорта – велосипеде. Эти личности храбро ныряют в самый поток машин и безропотно сражаются с ямами, ухабами и бордюрами, неминуемо встающими у них на пути. Не сказать, чтобы все они были заядлыми охотниками до приключений, но, как и любому социальному меньшинству, им приходится выживать в городе с отсутствующей велосипедной инфраструктурой. Конечно, грешно требовать от провинции того, что не успело толком прижиться даже в самом центре России. Все же никакому российскому городу не угнаться за тем же Амстердамом, в котором количество велосипедов на улицах давно превысило численность населения. По всем прогнозам, нашей стране велосипедный бум не грозит, а, если и грозит, то очень не скоро: ведь для его наступления понадобится слишком многое менять и многое обустраивать, а начать, пожалуй, придется с масштабной кампании по популяризации двухколесного вида транспорта со стороны самого государства. Но пока представления российских чиновников о здоровом образе жизни упираются исключительно в проведение олимпиады, даже заводить речь о том, что велосипеду удастся потеснить автомобиль, было бы явно преждевременно.

«Зеленый свет» для велосипедов

В Саратове-то уж точно. Хотя не далее как в прошлом году дело все-таки сдвинулось с мертвой точки и даже сулило грандиозные перемены для местных поклонников велосипеда. А все потому, что в городе неожиданно началось строительство велодорожек – роскоши, о которой не избалованные вниманием властей велобайкеры и мечтать не могли. Другое дело, что это достойное во всех смыслах начинание имело крайне не вразумительный конец: велосипедные полосы, как известно, связали незначительный отрезок центральных улиц и, вместо того, чтобы в наступившем году расшириться в новых направлениях, наконец-то став пригодными для целенаправленной езды, замерли почти в том же виде, в котором были.

Как сообщил нашему изданию замглавы администрации МО «Город Саратов» по городскому хозяйству Дмитрий Федотов, на самом деле, городская власть заинтересована в развитии велоспорта – и в этом смысле строительство первой очереди велодорожек означает, что «велосипедному движению в Саратове дан зеленый свет» - однако, в связи с ограниченностью бюджетных средств, что называется, пока вынуждена наступить на горло собственной песне. Из-за этого обстоятельства, как поясняет замглавы, «обозначить сроки ввода следующего этапа» полос для велосипедистов «не представляется возможным». «Судя по отзывам на первый этап, не все пошло гладко, - признается Дмитрий Федотов, - но это первые шаги, и при дальнейшем развитии системы велодорожек замечания будут учитываться. Нужно отметить, что с пуском велодорожки общественность оживилась и активно обсуждает эту тему, выдвигает предложения по местам организации следующих этапов велодорожек».

К сожалению, по весне, с глобальным таянием снега, обнаружилось, что состояние свежесделанных велосипедных трасс оставляет желать лучшего. Трещины, выбоины, стершаяся разметка – все это вкупе с упрямо паркующимися на велополосах автомобилистами и «приватизирующими» их в вечернее время собачниками выглядит крайне удручающе. В мэрии нас, правда, заверили, что разрушенные участки асфальта планируется восстанавливать. Когда это произойдет, никто не знает, но хочется верить, что покрытие «доживет» до этого дня.

Развлечение для токсикоманов


Большинство саратовцев из тех, кто не использует двухколесный байк в качестве основного средства передвижения, предпочитает не колесить по городу без крайней на то нужды. Велосипедистка с восьмилетним стажем Татьяна честно призналась нашему информагентству в том, что ей сподручнее преодолевать загородное бездорожье, нежели перемещаться по городу, в котором отсутствуют элементарные представления о безбарьерной среде. «Для меня езда по Саратову – это страшное испытание, - заявляет Татьяна, - На улицах очень активное движение и, когда едешь на велосипеде, оказываешься на уровне выхлопной трубы. Надо быть токсикоманом, чтобы наслаждаться этим».

Впрочем, как это легко можно наблюдать, «токсикоманов» среди саратовских велосипедистов хватает. Далеко не всех из них пугает столкновение с хамоватыми водителями, да и автомобильным транспортом как таковым. Например, Руслан, уже несколько лет не расстающийся с велодругом даже по пути на работу, считает, что несравненно большим злом для велосипедистов является отсутствие в городе стояночных мест для байков. Причем, удручает в данной ситуации не столько отсутствие их самих, сколько отсутствие даже каких бы то ни было намеков на их появление. «Во многих торговых центрах негде поставить велосипед, - жалуется молодой человек, - Когда спрашиваешь у охранников, где найти велопарковку, они выпучивают глаза, как будто я прошу у них вертолетную площадку».

В действительности, невозможность оставить велосипед, точно так же, как и авто, неподалеку от места работы – одна из немаловажных причин того, почему горожане до сих пор не спешат массово пересаживаться на экологически чистый вид транспорта. Другая – и едва ли не основная – причина заключается в том, что город в том виде, в каком он сейчас есть, малопригоден для таких участников дорожного движения как велосипедисты. Забавно, но существующие ПДД с недавно коснувшимися их изменениями разрешают велолюбителям езду по тротуарам лишь в некоторых исключительных случаях – по сути же только в той ситуации, когда придерживаться обочины не представляется возможным - в частности, из-за припаркованных на ней машин. И хотя находятся те, кто упорно пренебрегает данным правилом, ездить по саратовским тротуарам в ряде случаев едва ли не тяжелее, чем по ним ходить. Большинство пешеходных зон отличает наличие бордюров при отсутствии специально сконструированных спусков, что затрудняет движение не только велосипедов, но также инвалидных колясок и колясок с детьми. Кстати, не в пример лучше Саратова ситуация с организацией стояночных мест для велосипедов обстоит в той же Казани. Более того, еще в прошлом году жители и гости города получили возможность приобщиться к современному сервису автоматических велопарковок, успешно зарекомендовавшему себя в разных городах по всему миру. Принцип предоставления данной услуги сводится к тому, что желающие могут воспользоваться прокатом велосипеда, а взамен оставить данные своей банковской карты – плата за катание будет списываться с нее автоматически в зависимости от потраченного времени и в соответствии с действующими тарифами.

Велодорожки, проходящие по бумаге

«Развивать велоинфраструктуру в Саратове необходимо, - уверен редактор проекта «Саратов велосипедный» Алексей Ярыгин, - Может быть, кому-то будет удобнее добираться на работу без пробок». На самом деле, активисты саратовского велодвижения хорошо знают, по каким маршрутам могли бы протянуться вожделенные велодорожки. Они даже не поленились разработать специальный проект со схемой предполагаемого веломаршрута. Велосипедная сеть, на сегодняшний день, существующая лишь на бумаге, связывает узловые точки на карте города, причем, позволяет спрогнозировать даже время, затрачиваемое велосипедистом в пути. При этом виртуальный план продуман до мелочей и предусматривает немаловажный пункт - отведение мест под строительство велопарковок. Последние предпочтительнее было бы расположить у торговых объектов, вузов и рекреационных зон – таких, например, как сквер Дружбы народов, Горпарк или памятник Ю. А. Гагарину.

Вот только городские власти пока явно не смотрят на вопрос развития велосипедной инфраструктуры в Саратове так глобально. «В перспективе есть задумка в качестве второго этапа организовать велодорожку на Набережной Космонавтов, - делится планами на будущее Дмитрий Федотов, - Одно из любимых мест для прогулок горожан станет еще привлекательней для любителей активного отдыха». Как оказалось, в мэрии даже вынашивают идею о том, чтобы, при появлении велодорожки на Набережной, связать ее воедино с уже существующей велосипедной трассой, «что позволит моделировать различные по сложности и протяженности маршруты велопрогулок». Правда, когда это все-таки случится, никто не знает.


версия для печати
Автор: Екатерина ВЕЛЬТ

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович