06/05/2025 18:51 Наступивший май принес будущим выпускникам школ и их родителям еще больше маеты и нервозности. Уже в конце месяца начнутся ЕГЭ и вопрос о том, куда идти учиться становится еще острее. Даже если к этому времени вроде бы уже определились и выбрали нужные для сдачи экзамены.Возможно, кому-то задачу с выбором облегчит агентство RAEX, опубликовавшее в очередной раз предметные рейтинги вузов России, входящих в так называемое семейство «Три миссии университета». В нынешнем году рейтинг сформирован по 35 направлениям подготовки и в нем представлены 166 вузов из 40 регионов России. Рейтинг привлекает внимание своей методикой и набором критериев. Три миссии университета – это образовательная, научная и общественная.
По их оценке и проводится ранжирование вузов по разным направлениям подготовки. Рейтинги отвечают на вопрос: какие университеты обеспечивают наилучшую образовательную и научную подготовку студентов в конкретной предметной области с учетом вклада вуза в социальное развитие. Утверждается, что рейтинги строятся «исключительно на объективных показателях и не используют результаты опросов экспертов».
Эти показатели взяты, по утверждению исследователей, на основе анализа статистических данных Минобрнауки РФ, провайдеров библиометрических данных, организаторов студенческих состязаний «Я – профессионал», системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа «СКАН-Интерфакс», агрегаторов онлайн-курсов, данные Similarweb о посещаемости сайтов, а также данные социальных сетей Telegram, YouTube, «ВКонтакте».
Другой немаловажный аспект - для включения вуза в шорт-лист по конкретному направлению необходимо выполнение двух условий. Первое – вуз должен осуществлять набор студентов на 1 курс. Второе условие – количественное: численность обучающихся на всех курсах по рассматриваемому направлению должна быть не ниже порогового значения, установленного в диапазоне от 100 до 200 человек, в зависимости от предметной области. Данные условия отсекают те вузы, где некоторые направления подготовки закрываются либо только созданы или набор на них незначителен и потому вклад в подготовку выпускников определенной специальности получается незначительный.
То есть, при рейтинговании, к примеру, по направлению «Биология» во внимание не брались вузы, где нет хотя бы одной полноценной группы минимум в 25 человек первокурсников (на бюджетной и платной основе) и соответственно минимум 100 человек на всех 4 курсах бакалавриата. Хронические недоборы по некоторым специальностям даже в известных региональных вузах – явление уже распространенное. При этом для разных направлений устанавливаются неодинаковые пороговые значения: для популярных специальностей вроде медицины или юриспруденции они устанавливаются на уровне 200 человек, а для географии или той же биологии – 100 человек.
При оценке первой – образовательной – миссии университетов оцениваются качество подготовки зачисленных абитуриентов, кадровая обеспеченность вуза, конкурентоспособность магистратуры, объем финансирования, результаты выступления обучающихся на российских студенческих олимпиадах, количество массовых онлайн-курсов.
Показатели группы «Наука» включают библиометрические показатели (публикации и их цитирование), согласно базам Web of Science и РИНЦ, доход от исследований c поправкой на масштаб, масштаб подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура), количество защит диссертаций, а также удельный вес внебюджетных источников в общем объеме затрат на научные исследования и разработки.
При оценке третьей, общественной миссии вузов учитывались как предметные, так и институциональные показатели, имеющие отношение к вузу в целом. Так, на предметном уровне велось сравнение по показателям, измеряющим: вклад вуза в подготовку кадров для региона, доля обучающихся по направлению в масштабах страны, долю целевиков, долю студентов первого курса из других регионов. Критерии институционального уровня, также используемые в группе «Общество», – объем дохода от программ ДПО и количество прошедших обучения по ним, многообразие знания на уровне вуза (количество программ, по которым ведется приём), аудитория сайта вуза и количество подписчиков в социальных сетях, а также частота упоминаний вуза в СМИ.
Как видим, методология не предусматривает никаких фестивалей и творческих конкурсов студентов, чем некоторые вузы увлеклись явно в ущерб этим трем вузовским миссиям. Методология предметных рейтингов разработана с учетом характерных особенностей, свойственных различным сферам. Например, для естественно-научной сферы доля «Науки» выше, чем для социальной и гуманитарной сфер. Итоговые списки лучших вузов по предметным областям содержат 20 позиций.
Рейтинг по каждому из направлений подготовки составлялся на основе 26 критериев, в числе которых: средний балл ЕГЭ поступивших абитуриентов, численность победителей и призеров олимпиад, принятых без вступительных испытаний на первый курс, численность профессорско-преподавательского состава и доля имеющих ученую степень, объем финансирования в расчете на численность студентов, количество индексируемых и цитируемых научных публикаций, доля магистрантов, аспирантов и защитивших диссертации, число целевиков, иногородних студентов и т.д.
Безусловный лидер рейтинга МГУ им. М. В. Ломоносова вошел в тройку лидеров 20 раз, опередив Санкт-Петербургский государственный университет (13 призовых мест) и НИУ ВШЭ (12) и занял первое место в 13 предметных рейтингах, включая все естественно-научные направления: физику, химию, биологию и географию. Традиционно лидерами рейтингов становятся университеты Москвы и Санкт-Петербурга. В социальных науках первенство сохранила Высшая школа экономики, занявшая верхние строчки в рейтингах по экономике, менеджменту, социологии и психологии. В инженерном блоке лидером остается МГТУ им. Н. Э. Баумана. В «медицине» и «фармации» лучшие результаты вновь показал Сеченовский университет, а в аграрном секторе – Тимирязевская академия. Рейтинг по информационным технологиям второй год возглавляет Московский физико-технический институт.
Москва и Санкт-Петербург по-прежнему лидируют по числу передовых вузов и количеству мест в рейтингах. С лидерством столичных вузов и так все понятно. Большинство жителей российской глубинки интересуются региональными вузами. Из них особо отличились Томский политехнический университет, Уральский федеральный университет (стал лучшим университетом страны по предметному охвату) и Южный федеральный университет.
В этот ТОП-5 с пятью вузами вошла и Саратовская область. Оказаться в первой двадцатке регионов по количеству рейтинговых вузов - результат для нашего региона неплохой. Исключив военные, специализированные (консерватория и духовная семинария) вузы и филиалы столичных вузов, которые в рейтинге не оценивались, в нашем регионе работают пять самостоятельных вузов. Из них – классический, аграрный, политехнический, медицинский университеты и академия права. Все они попали в рейтинг. Насколько саратовские вузы выглядят в нем убедительно – судите сами.
В группе «сельское хозяйство» Вавиловский университет занял 16 строку, годом ранее был на 7 месте. Последнее 20-ое место занимает он в предметном рейтинге «ветеринария и зоотехния», хотя годом ранее был на 13 позиции. По медицине СГМУ оказался на 14 позиции, улучшив на один пункт прошлогодний результат. по направлению «Фармация» саратовский медуниверситет занял 12 место, а в прошлом году был на последнем 20-ом месте. В разделе «ядерная энергетика и технологии» саратовский «Политех» занимает 11 место, замыкая как и годом ранее этот специфичный рейтинг. СГЮА в этом году вернулась в рейтинг в разделе «Право», хотя и на последнее место. СГУ удостоился всего лишь 20 позиции в одном предметном рейтинге по географии.
Общество
![]() | ![]() | ![]() |
| 22/10/2025 19:31 Общество Как социалке выйти из затяжного пике? | 04/10/2025 11:33 Общество Вражеские дроны мешают вывозить мусор в Саратове | 24/09/2025 21:28 Общество В Саратовской области зарплаты ниже, миллиардеров больше |
![]() | ![]() | ![]() |
| 11/08/2025 15:37 Общество Поливоркинг: жить, чтобы работать или работать, чтобы жить? | 12/07/2025 10:03 Общество Саратов на этой неделе отметил годовщину, юбилей и поминки | 17/06/2025 20:49 Общество Неуверенные середнячки |






















