Семьеведение: блин вышел комом - Саратов Сегодня
18+ 17 Ноября 2025, Понедельник, 8:21
Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство»
(М.Е.Салтыков-Щедрин)
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Семьеведение: блин вышел комом

Семьеведение: блин вышел комом - Саратов Сегодня02/04/2025 00:01
После трех десятилетий забвения воспитательная функция в школах начала наверстывать упущенное семимильными шагами. И такая реформаторская активность за счет образования начинает беспокоить.

Общеизвестно, что советская школа была сильна не только образовательной, но и воспитательной составляющей. Потом кто-то решил, что не дело школы заниматься воспитанием, хотя полностью исключить ее из социализации детей объективно невозможно. Главный из этого недостаток – учителей лишили не только воспитательных функций, против чего они не особенно и возражали, но главное – педагоги утратили рычаги воздействия на учеников.

В свою очередь, ученикам постоянно вдалбливали в головы про их права, делая акцент на превосходстве над взрослыми и рассказывая, как себя вести в случае конфликта с ними. Надо отдать должное, власть своевременно осознала опасность распространения ювенальной юстиции и свернула образовательные правовые программы до минимума. Наряду с этим положение учителя еще больше принижался в сравнении с советскими временами. Имущественное благосостояние учителей был невысоким, но уважения к профессии и социальный статус было намного больше, чем сейчас.

В погоне за показателями из-за порочного подушевого финансирования, по причине извращенной практики ЕГЭ, лживых обещаний снять ненужную бюрократическую нагрузку, превращения учительства в «образовательную услугу», бесконечного вранья про реальный рост зарплат педагогам, использования их наряду с другими бюджетниками в далеких от учебы занятиях – от субботников до переписи населения и избирательных кампаний – все это еще больше обесценило эту профессию, откуда уходя больше, чем приходят. Теперь Минпросвещения лихорадочно пытается исправить критическую нехватку педагогов в школах. На очереди – колледжи и вузы.

Итогом всех реформаторских усилий стало еще и то, что в российских школах перестали давать качественное образование. Учить все больше становится некому, не на чем и незачем. Нельзя сказать, что власть ничего сейчас не предпринимает. Строятся новые школы, обновляются старые, начали усиленно заниматься кадровой проблемой, поднимать проблему повышения статуса учителей. Даже приняли соответствующий федеральный закон, правда, он больше декларативный, чем рабочий. Но то, что ломали десятилетиями, за пару-тройку лет не восстановить.

И вот на этом фоне государство начинает стремительно раскручивать в школах воспитательную функцию, делая упор на патриотизме и волонтерстве. В школах появляются ответственные за воспитательную работу «комиссары», в них на легальных основаниях работают созданные по примеру пионерии общественные организации, вводится церемония поднятия флага. Более того, заговорили и о введении оценки за поведение и возможности применения некоторых мер дисциплинарного наказания для непослушных учеников.

Для усиления воспитательного момента на традиционных ценностях вводятся за счет и без того порядком кастрированной образовательной программы по основным дисциплинам новые предметы. При этом больше всего повезло отечественной истории – ее, напротив, расширили, существенно сократив, надо заметить, изучение мировой истории. К числу новых предметов относятся помимо еженедельных «Разговоров о важном» возвращенные из советского небытия уроки труда, призванные заменить предмет «Технологии». Ставшее уже привычным ОБЖ приблизили к советской «Начальной военной подготовке» и теперь он называется "Основы безопасности и защиты Родины". Их дополняют воспитывающие толерантность «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Основы религиозных культур и светской этики».


За счет сокращенного обществознания в ряде регионов ввели отдельный предмет «Семьеведение». Тут тоже нет ничего нового – во времена СССР был и такой предмет «Этика и психология семейной жизни». Несмотря на то, что предмет в расписании появился в сентябре прошлого года, учебник по нему вышел только сейчас. Основным из его соавторов выступила председатель комитета Госдумы по защите семьи и детства Нина Останина, которая его и презентовала. Она предлагает сделать указанный предмет обязательным на всей территории страны по аналогии с «Разговорами о важном». Сейчас дисциплину преподают в 42 регионах внеурочно.

Новое учебное пособие для 5-9 классов сразу обнаружило своих противников, причем из числа представителей власти. И здесь, кажется замешано все – межпартийная борьба, ревность к чужому успеху, несовпадающие позиции по концепции преподавания. Свою критику публично высказали сенатор Андрей Клишас, депутат Госдумы Сардана Авксентьева и священнослужитель РПЦ Павел Островский. Их возмутило, в частности, что среди 16 соавторов —трое эзотериков. Полемика оказалась настолько острой, что содержали взаимные персональные выпады.

Подбор авторов, конечно, несколько удивляет. Все-таки школьный учебник должен иметь в авторах безусловных авторитетов и экспертов, не рассуждающих про влияние на жизнь грехов предков или «ретроградного Меркурия». С другой стороны, критика напоминает подход «не читал, но осуждаю». Стоит ли напоминать, что учебник одобрен Минпросвещения и мнением подлинного экспертного сообщества – учителей, семейных психологов (не коучей и инфоцыган), ученых – никто не интересовался. Учебник, едва он был написан, уже готовы за бюджетный счет через типографии «Просвещение» печатать миллионными тиражами. Некоторые предлагают ввести предмет следом и в вузах, на 3-4 курсах, так сказать, для подготовки будущих молодых семей.

Есть и те, кто считает, что вся эта история не про хороший учебник, а про большие деньги и то, что депутаты стали писать учебные пособия для школяров – опасная тенденция. Конечно, нечто подобное в подростковом возрасте рассказывать надо, если этого не делают дома – про взаимоотношения полов, какие из этого возникают последствия и как избежать проблем. Но если это превращать в идеологизированный процесс заучивания формулировок и осуждения тлетворных веяний Запада и петь дифирамбы государственной семейной политике – искомого результата не будет.

Не получится ли так, что в результате и воспитать – не воспитали, и за счет сокращения базовых предметов качество образования еще больше упадет?
версия для печати

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Запись о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович