09/01/2024 22:22
В конце 2023 года, который уже стал частью истории, в Саратове началась реализация очередного масштабного проекта – реконструкция железнодорожного вокзала. Ожидается, что объект, а вместе с ним и Привокзальная площадь, кардинально преобразятся уже к 2026 году.
Здание на все времена
В городе на Волге здание вокзала появилось в 1871 году. Оно было типовым и вскоре стало понятно – с постоянно возрастающей нагрузкой не справляется. В 1898 году появились мысли вокзал реконструировать. Разработать проект поручили архитектору Петру Зыбину, который уже на протяжении нескольких лет трудился старшим архитектором технического отдела Рязано-Уральской железной дороги в Саратове. Через два года к «типовой коробке» добавили боковые пристройки, в которых разместились ресторан и залы ожидания.
В годы советской власти вновь стали поговаривать о том, что здание не соответствует современным требованиям. Вариант с реконструкцией какое-то время даже не рассматривался. Просто билетные кассы перевели в другое здание, а вспомогательные вокзальные службы разместили в соседних постройках.
Очередное масштабное преображение началось в 1973 году. Старое здание полностью решили не сносить – ограничились лишь частями. Позже к тому что осталось надстроили помещения, увеличив тем самым площадь «железнодорожной гавани» до 10 тысячи квадратных метров. От былой роскоши ничего не осталось. На смену архитектурным украшениям, которые делали здание чуть ли не главной достопримечательностью города, пришли модные в брежневскую эпоху стекло и бетон. Отказ от излишеств был обусловлен стремлением сэкономить.
Вместе со зданием переоборудовали и железнодорожные платформы. До этого момента выйти на них можно было только по пешеходному мосту. С 1977 года это стало возможным сделать также через тоннельный переход, выходящий к автовокзалу.
Ломать и строить
Несомненно, к началу XXI века «аквариум» оказался морально устаревшим. В нулевых годах внутри вокзала устроили перепланировку и заменили длинный козырёк над центральных входом. Но от этого здание не стало выглядеть свежее и современнее. С тех пор постоянно ведутся разговоры о необходимости модернизации «железнодорожных ворот» столицы Поволжья.
И вот от слов к делу решили перейти в 2023 году. «Российские железные дороги» активно приступили к преображению самого здания. Планируется сделать его более удобным и функциональным. В свою очередь региональные и городские власти должны существовенно переделать Привокзальную площадь и соседние территории. Под снос отправятся дома №31 (пятиэтажка) и №31А (четырёхэтажка), а также трëхэтажное общежитие, принадлежащее когда-то железнодорожникам (на его месте планируется разместить парковку).
Но если жильцы общаги даже рады такому решению, то вот «постояльцы» многоэтажек подозревают, что после расселения им придётся обустраиваться где-нибудь на окраине Солнечного или Заводского района. Про жизнь в центре города придётся забыть.
В связи с этим в конце сентября инициативные жители «приговорённых» домов написали письмо президенту Владимиру Путину, в котором попытались обосновать свои страхи. В частности, авторы «послания» уверены – в скором будущем на месте снесённых домов и рынка «Привокзальный» появятся отели, торговые центры и прочие объекты, приносящие внушительную прибыль своим владельцам. При этом аварийными свои дома они не считают.
«Администрация Саратова вместо того, чтобы расселять действительно ветхие и аварийные дома, где люди в ужасных условиях ждут очереди на расселение годами, планирует к сносу дома, которые будут пригодны для проживания ещё, как минимум, 40-50 лет», – отмечается в письме.
В этом доме располагается школа искусств №21 (в прошлом – детская музыкальная школа ПривЖД), на что тоже обратили внимание противники реновации: «В одном из предполагаемых к сносу домов, располагается единственная в этом районе музыкальная школа, родители воспитанников которой, также категорически против сноса здания».
Саратовское достояние
В свою очередь губернатор Роман Бусаргин пообещал – «граждане получат компенсацию по рыночной стоимости, чтобы иметь возможность приобрести себе жильё в этом же микрорайоне». А вот о трудоустройстве тех, кто работает на рынке или в многочисленных магазинчиках, расположенных на первых этажах домов, ничего не говорилось.
Нужно понимать, что данный проект не только трудоёмкий, но и дорогостоящий. Это признал и спикер Госдумы Вячеслав Володин, заявив – дом можно не сносить, но придумать, как его вписать в концепцию обновлённой Привокзальной площади. Видимо, не получилось…
Некоторое время жильцы углового дома (№31) чувствовали себя в относительной безопасности, так как их жилплощадь являлась объектом культурного наследия (то есть просто взять и снести нельзя). Здание бывшего универмага РУЖД построили в 1930-х годах, а спустя несколько десятилетий к нему пристроили и жилые пятиэтажные жилые корпуса. В итоге строение оказалось похоже на огромную букву П.
А 15 ноября по решению Саратовского областного суда дом №31 по Аткарской перестал быть объектом культурного наследия. Правда, и после этого сравнять с землёй здание просто так не получится, так как оно не является аварийным. Для сноса чиновникам придется изымать его для муниципальных нужд под предлогом реновации, комплексного развития территории или строительства транспортной развязки (подходит практически каждая из причин).
На данный момент работы активно ведутся внутри задания вокзала. Сторонники Вячеслава Володина в Telegram-канале «Володин. Саратов» 2 января разместили видеоролик, в котором показали «процесс изнутри». Вроде бы, огромное искусственное дерево в одном из помещений, знакомое многим, оставят. А вот что оставят на Привокзальной площади – тайна за семью печатями.
Вячеслав КОРОТИН
Фото: открытые источники
версия для печатиНачалась реконструкция саратовских «железнодорожных ворот»
В конце 2023 года, который уже стал частью истории, в Саратове началась реализация очередного масштабного проекта – реконструкция железнодорожного вокзала. Ожидается, что объект, а вместе с ним и Привокзальная площадь, кардинально преобразятся уже к 2026 году.
Здание на все времена
В городе на Волге здание вокзала появилось в 1871 году. Оно было типовым и вскоре стало понятно – с постоянно возрастающей нагрузкой не справляется. В 1898 году появились мысли вокзал реконструировать. Разработать проект поручили архитектору Петру Зыбину, который уже на протяжении нескольких лет трудился старшим архитектором технического отдела Рязано-Уральской железной дороги в Саратове. Через два года к «типовой коробке» добавили боковые пристройки, в которых разместились ресторан и залы ожидания.
В годы советской власти вновь стали поговаривать о том, что здание не соответствует современным требованиям. Вариант с реконструкцией какое-то время даже не рассматривался. Просто билетные кассы перевели в другое здание, а вспомогательные вокзальные службы разместили в соседних постройках.
Очередное масштабное преображение началось в 1973 году. Старое здание полностью решили не сносить – ограничились лишь частями. Позже к тому что осталось надстроили помещения, увеличив тем самым площадь «железнодорожной гавани» до 10 тысячи квадратных метров. От былой роскоши ничего не осталось. На смену архитектурным украшениям, которые делали здание чуть ли не главной достопримечательностью города, пришли модные в брежневскую эпоху стекло и бетон. Отказ от излишеств был обусловлен стремлением сэкономить.
Вместе со зданием переоборудовали и железнодорожные платформы. До этого момента выйти на них можно было только по пешеходному мосту. С 1977 года это стало возможным сделать также через тоннельный переход, выходящий к автовокзалу.
Ломать и строить
Несомненно, к началу XXI века «аквариум» оказался морально устаревшим. В нулевых годах внутри вокзала устроили перепланировку и заменили длинный козырёк над центральных входом. Но от этого здание не стало выглядеть свежее и современнее. С тех пор постоянно ведутся разговоры о необходимости модернизации «железнодорожных ворот» столицы Поволжья.
И вот от слов к делу решили перейти в 2023 году. «Российские железные дороги» активно приступили к преображению самого здания. Планируется сделать его более удобным и функциональным. В свою очередь региональные и городские власти должны существовенно переделать Привокзальную площадь и соседние территории. Под снос отправятся дома №31 (пятиэтажка) и №31А (четырёхэтажка), а также трëхэтажное общежитие, принадлежащее когда-то железнодорожникам (на его месте планируется разместить парковку).
Но если жильцы общаги даже рады такому решению, то вот «постояльцы» многоэтажек подозревают, что после расселения им придётся обустраиваться где-нибудь на окраине Солнечного или Заводского района. Про жизнь в центре города придётся забыть.
В связи с этим в конце сентября инициативные жители «приговорённых» домов написали письмо президенту Владимиру Путину, в котором попытались обосновать свои страхи. В частности, авторы «послания» уверены – в скором будущем на месте снесённых домов и рынка «Привокзальный» появятся отели, торговые центры и прочие объекты, приносящие внушительную прибыль своим владельцам. При этом аварийными свои дома они не считают.
«Администрация Саратова вместо того, чтобы расселять действительно ветхие и аварийные дома, где люди в ужасных условиях ждут очереди на расселение годами, планирует к сносу дома, которые будут пригодны для проживания ещё, как минимум, 40-50 лет», – отмечается в письме.
В этом доме располагается школа искусств №21 (в прошлом – детская музыкальная школа ПривЖД), на что тоже обратили внимание противники реновации: «В одном из предполагаемых к сносу домов, располагается единственная в этом районе музыкальная школа, родители воспитанников которой, также категорически против сноса здания».
Саратовское достояние
В свою очередь губернатор Роман Бусаргин пообещал – «граждане получат компенсацию по рыночной стоимости, чтобы иметь возможность приобрести себе жильё в этом же микрорайоне». А вот о трудоустройстве тех, кто работает на рынке или в многочисленных магазинчиках, расположенных на первых этажах домов, ничего не говорилось.
Нужно понимать, что данный проект не только трудоёмкий, но и дорогостоящий. Это признал и спикер Госдумы Вячеслав Володин, заявив – дом можно не сносить, но придумать, как его вписать в концепцию обновлённой Привокзальной площади. Видимо, не получилось…
Некоторое время жильцы углового дома (№31) чувствовали себя в относительной безопасности, так как их жилплощадь являлась объектом культурного наследия (то есть просто взять и снести нельзя). Здание бывшего универмага РУЖД построили в 1930-х годах, а спустя несколько десятилетий к нему пристроили и жилые пятиэтажные жилые корпуса. В итоге строение оказалось похоже на огромную букву П.
А 15 ноября по решению Саратовского областного суда дом №31 по Аткарской перестал быть объектом культурного наследия. Правда, и после этого сравнять с землёй здание просто так не получится, так как оно не является аварийным. Для сноса чиновникам придется изымать его для муниципальных нужд под предлогом реновации, комплексного развития территории или строительства транспортной развязки (подходит практически каждая из причин).
На данный момент работы активно ведутся внутри задания вокзала. Сторонники Вячеслава Володина в Telegram-канале «Володин. Саратов» 2 января разместили видеоролик, в котором показали «процесс изнутри». Вроде бы, огромное искусственное дерево в одном из помещений, знакомое многим, оставят. А вот что оставят на Привокзальной площади – тайна за семью печатями.
Вячеслав КОРОТИН
Фото: открытые источники
Общество
01/10/2024 09:50 Общество Сентябрь закончился — а вытрезвителя все нет | 23/09/2024 22:49 Общество Демографическая спецоперация: движение есть, результата нет | 02/09/2024 23:31 Общество Зарплаты в Саратове: вроде как выше, но все равно ниже |
19/08/2024 22:58 Общество Ренессанс среднего профобразования. Саратов в тренде? | 08/08/2024 00:03 Общество Хотели в Саратове брутто, а получилось как всегда | 29/07/2024 19:22 Общество Директора смогут передавать подчиненных во временное пользование |