27/12/2023 10:55 Депутаты хотят «реанимировать» закон о школьном буллинге
В начале декабря в престижной гимназии Брянска 14-летняя восьмиклассница пришла на урок с отцовским дробовиком и расстреляла одноклассников, после чего покончила с собой. Всего было сделано пять выстрелов, один из которых унёс жизнь девочки-подростка. Позже оказалось, что виновница трагедии училась на отлично, вела себя тихо и подвергалась травле со стороны других учеников. Вероятно, это и стало причиной, из-за которой школьница взялась за оружие.
Хорошая мысля приходит опосля
Как это принято в России, кардинальные меры начинают приниматься только после того как происходит что-то ужасное. Достаточно вспомнить убийство Лизы Киселёвой. Подходы к образовательным учреждениям в Саратове были очищены, а борьба с незаконными гаражами и прочими самовольными строениями началась с новой силой. Вот и брянская трагедия плавно подвела к осознанию того, что школьная травля или буллинг – дело серьёзное. К тому же в этот процесс вовлекаются уже не только ученики, но и учителя.
Будущим педагогов озаботился спикер Госдумы Вячеслав Володин, который стал одним из инициаторов принятия закона о запрете использования школьниками смартфонов во время учебного процесса. С учётом того, что нормативно-правовой акт приняли в весьма сжатые сроки, не трудно догадаться – ситуация стала критической. Власти отчаянно пытаются поднять престиж профессии в глазах молодых россиян, стимулируя различными дополнительными денежными выплатами, квадратными метрами и прочими плюшками, а тут нате – сотрудников образовательных учреждений травят как их подопечные, так и родители. Главное «оружие» таких провокаторов – гаджет, который с помощью современных программ для монтажа снимет одним нажатием на кнопку какое угодно видео. Получается, все старания государства на ветер.
А вот с буллингом в ученической среде всё намного сложнее. Когда инциденты, похожие на брянский, стали учащаться, подумали пойти проторенной дорожкой и расширить круг обязанностей учителей, а конкретно – классных руководителей. Важной темой родительских собраний стали социальные сети учеников, а их мониторинг – чуть ли не ежевечернее «развлечение» педагогов. Деструктивный контент, странная аватарка и тут же нужно бить тревогу со всеми вытекающими из этого последствиями – кипой отчётов, заполнением всевозможных таблиц и заявлений.
Слабое звено
Часто «масла в огонь» подливают родители своим наплевательским отношением. Из-за больших нагрузок на работе далеко не каждые папы и мамы готовы оперативно реагировать на сигналы учителей. В итоге у педагогов просто опускаются руки. Они что-то предпринимают, пытаются не допустить беды, а родители даже не могут найти время на то, чтобы прийти в школу и обсудить проблему.
– Всего лишь должна быть цепочка – «ребёнок-родитель-школа». Без школы у родителей не получится воспитать полноценную личность. А когда возникают случаи буллинга между учениками, то учителя стараются не вмешиваться. Школьных психологов не хватает, а если они где-то и есть, то некомпетентны и не могут вникнуть в такую ситуацию, или не хотят. Если бы учителей хватало, и у них не было бы такой загрузки, отпала б надобность и в таких психологах, – говорит депутат Госдумы, первый зампредседателя комитета ГД по просвещению Яна Лантратова.
И, конечно, следует вести работу не в какой-то конкретной школе, а на федеральном уровне. В прошлом году депутаты рассматривали законопроект о профилактике травли в образовательных учреждениях, но вот к рассмотрению самого закона так и не приступили. Кстати, тогда предложения начали активно вносить после происшествия в Ижевске, где бывший выпускник напал на свою школу и убил 18 человек (из них 11 детей).
Отцы и дети
В середине декабря же на пленарном заседании депутат Валерий Гартунг предложил внести понятие «травля» в российское законодательство и найти какие-то решения, которые позволят легитимно «гасить явление травли в зародыше». Народные избранники сошлись на том, что просто нужно социальным педагогам, психологам, классным руководителям, замам и советникам по воспитательной работе работать лучше. В итоге должна получиться некая государственная программа профилактики травли, которая будет направлена, в том числе, на обучение мерам реагирования на неё.
А соавтор законопроекта, президент фонда «Юристы помогают детям» Виктория Дергунова считает, что должно «достаться» и родителям таких агрессоров. Она подчеркнула – при нападениях в школах ответственность родителей чётко не прописана. Часто компенсации пострадавшим, например, платит школа. Так как собственного бюджета у неё нет, то, фактически, «раскошеливаться» приходится государству.
– Это сигнал для детей – за всё, что вы делаете до 14 лет, платит государство, если вы делаете на территории школы. Ваши семьи не понесут ответственности, – резюмирует Дергунова.
Законопроект предлагает «создать в школах собственное антибуллинговое подразделение, развить систему наставничества среди учеников, проводить оценку психологического климата». По мнению авторов, в итоге «это позволит адресно работать с особо тревожными случаями и детьми, которые попадают в группу риска, проводить индивидуальную профилактическую работу со всеми участниками травли для социализации организаторов и реабилитации пострадавших». Вот только не до конца понятно, кто будет в это подразделение включён, и подразумевает ли документ введение новой штатной единицы – что-то типа «специалиста по выявлению буллинга».
До третьего выстрела
Стрельба в брянской школе вскрыла ещё одну проблему – хранения оружия. Стрелявшая взяла ружьё дома. Как именно ей это удалось, ещё предстоит выяснить следствию.
– Это охотничье ружьё ее отца, то есть оно хранилось дома. Уже уточняется, как она смогла до него добраться. Она не на стороне оружие приобрела, – объяснили в пресс-службе УМВД России по Брянской области.
Любопытно, что события в Брянске развивались по сценарию эстонского фильма «Класс», вышедшего ещё в 2007 году. Главные герои киноленты – подростки, над которыми издеваются одноклассники – в один момент решают расстрелять своих обидчиков. Оружие для осуществления задуманного один из стрелков – Йозеп – берёт у своего отца.
Мимо этого печального факта после недавнего инцидента не прошли в нижней палате российского парламента. Депутат Андрей Альшевских предложил «сделать соответствующие выводы в сфере контроля приобретения, распространения и хранения огнестрельного оружия». Его насторожило то, что восьмиклассница произвела пять выстрелов, то есть, фактически, умела обращаться с дробовиком. Известно, что отец девочки владел гладкоствольным помповым ружьём. Срок разрешения на него истекал 16 октября 2024 года, а последняя проверка условий хранения оружия проводилась 5 января 2022 года. На первый взгляд, никаких нарушений, но трагедия произошла. Значит, нужно ужесточать.
Но ведь рано или поздно наступит такой момент, когда ужесточать уже будет некуда, а учителя будут вынуждены строчить отписки по 25 часов в сутки. Как в таком случае быть? Хорошо, если к этому времени буллинг удастся искоренить …
Кристина ИВАНОВА
версия для печатиВ начале декабря в престижной гимназии Брянска 14-летняя восьмиклассница пришла на урок с отцовским дробовиком и расстреляла одноклассников, после чего покончила с собой. Всего было сделано пять выстрелов, один из которых унёс жизнь девочки-подростка. Позже оказалось, что виновница трагедии училась на отлично, вела себя тихо и подвергалась травле со стороны других учеников. Вероятно, это и стало причиной, из-за которой школьница взялась за оружие.
Хорошая мысля приходит опосля
Как это принято в России, кардинальные меры начинают приниматься только после того как происходит что-то ужасное. Достаточно вспомнить убийство Лизы Киселёвой. Подходы к образовательным учреждениям в Саратове были очищены, а борьба с незаконными гаражами и прочими самовольными строениями началась с новой силой. Вот и брянская трагедия плавно подвела к осознанию того, что школьная травля или буллинг – дело серьёзное. К тому же в этот процесс вовлекаются уже не только ученики, но и учителя.
Будущим педагогов озаботился спикер Госдумы Вячеслав Володин, который стал одним из инициаторов принятия закона о запрете использования школьниками смартфонов во время учебного процесса. С учётом того, что нормативно-правовой акт приняли в весьма сжатые сроки, не трудно догадаться – ситуация стала критической. Власти отчаянно пытаются поднять престиж профессии в глазах молодых россиян, стимулируя различными дополнительными денежными выплатами, квадратными метрами и прочими плюшками, а тут нате – сотрудников образовательных учреждений травят как их подопечные, так и родители. Главное «оружие» таких провокаторов – гаджет, который с помощью современных программ для монтажа снимет одним нажатием на кнопку какое угодно видео. Получается, все старания государства на ветер.
А вот с буллингом в ученической среде всё намного сложнее. Когда инциденты, похожие на брянский, стали учащаться, подумали пойти проторенной дорожкой и расширить круг обязанностей учителей, а конкретно – классных руководителей. Важной темой родительских собраний стали социальные сети учеников, а их мониторинг – чуть ли не ежевечернее «развлечение» педагогов. Деструктивный контент, странная аватарка и тут же нужно бить тревогу со всеми вытекающими из этого последствиями – кипой отчётов, заполнением всевозможных таблиц и заявлений.
Слабое звено
Часто «масла в огонь» подливают родители своим наплевательским отношением. Из-за больших нагрузок на работе далеко не каждые папы и мамы готовы оперативно реагировать на сигналы учителей. В итоге у педагогов просто опускаются руки. Они что-то предпринимают, пытаются не допустить беды, а родители даже не могут найти время на то, чтобы прийти в школу и обсудить проблему.
– Всего лишь должна быть цепочка – «ребёнок-родитель-школа». Без школы у родителей не получится воспитать полноценную личность. А когда возникают случаи буллинга между учениками, то учителя стараются не вмешиваться. Школьных психологов не хватает, а если они где-то и есть, то некомпетентны и не могут вникнуть в такую ситуацию, или не хотят. Если бы учителей хватало, и у них не было бы такой загрузки, отпала б надобность и в таких психологах, – говорит депутат Госдумы, первый зампредседателя комитета ГД по просвещению Яна Лантратова.
И, конечно, следует вести работу не в какой-то конкретной школе, а на федеральном уровне. В прошлом году депутаты рассматривали законопроект о профилактике травли в образовательных учреждениях, но вот к рассмотрению самого закона так и не приступили. Кстати, тогда предложения начали активно вносить после происшествия в Ижевске, где бывший выпускник напал на свою школу и убил 18 человек (из них 11 детей).
Отцы и дети
В середине декабря же на пленарном заседании депутат Валерий Гартунг предложил внести понятие «травля» в российское законодательство и найти какие-то решения, которые позволят легитимно «гасить явление травли в зародыше». Народные избранники сошлись на том, что просто нужно социальным педагогам, психологам, классным руководителям, замам и советникам по воспитательной работе работать лучше. В итоге должна получиться некая государственная программа профилактики травли, которая будет направлена, в том числе, на обучение мерам реагирования на неё.
А соавтор законопроекта, президент фонда «Юристы помогают детям» Виктория Дергунова считает, что должно «достаться» и родителям таких агрессоров. Она подчеркнула – при нападениях в школах ответственность родителей чётко не прописана. Часто компенсации пострадавшим, например, платит школа. Так как собственного бюджета у неё нет, то, фактически, «раскошеливаться» приходится государству.
– Это сигнал для детей – за всё, что вы делаете до 14 лет, платит государство, если вы делаете на территории школы. Ваши семьи не понесут ответственности, – резюмирует Дергунова.
Законопроект предлагает «создать в школах собственное антибуллинговое подразделение, развить систему наставничества среди учеников, проводить оценку психологического климата». По мнению авторов, в итоге «это позволит адресно работать с особо тревожными случаями и детьми, которые попадают в группу риска, проводить индивидуальную профилактическую работу со всеми участниками травли для социализации организаторов и реабилитации пострадавших». Вот только не до конца понятно, кто будет в это подразделение включён, и подразумевает ли документ введение новой штатной единицы – что-то типа «специалиста по выявлению буллинга».
До третьего выстрела
Стрельба в брянской школе вскрыла ещё одну проблему – хранения оружия. Стрелявшая взяла ружьё дома. Как именно ей это удалось, ещё предстоит выяснить следствию.
– Это охотничье ружьё ее отца, то есть оно хранилось дома. Уже уточняется, как она смогла до него добраться. Она не на стороне оружие приобрела, – объяснили в пресс-службе УМВД России по Брянской области.
Любопытно, что события в Брянске развивались по сценарию эстонского фильма «Класс», вышедшего ещё в 2007 году. Главные герои киноленты – подростки, над которыми издеваются одноклассники – в один момент решают расстрелять своих обидчиков. Оружие для осуществления задуманного один из стрелков – Йозеп – берёт у своего отца.
Мимо этого печального факта после недавнего инцидента не прошли в нижней палате российского парламента. Депутат Андрей Альшевских предложил «сделать соответствующие выводы в сфере контроля приобретения, распространения и хранения огнестрельного оружия». Его насторожило то, что восьмиклассница произвела пять выстрелов, то есть, фактически, умела обращаться с дробовиком. Известно, что отец девочки владел гладкоствольным помповым ружьём. Срок разрешения на него истекал 16 октября 2024 года, а последняя проверка условий хранения оружия проводилась 5 января 2022 года. На первый взгляд, никаких нарушений, но трагедия произошла. Значит, нужно ужесточать.
Но ведь рано или поздно наступит такой момент, когда ужесточать уже будет некуда, а учителя будут вынуждены строчить отписки по 25 часов в сутки. Как в таком случае быть? Хорошо, если к этому времени буллинг удастся искоренить …
Кристина ИВАНОВА
Общество
02/09/2024 23:31 Общество Зарплаты в Саратове: вроде как выше, но все равно ниже | 19/08/2024 22:58 Общество Ренессанс среднего профобразования. Саратов в тренде? | 08/08/2024 00:03 Общество Хотели в Саратове брутто, а получилось как всегда |
29/07/2024 19:22 Общество Директора смогут передавать подчиненных во временное пользование | 02/07/2024 14:53 Общество Коммунальная безысходность | 05/06/2024 17:32 Общество Такой ЕГЭ нам не нужен |