В Саратове начали новое наступление на «наливайки» - Саратов Сегодня
18+ 4 Марта 2024, Понедельник, 18:10
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

В Саратове начали новое наступление на «наливайки»

11/12/2023 09:38 В Саратовской области «наливайки» давно стали объектом пристального внимания и репрессий со стороны власти. Ссылаясь на обращения граждан и полицейскую статистику, местные и региональные власти неустанно говорят о необходимости бороться с этим явлением и идут привычным проторенным и самым простым путем – введения запретов и ограничений.

Казалось бы, давно уже придушили эти наливайки по всей Саратовщине. Но вот в Госдуме в первом чтении принят законопроект, дающий региональной власти полномочия в регулировании их деятельности и депутаты тут же сходу, засучив рукава, выразили готовность вновь вести с ними непримиримый бой. Так что же происходит?

Бизнес наливаек подобен гидре, у которой рубишь одну голову, а вырастает еще больше? Или у местных властей не хватает полномочий для полноценной с ними борьбы либо расширяется сфера запретов? А, может, как обычно, бьем по хвостам и боремся с последствиями, а не корневой причиной проблемы? Все может быть…

Ограничения по торговле алкоголем в нашей стране введены давно и практически повсеместно. Федеральным законодателем регионам даны для этого широкие полномочия, которыми они и пользуются, введя не только возрастные, но и временнЫе ограничения. В Саратовской области, как известно, запрещено торговать алкоголем с 22-00 до 10-00. Кроме того, были введены не слишком обдуманно, но с большим популизмом сразу несколько «сухих дней», когда алкоголь не продается вообще.

За пределами этих ограничений осталась розничная торговля алкоголем в розлив, нередко организуемая в жилых домах. Жалобы на пьяные компании, шум, антисанитарию, нарушения общественного порядка у таких заведений стали поводом для обращений жаждущих покоя и отдых граждан и объектом внимания общественников и депутатов. Владельцы кафе и особенно заведений в жилых домах немедленно напряглись, но в итоге пострадали далеко не все.

В борьбе с этим явлением в 2020 году в Саратовской области для начала запретили продажу алкоголя в заведениях общепита метражностью менее 50 кв. метров рядом с многоквартирных домами. При создании законопроекта саратовские парламентарии заимствовали опыт Самарской области. Полный запрет привел бы к тому, что города области лишились бы значительной части кафешек, в которых немалую долю прибыли составляют продажи алкоголя.

Авторы законопроекта уверяли, что это наведет порядок в сфере общественного питания, избавит жителей от недобросовестных предпринимателей, поможет поднять «культуру пития», так как увеличение площади, как минимум, увеличит количество столов и даст более комфортные условия. Казалось бы, вопрос исчерпан. Но спустя два года депутаты снова вернулись к этому вопросу.

В октябре прошлого года в облдуме на заседании круглого стола обсудили дополнительные ограничениях для "наливаек". Обсуждение начали с того, что введенные двумя годами ранее ограничения не всегда и не везде соблюдаются и следом предложили ввести новые запреты. Сторонники ограничительных мер сетовали на то, что строгих правил, как должны выглядеть мини-бары или кафе-закусочные, нет, чем и пользуются недобросовестные предприниматели, особенно в ночное время, когда продажа спиртного запрещена.

Поэтому было предложено проработать полный запрет реализации алкоголя в подобных объектах общепита в жилых многоквартирных домах. Однако ж нашлись и те, которые утверждали, что при введении ограничений нельзя ставить в один ряд "наливайки" и "законопослушные кафе". А для этого нужно зонирование территорий чтобы в спальных районах устанавливать особые зоны организации общепита. При этом ограничения не должны касаться туристических зон, где в основном находятся "хорошие" кафе и рестораны.

И вот тут возникает вопрос – какие кафе считать правильными и что считать подлежащими сегрегации и запрету наливайками. Доставшиеся с советским наследием рюмочные, где асоциальные выпивохи могли мимоходом выпить, закусить или просто занюхать, вместе потусоваться со всеми вытекающими во всех смыслах последствиями – были основным источником недовольства жителей МКД, в которых такие заведения, как правило, и оборудовались. Много места им не надо – барная стойка и пара-тройка столиков.

Именно эти заведения первыми попали под запрет в 2020 году. Тогда еще много рассуждали о том, что с их закрытием еще больше расцветут нелегальные шинки, в которых самопальный и нелегальный алкоголь страждущим и зависимым продают в любой таре и даже предоставляют сервис в виде простенькой закуски.

Значит ли прозвучавшее на круглом столе годичной давности, что введенные запреты попросту не работают? Увы, но то, что закон не работает, признали и стали предлагать варианты по его доработке. Чиновники саратовской мэрии предложили увеличение минимальной площади кафе с разрешение торговать алкоголем (так, в Воронеже она - 70 кв.м, в Волгограде - 80). Слабо разбирающиеся в законодательстве общественники требовали запрета работать кафе, где выявлены отсутствие санузлов и торговля контрафактом. А такие нарушения изначально не дают права кафе работать и вообще влекут уголовное преследование. Со стороны правоохранительных органов предлагалось ограничить работу заведений с 8.00 до 22.00 и/или запретить реализацию алкоголя в объектах общепита, расположенных в жилых домах.

Одним из результатов нового наступления на «наливайки» стал их запрет с 2023 года в многоквартирных жилых домах Саратова. Соответствующе постановление, подписанное и. п. мэра Ладой Мокроусовой гласит: "не допускается розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью менее 50 квадратных метров, на расстоянии 20 метров от зданий многоквартирных домов". Другими словами, кафе, где посетителям подают алкогольные напитки, просто решили отодвинуть от жилых домов и не пересматривать ранее установленную квадратуру.

Это, конечно, все замечательно, но как быть с тем, что одни законы принимают, другие их не исполняют, а третьи не контролируют или контролируют весьма своеобразно? Тогда какой смысл вводить новые запреты и что они вообще предполагают?

В принятом Госдумой в первом чтении законопроекте предполагается, что регионы получат дополнительные возможности запрещать продажу алкогольных напитков в точках общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях. Эти полномочия добавлены к тому, что ранее субъекты РФ уже получили права устанавливать требования к минимальной площади залов обслуживания, а также запрещать продажу крепкой алкогольной продукции.

Документ прошел только первое чтение и есть вероятность того, что при последующем рассмотрении он претерпит существенные изменения. Косвенно это подтвердил депутат Госдумы от Саратовской области Николай Панков, который в своем телеграм-канале отметил, что разговор вокруг законопроекта был «откровенным и непростым» и уточнил:

- Минфин дал неоднозначное заключение на законопроект. Роспотребнадзор занимает пассивную позицию. Прикрываясь запретом на проведение проверок. Но Госдума продолжит отстаивать интересы людей. По поручению Вячеслава Володина Госдума работает над этим законопроектом в приоритетном порядке. Считаю, закон поможет защитить право наших жителей на покой и безопасность.

- Мы ранее принимали решение, которое также касалось регулирования деятельности "наливаек". Но надо признать, что принятые меры были неполными и недостаточно эффективными. Поэтому наш профильный комитет, депутаты Госдумы подготовили поправки, об их принятии к нам обратились наши избиратели, граждане, потому что до сегодняшнего дня этот вопрос не урегулирован. Регионы не могут влиять на эти проблемы, у них нет действенных рычагов, хотя переданы полномочия и по площади, и по ограничениям, особенно, на крепкие алкогольные напитки, но при этом остался ряд тем, которые требуют рассмотрения", - отметил на заседании нижней палаты парламента ее председатель Вячеслав Володин.

Спикер Госдумы уверен, что после принятия закона у региональных властей будут все полномочия и возможности, чтобы навести порядок в этой сфере.

- Удивила ситуация, когда у заведения, явно не подходящего ни по площади, ни по санитарным требованиям, имеются лицензии на более чем десяток видов деятельности. При этом люди постоянно жалуются на это заведение, расположенное в многоквартирном доме. Ведется торговля алкоголем ночью, без чеков и без проверки возраста покупателя. По результатам был направлен запрос в прокуратуру, - прокомментировал результаты недавнего рейда по балаковским кафе Николай Панков.

Законопроект еще будет некоторое время отрабатываться с учетом позиций всех заинтересованных сторон. Обязательно проявятся лоббисты алкогольного бизнеса. Но в целом направленность федерального законопроекта понятна – убрать некоторые мешающие законодательные пробелы и дать регионам максимум полномочий по регулированию сферы общепита с продажей алкогольной продукции, учитывая, что местные власти лучше с ними справятся. И вот тут возникают некоторые сомнения, если вспомнить про то, как исполняются у нас законы...

Есть вполне обоснованные опасения, что в запале борьбы с «наливайками» региональные власти прикроют розничную торговлю слабоалкогольными напитками в небольших магазинчиках, расположенных в жилых массивах. Это будет крайне выгодно торговым ритейлерам и крупным производителям этих напитков. Пострадать может малый и средний бизнес и, конечно, рядовой потребитель, лишающийся выбора между недорогим, свежим и крафтовым и пастеризованным и дорогим. Кстати, многие эксперты реально опасаются перегибов с принятием региональных законов после рассматриваемого федерального.

Дело в том, что некоторые предприниматели торгуют слабым алкоголем в формате магазина в установленные региональными законами часы, а затем превращают свои торговые точки в закусочные. После десяти вечера там продают слабоалкогольные напитки в бутылках на разлив, к которым прилагается нехитрая снедь, оправдывающая заведение общепита как закусочную, а не бар. Посидеть там нельзя, но можно купить то, за чем приходят. Естественно, тут же рядом горланящие и испражняющиеся пьяные компании, и последующие жалобы жильцов домов, в которых открыты такие заведения.

Поправки вносятся в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

- В настоящее время во многих субъектах РФ остро стоит вопрос о деятельности организаций, которые под видом оказания услуг общественного питания фактически осуществляют круглосуточную розничную продажу алкогольной продукции, способствуя нарушению в вечернее и ночное время общественного порядка, в том числе во дворах многоквартирных домов… Анализ правоприменительной практики показывает, что запрет по осуществлению деятельности по розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления деятельности в отношении розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи не установлен, так как данные виды деятельности не лицензируются, - отмечается в пояснительной записке.

Сейчас розничная продажа алкоголя и розничная продажа алкоголя при оказании услуг общественного питания являются разными видами деятельности, для которых требуются отдельные лицензии, однако для пива и слабоалкогольной продукции такие правила не работают. Кроме устранения этого пробела федеральный центр фактически предоставляет субъектам РФ право регулировать по времени, месту размещения и запрещать на своей территории розничную продажу пива и других слабоалкогольных напитков в так называемых "наливайках". Если быть точнее, то законами субъектов РФ могут быть введены требования о возможности розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания только в ресторанах, барах, кафе и буфетах.

Камнем преткновения уже стали критерии определения наливаек, чтобы отделить их, например, от ресторанов. В законопроекте этого пока нет и теоретически можно запрещать любую точку общепита, в которой возможно купить алкоголь на вынос, если она расположена на первом этаже дома или даже на прилегающей территории. Есть и другие риски в реализации законопроекта. И чтобы на местах не наворотили дел, в федеральном законе этот и другие вопросы также должны урегулировать. Так, предлагается в качестве критерия необходимость иметь банкетный зал площадью не менее 20 квадратных метров, где могут принимать алкоголь его посетители.

Федеральный закон еще не принят, но саратовские депутаты и представители надзорных и контролирующих органов и общественники уже приступили к новому витку обсуждения темы. Также общим мнением стала необходимость бороться всеми возможными способами, а в идеале и вовсе их закрыть. Все едины и в том, что ограничение продажи спиртного в многоквартирных домах не должно негативно сказаться на добросовестном бизнесе, оказывающем услуги в сфере общепита.

Но при этом выступающие, с одной стороны, ссылаются на действующие законы и рекомендации федерального центра, не позволяющие слишком жёстко действовать в отношении нарушителей. А, с другой, продолжают признавать, что и уже принятые довольно строгие нормы не соблюдаются, как показывают редкие совместные рейды с участием представителей надзорных структур, СМИ, общественников, депутатов.

Больше всего вопросов возникает к Роспотребнадзору. Впрочем, только ли к нему могут быть вопросы, если надзорными, разрешительными, контролирующими и прочими полномочиями наделены также структуры областного правительства, мэрии, правоохранительные органы, а также депутаты и общественники. Другими словами, какие бы замечательные не приняли законы на федеральном и региональном уровне, все равно все упрется в то, кто и как будет их исполнять и контролировать.
версия для печати

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович