07/11/2023 15:50 Саратовские чиновники объявили войну репетиторам
Подошли к концу осенние каникулы. Впереди самая короткая в учебном году вторая четверть. А накануне подведения итогов «первого школьного отрезка» в Саратовской областной думе прошло заседание, в ходе которого зампред правительства – министр образования области Михаил Орлов высказался на тему репетиторства. Он заявил, что данное явление – позор для российской образовательной системы и его нужно как можно скорее искоренить.
Знания – деньги?
Глава ведомства на октябрьском заседании продолжил придерживаться позиции, которую он обозначил в конце августа на форуме «ПРО. Образование 64. Векторы развития».
– Репетиторство практически превращается в параллельную систему обучения. Это короста, которая разъедает, обесценивает нашу профессию, создает иллюзию у ученика и родителей, что знание можно купить за деньги. <…> Нельзя больше закрывать глаза на систему, при которой родители вынуждены платить деньги за освоение обязательной образовательной программы. Фактически это подрывает принцип бесплатного школьного образования, закрепленный в Конституции нашей страны, – подчеркнул два месяца назад Орлов.
Но действительно ли репетиторство – это первое, с чем стоит бороться современной системе образования?
Учитель химии одной из школ Ленинского района Ольга Викторовна не скрывает – да, подрабатывает репетиторством. Делает же она это в свободное от работы время и на своей территории. Кроме того, за годы работы у неё сформировался ещё один принцип – с учениками из школы, в которой преподаёт, не связываться.
– Если кому-то из моих учеников нужна помощь по химии или биологии, то я даю контакты коллеги из другой школы. Также поступает и она. Заниматься дополнительно за деньги со школьниками, для которых ты не только репетитор, но и учитель, считаю неправильным. Ты, чтобы доказать проделанную работу, должен в идеале поставить положительную оценку. Увы, но занятия с репетиторами – это не панацея от неуспеваемости. К сожалению, многие родители этого просто не понимают, – разводит руками собеседница.
Подсели на репетиторов
Самые популярные предметы для репетиторства – математика, русский и английские языки. По первым двум придётся сдавать экзамены в 9-м и 11-м классах, а хорошие знания английского языка многие родители считают несомненным преимуществом во взрослой жизни. Так где же найти репетитора?
В каких-то случаях работает сарафанное радио, но более надёжный способ – посетить специальные сайты (недостатка в таких сейчас нет). На порталах можно выбрать понравившегося репетитора, исходя из данных, указанных в анкете, прикреплённых подтверждающих документов, а также отзывов. «Живут» сайты за счёт комиссии, но берётся она с репетитора – при условии, что о проведении занятий удалось договориться. Её размер составляет, как правило, стоимость трёх-четырёх занятий, которая оплачивается один раз и полном объёме. В среднем, астрономический час стоит 600-800 рублей. То есть, посреднические услуги сайта обойдутся педагогу от 1800 до 3200 рублей. Некоторых репетиторов такая система оплаты не устраивает – слишком дорого за свои услуги сайт берёт. Тогда учителя начинают юлить, пытаясь договориться с клиентом. Мол, вы скажите, если будут звонить, что договориться о занятиях не удалось, а взамен получите два занятия бесплатно.
Кстати, пандемия доказала состоятельность ещё одного способа получения знаний – дистанционные занятия. Как минимум, это экономия времени. Ехать никуда не нужно, да и в квартиру чужие люди не приходят. Правда, удалёнка – далеко не для всех детей. С репетитором «на том конце провода» эффективно занимаются только замотивированные ученики. Все остальные будут лишь просиживать час за монитором, стараясь параллельно либо в игру поиграть, либо видосик посмотреть.
Родителей же привлекают индивидуальные занятия. При таком подходе (особенно, если уроки проходят очно) отвлекаться на всякую ерунду не получится – что-нибудь в голове непременно отложится.
– Мой ребёнок ходит на все дополнительные в школе, посещает театральный кружок и занимается несколько раз в неделю с репетиторами. Ничего плохого в этом не вижу. Я даже прошу педагогов задавать дополнительные задания. Чем меньше свободного время в дурацком подростковом возрасте, тем меньше проблем. Репетиторство я рассматриваю не как «скорую помощь», а как, скажем, спортивную секцию, только для ума, – делится своим мнением мама девочки-девятиклассницы Елена.
Герои нашего времени
А как раньше обходились без репетиторов? Неужели сегодня школьную программу освоить своими силами ребёнок не в состоянии?
– Всё возможно! В школах обязательно проводятся дополнительные занятия с неуспевающими, по подготовке к экзаменам. Их посещение не обязательно, а самостоятельную работу никто не отменял. Вот с этим и проблемы. Родители, постоянно находящиеся на работе, организовать выполнение заданий дома не в состоянии, а поэтому им проще «сплавить» ребёнка репетитору. Ну или обвинить школьного учителя в том, что он непонятно объясняет или не уделяет должного внимания, – объясняет учитель математики Ирина Валерьевна.
Ещё одна причина, по которой обойтись без репетитора сегодня проблематично – занятость родителей. Папы, мамы, делая выбор в пользу работы, перестают контролировать успеваемость своих чад. «Просыпаются» они только тогда, когда на горизонте маячит ОГЭ. Понятно, что учитель на уроках русского языка в девятом классе не должен объяснять «проснувшемуся» ученику, что «жи», «ши» нужно писать с буквой «И», а «ча», «ща» с буквой «А». Для этого есть начальная школа.
Отсюда и предложение министру – может, нужно не с репетиторством бороться, а сделать так, чтобы родители, трудясь с 9 до 6 и с двумя выходными, зарабатывали столько, сколько нужно для нормальной жизни? Так, согласно исследованию Русской школы управления, проведённому летом, для 62% россиян подработка стала уже нормой. Без регулярных «шабашек» обеспечить семью становится всё труднее и труднее.
Да и репетиторами учителя становятся вовсе не от хорошей жизни. В школе можно заработать, но при этом времени ни на что другое не останется.
– Работа, еда, сон, работа, а по выходным какие-нибудь «балалайки» [всевозможные внеклассные мероприятия – Прим. автора]. Больше времени ни на что не остаётся. Более того – у меня полно «хвостов», – поясняет учитель истории и обществознания Илья Владимирович.
По этой причине молодые педагоги делают ставку как раз на репетиторство. В школе оставляют себе минимальную нагрузку – 18 часов, а всё остальное время «репетируют». Кто-то же и вовсе после нескольких лет работы в школе решает навсегда связать свою жизнь именно с репетиторством.
– Никаких лишних бумажек! Только занятия с учениками и подготовка к ним. К тому же я все уроки провожу в дистанционном формате, так что могу работать из любой точки планеты. Нужен только Интернет. Например, саратовскую зиму я в этом году решила «переждать» в Краснодарском крае, – объясняет теперь уже репетитор, а в прошлом учитель английского языка Дарья Дмитриевна.
Цена успеха
А вот в СССР репетиторства не было. Но это не мешало советскому образованию оставаться лучшим в мире. Почему же? Начать нужно с того, что учителя полвека назад не были перегружены заполнением отчётов, таблиц и прочей документацией. В наши дни ведение отчётности занимает ого-го сколько времени.
В советские годы учёба и работа были ориентированы на жизнь в коллективе. Отстающего ученика тут же «ловили» и назначали ему наставника из успевающих, чтобы тот его «подтянул». Одноклассники просто не могли позволить, чтобы в их ученической группе находился двоечник. С таким «прицепом» о победе на всевозможных пионерских смотрах и конкурсах можно было даже не мечтать.
Способ очень простой, но эффективный. Сейчас каждый сам за себя. Не успеваешь – ищи репетитора.
– Главное, конечно, хорошо знать свой предмет и постоянно развиваться в нем. Программа сейчас более сложная, чем 20 лет назад. Чтобы решить некоторые задачи, мне самой иногда нужно хорошенько подумать, – объясняет ещё одну причину популярности этого явления репетитор по математике из Воронежа, которая занимается с учениками со всей России.
Утверждать, что репетиторство – это способ отъёма денег, неверно. Это тяжкий труд, который, порой обесценивается. Так, Михаил Орлов всё на том же заседании регионального парламента сообщил о намерении наградить 65 учителей за отличную работу по подготовке учеников к ЕГЭ в 2023 году.
– Данная премия в 50 тысяч рублей будет выдана учителям, чьи ученики смогли получить на экзамене ЕГЭ 100 баллов, – заявил народным избранникам Орлов.
Министр уверен, что такая «доплата» станет дополнительным стимулом для повышения качества образования. Но вот как понять, что высокий балл на ЕГЭ – это заслуга именно школьного педагога? Одиннадцатиклассник, набравший на ЕГЭ 100 баллов, может усиленно заниматься с репетитором, а в школе разве что выполнять минимальные требования. Награду при этом получит всё равно учитель. Несправедливо? Да! И об этом говорят во многих российских регионах.
Товарищ Сталин любил повторять: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай, делаешь – отвечай!». А у нас в этой цепочке где-то, видимо, произошёл сбой… Да и если существует репетиторство, то, значит, оно кому-то нужно. Тем более, с вступлением в силу закона о самозанятых большинство репетиторов стали исправными налогоплательщиками, благодаря которым пополняется бюджет. Или у нас недостатка средств в казне нет?
версия для печатиПодошли к концу осенние каникулы. Впереди самая короткая в учебном году вторая четверть. А накануне подведения итогов «первого школьного отрезка» в Саратовской областной думе прошло заседание, в ходе которого зампред правительства – министр образования области Михаил Орлов высказался на тему репетиторства. Он заявил, что данное явление – позор для российской образовательной системы и его нужно как можно скорее искоренить.
Знания – деньги?
Глава ведомства на октябрьском заседании продолжил придерживаться позиции, которую он обозначил в конце августа на форуме «ПРО. Образование 64. Векторы развития».
– Репетиторство практически превращается в параллельную систему обучения. Это короста, которая разъедает, обесценивает нашу профессию, создает иллюзию у ученика и родителей, что знание можно купить за деньги. <…> Нельзя больше закрывать глаза на систему, при которой родители вынуждены платить деньги за освоение обязательной образовательной программы. Фактически это подрывает принцип бесплатного школьного образования, закрепленный в Конституции нашей страны, – подчеркнул два месяца назад Орлов.
Но действительно ли репетиторство – это первое, с чем стоит бороться современной системе образования?
Учитель химии одной из школ Ленинского района Ольга Викторовна не скрывает – да, подрабатывает репетиторством. Делает же она это в свободное от работы время и на своей территории. Кроме того, за годы работы у неё сформировался ещё один принцип – с учениками из школы, в которой преподаёт, не связываться.
– Если кому-то из моих учеников нужна помощь по химии или биологии, то я даю контакты коллеги из другой школы. Также поступает и она. Заниматься дополнительно за деньги со школьниками, для которых ты не только репетитор, но и учитель, считаю неправильным. Ты, чтобы доказать проделанную работу, должен в идеале поставить положительную оценку. Увы, но занятия с репетиторами – это не панацея от неуспеваемости. К сожалению, многие родители этого просто не понимают, – разводит руками собеседница.
Подсели на репетиторов
Самые популярные предметы для репетиторства – математика, русский и английские языки. По первым двум придётся сдавать экзамены в 9-м и 11-м классах, а хорошие знания английского языка многие родители считают несомненным преимуществом во взрослой жизни. Так где же найти репетитора?
В каких-то случаях работает сарафанное радио, но более надёжный способ – посетить специальные сайты (недостатка в таких сейчас нет). На порталах можно выбрать понравившегося репетитора, исходя из данных, указанных в анкете, прикреплённых подтверждающих документов, а также отзывов. «Живут» сайты за счёт комиссии, но берётся она с репетитора – при условии, что о проведении занятий удалось договориться. Её размер составляет, как правило, стоимость трёх-четырёх занятий, которая оплачивается один раз и полном объёме. В среднем, астрономический час стоит 600-800 рублей. То есть, посреднические услуги сайта обойдутся педагогу от 1800 до 3200 рублей. Некоторых репетиторов такая система оплаты не устраивает – слишком дорого за свои услуги сайт берёт. Тогда учителя начинают юлить, пытаясь договориться с клиентом. Мол, вы скажите, если будут звонить, что договориться о занятиях не удалось, а взамен получите два занятия бесплатно.
Кстати, пандемия доказала состоятельность ещё одного способа получения знаний – дистанционные занятия. Как минимум, это экономия времени. Ехать никуда не нужно, да и в квартиру чужие люди не приходят. Правда, удалёнка – далеко не для всех детей. С репетитором «на том конце провода» эффективно занимаются только замотивированные ученики. Все остальные будут лишь просиживать час за монитором, стараясь параллельно либо в игру поиграть, либо видосик посмотреть.
Родителей же привлекают индивидуальные занятия. При таком подходе (особенно, если уроки проходят очно) отвлекаться на всякую ерунду не получится – что-нибудь в голове непременно отложится.
– Мой ребёнок ходит на все дополнительные в школе, посещает театральный кружок и занимается несколько раз в неделю с репетиторами. Ничего плохого в этом не вижу. Я даже прошу педагогов задавать дополнительные задания. Чем меньше свободного время в дурацком подростковом возрасте, тем меньше проблем. Репетиторство я рассматриваю не как «скорую помощь», а как, скажем, спортивную секцию, только для ума, – делится своим мнением мама девочки-девятиклассницы Елена.
Герои нашего времени
А как раньше обходились без репетиторов? Неужели сегодня школьную программу освоить своими силами ребёнок не в состоянии?
– Всё возможно! В школах обязательно проводятся дополнительные занятия с неуспевающими, по подготовке к экзаменам. Их посещение не обязательно, а самостоятельную работу никто не отменял. Вот с этим и проблемы. Родители, постоянно находящиеся на работе, организовать выполнение заданий дома не в состоянии, а поэтому им проще «сплавить» ребёнка репетитору. Ну или обвинить школьного учителя в том, что он непонятно объясняет или не уделяет должного внимания, – объясняет учитель математики Ирина Валерьевна.
Ещё одна причина, по которой обойтись без репетитора сегодня проблематично – занятость родителей. Папы, мамы, делая выбор в пользу работы, перестают контролировать успеваемость своих чад. «Просыпаются» они только тогда, когда на горизонте маячит ОГЭ. Понятно, что учитель на уроках русского языка в девятом классе не должен объяснять «проснувшемуся» ученику, что «жи», «ши» нужно писать с буквой «И», а «ча», «ща» с буквой «А». Для этого есть начальная школа.
Отсюда и предложение министру – может, нужно не с репетиторством бороться, а сделать так, чтобы родители, трудясь с 9 до 6 и с двумя выходными, зарабатывали столько, сколько нужно для нормальной жизни? Так, согласно исследованию Русской школы управления, проведённому летом, для 62% россиян подработка стала уже нормой. Без регулярных «шабашек» обеспечить семью становится всё труднее и труднее.
Да и репетиторами учителя становятся вовсе не от хорошей жизни. В школе можно заработать, но при этом времени ни на что другое не останется.
– Работа, еда, сон, работа, а по выходным какие-нибудь «балалайки» [всевозможные внеклассные мероприятия – Прим. автора]. Больше времени ни на что не остаётся. Более того – у меня полно «хвостов», – поясняет учитель истории и обществознания Илья Владимирович.
По этой причине молодые педагоги делают ставку как раз на репетиторство. В школе оставляют себе минимальную нагрузку – 18 часов, а всё остальное время «репетируют». Кто-то же и вовсе после нескольких лет работы в школе решает навсегда связать свою жизнь именно с репетиторством.
– Никаких лишних бумажек! Только занятия с учениками и подготовка к ним. К тому же я все уроки провожу в дистанционном формате, так что могу работать из любой точки планеты. Нужен только Интернет. Например, саратовскую зиму я в этом году решила «переждать» в Краснодарском крае, – объясняет теперь уже репетитор, а в прошлом учитель английского языка Дарья Дмитриевна.
Цена успеха
А вот в СССР репетиторства не было. Но это не мешало советскому образованию оставаться лучшим в мире. Почему же? Начать нужно с того, что учителя полвека назад не были перегружены заполнением отчётов, таблиц и прочей документацией. В наши дни ведение отчётности занимает ого-го сколько времени.
В советские годы учёба и работа были ориентированы на жизнь в коллективе. Отстающего ученика тут же «ловили» и назначали ему наставника из успевающих, чтобы тот его «подтянул». Одноклассники просто не могли позволить, чтобы в их ученической группе находился двоечник. С таким «прицепом» о победе на всевозможных пионерских смотрах и конкурсах можно было даже не мечтать.
Способ очень простой, но эффективный. Сейчас каждый сам за себя. Не успеваешь – ищи репетитора.
– Главное, конечно, хорошо знать свой предмет и постоянно развиваться в нем. Программа сейчас более сложная, чем 20 лет назад. Чтобы решить некоторые задачи, мне самой иногда нужно хорошенько подумать, – объясняет ещё одну причину популярности этого явления репетитор по математике из Воронежа, которая занимается с учениками со всей России.
Утверждать, что репетиторство – это способ отъёма денег, неверно. Это тяжкий труд, который, порой обесценивается. Так, Михаил Орлов всё на том же заседании регионального парламента сообщил о намерении наградить 65 учителей за отличную работу по подготовке учеников к ЕГЭ в 2023 году.
– Данная премия в 50 тысяч рублей будет выдана учителям, чьи ученики смогли получить на экзамене ЕГЭ 100 баллов, – заявил народным избранникам Орлов.
Министр уверен, что такая «доплата» станет дополнительным стимулом для повышения качества образования. Но вот как понять, что высокий балл на ЕГЭ – это заслуга именно школьного педагога? Одиннадцатиклассник, набравший на ЕГЭ 100 баллов, может усиленно заниматься с репетитором, а в школе разве что выполнять минимальные требования. Награду при этом получит всё равно учитель. Несправедливо? Да! И об этом говорят во многих российских регионах.
Товарищ Сталин любил повторять: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай, делаешь – отвечай!». А у нас в этой цепочке где-то, видимо, произошёл сбой… Да и если существует репетиторство, то, значит, оно кому-то нужно. Тем более, с вступлением в силу закона о самозанятых большинство репетиторов стали исправными налогоплательщиками, благодаря которым пополняется бюджет. Или у нас недостатка средств в казне нет?
Общество
02/09/2024 23:31 Общество Зарплаты в Саратове: вроде как выше, но все равно ниже | 19/08/2024 22:58 Общество Ренессанс среднего профобразования. Саратов в тренде? | 08/08/2024 00:03 Общество Хотели в Саратове брутто, а получилось как всегда |
29/07/2024 19:22 Общество Директора смогут передавать подчиненных во временное пользование | 02/07/2024 14:53 Общество Коммунальная безысходность | 05/06/2024 17:32 Общество Такой ЕГЭ нам не нужен |