Ученье свет, а неучёных – тьма? - Саратов Сегодня
18+ 11 Сентября 2024, Среда, 12:51
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Ученье свет, а неучёных – тьма?

07/11/2023 15:50 Саратовские чиновники объявили войну репетиторам

Подошли к концу осенние каникулы. Впереди самая короткая в учебном году вторая четверть. А накануне подведения итогов «первого школьного отрезка» в Саратовской областной думе прошло заседание, в ходе которого зампред правительства – министр образования области Михаил Орлов высказался на тему репетиторства. Он заявил, что данное явление – позор для российской образовательной системы и его нужно как можно скорее искоренить.

Знания – деньги?

Глава ведомства на октябрьском заседании продолжил придерживаться позиции, которую он обозначил в конце августа на форуме «ПРО. Образование 64. Векторы развития».
– Репетиторство практически превращается в параллельную систему обучения. Это короста, которая разъедает, обесценивает нашу профессию, создает иллюзию у ученика и родителей, что знание можно купить за деньги. <…> Нельзя больше закрывать глаза на систему, при которой родители вынуждены платить деньги за освоение обязательной образовательной программы. Фактически это подрывает принцип бесплатного школьного образования, закрепленный в Конституции нашей страны, – подчеркнул два месяца назад Орлов.

Но действительно ли репетиторство – это первое, с чем стоит бороться современной системе образования?
Учитель химии одной из школ Ленинского района Ольга Викторовна не скрывает – да, подрабатывает репетиторством. Делает же она это в свободное от работы время и на своей территории. Кроме того, за годы работы у неё сформировался ещё один принцип – с учениками из школы, в которой преподаёт, не связываться.

– Если кому-то из моих учеников нужна помощь по химии или биологии, то я даю контакты коллеги из другой школы. Также поступает и она. Заниматься дополнительно за деньги со школьниками, для которых ты не только репетитор, но и учитель, считаю неправильным. Ты, чтобы доказать проделанную работу, должен в идеале поставить положительную оценку. Увы, но занятия с репетиторами – это не панацея от неуспеваемости. К сожалению, многие родители этого просто не понимают, – разводит руками собеседница.

Подсели на репетиторов

Самые популярные предметы для репетиторства – математика, русский и английские языки. По первым двум придётся сдавать экзамены в 9-м и 11-м классах, а хорошие знания английского языка многие родители считают несомненным преимуществом во взрослой жизни. Так где же найти репетитора?

В каких-то случаях работает сарафанное радио, но более надёжный способ – посетить специальные сайты (недостатка в таких сейчас нет). На порталах можно выбрать понравившегося репетитора, исходя из данных, указанных в анкете, прикреплённых подтверждающих документов, а также отзывов. «Живут» сайты за счёт комиссии, но берётся она с репетитора – при условии, что о проведении занятий удалось договориться. Её размер составляет, как правило, стоимость трёх-четырёх занятий, которая оплачивается один раз и полном объёме. В среднем, астрономический час стоит 600-800 рублей. То есть, посреднические услуги сайта обойдутся педагогу от 1800 до 3200 рублей. Некоторых репетиторов такая система оплаты не устраивает – слишком дорого за свои услуги сайт берёт. Тогда учителя начинают юлить, пытаясь договориться с клиентом. Мол, вы скажите, если будут звонить, что договориться о занятиях не удалось, а взамен получите два занятия бесплатно.

Кстати, пандемия доказала состоятельность ещё одного способа получения знаний – дистанционные занятия. Как минимум, это экономия времени. Ехать никуда не нужно, да и в квартиру чужие люди не приходят. Правда, удалёнка – далеко не для всех детей. С репетитором «на том конце провода» эффективно занимаются только замотивированные ученики. Все остальные будут лишь просиживать час за монитором, стараясь параллельно либо в игру поиграть, либо видосик посмотреть.

Родителей же привлекают индивидуальные занятия. При таком подходе (особенно, если уроки проходят очно) отвлекаться на всякую ерунду не получится – что-нибудь в голове непременно отложится.

– Мой ребёнок ходит на все дополнительные в школе, посещает театральный кружок и занимается несколько раз в неделю с репетиторами. Ничего плохого в этом не вижу. Я даже прошу педагогов задавать дополнительные задания. Чем меньше свободного время в дурацком подростковом возрасте, тем меньше проблем. Репетиторство я рассматриваю не как «скорую помощь», а как, скажем, спортивную секцию, только для ума, – делится своим мнением мама девочки-девятиклассницы Елена.

Герои нашего времени

А как раньше обходились без репетиторов? Неужели сегодня школьную программу освоить своими силами ребёнок не в состоянии?
– Всё возможно! В школах обязательно проводятся дополнительные занятия с неуспевающими, по подготовке к экзаменам. Их посещение не обязательно, а самостоятельную работу никто не отменял. Вот с этим и проблемы. Родители, постоянно находящиеся на работе, организовать выполнение заданий дома не в состоянии, а поэтому им проще «сплавить» ребёнка репетитору. Ну или обвинить школьного учителя в том, что он непонятно объясняет или не уделяет должного внимания, – объясняет учитель математики Ирина Валерьевна.

Ещё одна причина, по которой обойтись без репетитора сегодня проблематично – занятость родителей. Папы, мамы, делая выбор в пользу работы, перестают контролировать успеваемость своих чад. «Просыпаются» они только тогда, когда на горизонте маячит ОГЭ. Понятно, что учитель на уроках русского языка в девятом классе не должен объяснять «проснувшемуся» ученику, что «жи», «ши» нужно писать с буквой «И», а «ча», «ща» с буквой «А». Для этого есть начальная школа.

Отсюда и предложение министру – может, нужно не с репетиторством бороться, а сделать так, чтобы родители, трудясь с 9 до 6 и с двумя выходными, зарабатывали столько, сколько нужно для нормальной жизни? Так, согласно исследованию Русской школы управления, проведённому летом, для 62% россиян подработка стала уже нормой. Без регулярных «шабашек» обеспечить семью становится всё труднее и труднее.

Да и репетиторами учителя становятся вовсе не от хорошей жизни. В школе можно заработать, но при этом времени ни на что другое не останется.
– Работа, еда, сон, работа, а по выходным какие-нибудь «балалайки» [всевозможные внеклассные мероприятия – Прим. автора]. Больше времени ни на что не остаётся. Более того – у меня полно «хвостов», – поясняет учитель истории и обществознания Илья Владимирович.
По этой причине молодые педагоги делают ставку как раз на репетиторство. В школе оставляют себе минимальную нагрузку – 18 часов, а всё остальное время «репетируют». Кто-то же и вовсе после нескольких лет работы в школе решает навсегда связать свою жизнь именно с репетиторством.

– Никаких лишних бумажек! Только занятия с учениками и подготовка к ним. К тому же я все уроки провожу в дистанционном формате, так что могу работать из любой точки планеты. Нужен только Интернет. Например, саратовскую зиму я в этом году решила «переждать» в Краснодарском крае, – объясняет теперь уже репетитор, а в прошлом учитель английского языка Дарья Дмитриевна.

Цена успеха

А вот в СССР репетиторства не было. Но это не мешало советскому образованию оставаться лучшим в мире. Почему же? Начать нужно с того, что учителя полвека назад не были перегружены заполнением отчётов, таблиц и прочей документацией. В наши дни ведение отчётности занимает ого-го сколько времени.

В советские годы учёба и работа были ориентированы на жизнь в коллективе. Отстающего ученика тут же «ловили» и назначали ему наставника из успевающих, чтобы тот его «подтянул». Одноклассники просто не могли позволить, чтобы в их ученической группе находился двоечник. С таким «прицепом» о победе на всевозможных пионерских смотрах и конкурсах можно было даже не мечтать.
Способ очень простой, но эффективный. Сейчас каждый сам за себя. Не успеваешь – ищи репетитора.

– Главное, конечно, хорошо знать свой предмет и постоянно развиваться в нем. Программа сейчас более сложная, чем 20 лет назад. Чтобы решить некоторые задачи, мне самой иногда нужно хорошенько подумать, – объясняет ещё одну причину популярности этого явления репетитор по математике из Воронежа, которая занимается с учениками со всей России.

Утверждать, что репетиторство – это способ отъёма денег, неверно. Это тяжкий труд, который, порой обесценивается. Так, Михаил Орлов всё на том же заседании регионального парламента сообщил о намерении наградить 65 учителей за отличную работу по подготовке учеников к ЕГЭ в 2023 году.

– Данная премия в 50 тысяч рублей будет выдана учителям, чьи ученики смогли получить на экзамене ЕГЭ 100 баллов, – заявил народным избранникам Орлов.

Министр уверен, что такая «доплата» станет дополнительным стимулом для повышения качества образования. Но вот как понять, что высокий балл на ЕГЭ – это заслуга именно школьного педагога? Одиннадцатиклассник, набравший на ЕГЭ 100 баллов, может усиленно заниматься с репетитором, а в школе разве что выполнять минимальные требования. Награду при этом получит всё равно учитель. Несправедливо? Да! И об этом говорят во многих российских регионах.

Товарищ Сталин любил повторять: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай, делаешь – отвечай!». А у нас в этой цепочке где-то, видимо, произошёл сбой… Да и если существует репетиторство, то, значит, оно кому-то нужно. Тем более, с вступлением в силу закона о самозанятых большинство репетиторов стали исправными налогоплательщиками, благодаря которым пополняется бюджет. Или у нас недостатка средств в казне нет?
версия для печати
Автор фотографий: Кристина Иванова
Автор: Кристина Иванова

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Запись о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович