Новый антикоррупционный закон может привести к инфляции мелкого взяточничества - Саратов Сегодня
18+ 23 Апреля 2025, Среда, 12:47
Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство»
(М.Е.Салтыков-Щедрин)
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Новый антикоррупционный закон может привести к инфляции мелкого взяточничества

03/08/2023 10:06 В конце лета, когда в информационном поле затишье, а депутаты Госдумы уходят на каникулы, некоторые неутомимые парламентарии продолжают упражняться в законотворчестве. Несмотря на то, что за прошлый год Госдума приняла рекордные 500 законов. И на этом откровенно хайпуют, пользуясь неоправданно высоким вниманием медиа. Так вышло и с закинициативой об ужесточении уголовной ответственности за мелкие взятки. Впрочем, этот период может использоваться и для того, чтобы внести не только скандальные, но и непопулярные закинициативы.

Одним из таких законопроектов стала инициатива ужесточить наказание за так называемую «низовую коррупцию». Ее авторы предлагают, чтобы за получение взятки до 10 тыс. рублей предусматривалось от 3 до 4 лет лишения свободы, а также конфискация имущества. Такая же ответственность предлагается за коммерческий подкуп, в размере, не превышающем указанную сумму.

- Это важно, поскольку именно из таких небольших, на первый взгляд, поборов и состоит низовая коррупция - явление не менее опасное, чем взятки в крупном размере, - прокомментировал председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.

По действующему законодательству за совершение мелкого взяточничества предусмотрены различные виды наказания, а именно штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет. Максимальное наказание – это лишение свободы на срок до одного года. Такая мера как конфискация имущества не предусмотрена. Ее введение, уверены инициаторы, позволит компенсировать ущерб потерпевшим.

Кроме того, применительно к мелкому взяточничеству появляются новые квалифицирующие признаки, такие как "вымогательство", "совершение преступления группой лиц по предварительному сговору" и "заведомая незаконность действия (бездействия)".

Всем понятно, что коррупция – это преступление, что брать и вымогать взятки считается одним из самых тяжелых антиобщественных поступков. И поэтому наказывать за взятки надо и наказание должно быть неотвратимым. Так почему же этот законопроект так неоднозначно был оценен в журналистской и экспертной среде, а, главное, с недоброй ухмылкой воспринят простыми обывателями?!

Скорее всего, дело в том, что эту законодательную инициативу воспринимают как очередной этап в углублении пропасти между бедными и богатыми, между властью и народом. Сколько таких примеров, когда дельцы в погонах и без проворачивают уже не многомиллионные, а миллиардные аферы, строят различные схематозы по освоению бюджетных денег в обход закона о госзакупках, либо используя лазейки в нем, уводят в частные руки за бесценок дорогостоящее и ликвидное госимущество – земли, здания, предприятия и т.д.

Уже никого не шокируют забитые деньгами квартиры, отделанные золотом особняки, люксовые автомобили и яхты во владении ближайших родственников государственных мужей. И когда раскручивается уголовное дело о коррупции, чаще всего они лишаются должностей и занимаются бизнесом или просто живут в свое удовольствие в России или за рубежом. А уголовные дела прекращаются по истечении срока давности, разваливаются в судах. Приговоры если и выносятся, то подчас на удивление мягкие. А если кого-то посадят на длительный срок, то общественное мнение почти единогласно выносит свой вердикт: «не договорились».

И вот на фоне всего этого множатся случаи, когда к огромным штрафам или даже лишению свободы приговариваются врачи, оформившие за мзду больничный лист, преподаватели, поставившие за мелкую взятку зачет, «гаишник», который за «штраф на месте» отпускает без составления протокола водителя и т.д. Все в том же общественном мнении на подобных случаях правоохранители делают себе статистику по коррупционным делам.

На память приходит знаменитая фраза авторитета Антибиотика из сериала «Бандитский Петербург»:
- В наше время, Серёжа, можно украсть велосипед и всё здоровье отдать в тюрьме, а можно воровать вагонами и всегда оставаться на плаву. В России красть составы гораздо безопаснее, чем велосипеды, это я тебе конкретно говорю.

Впрочем, в Госдуме считают несколько иначе.

- Кроме огромной общественной опасности, которую несет в себе такая коррупция, создавая у нечистых на руку чиновников иллюзию вседозволенности и открывая тем самым путь к многомиллиардным взяткам, зачастую такие преступления приобретают характер криминального бизнеса, - заявил все тот же Пискарев.

Логика законодателя такова, что если обуздать мелкое взяточничество, то и крупной коррупции станет меньше. Сомнительная логика. Впрочем, Пискарев поясняет, что отдельные лица, нередко объединенные в организованную группу, методом регулярных поборов набирают суммы, сопоставимые с крупными взятками. И опять логика хромает. В данном случае, каких достаточно на примерах организации поборов в системе ГИБДД, миграционной службы и т.д. речь идет об организованной преступной группе. Если посадить одного рядового его члена, то ему на место придет другой, который примет правила этой ОПГ или же его заставят их принять. Пресечь коррупционную ОПГ можно только если определить на нары ее организаторов.

По словам Пискарева, правоприменительная практика с 2016 года показывает рост таких преступлений. И это понятно, т.к. посадить министра или родственника губернатора сложнее, чем врача или преподавателя. Но опять же следом он противоречит себе утверждением, что доля мелких взяток составила в 2021 г. всего шестую часть всех коррупционных преступлений.

Авторы законопроекта приводят статистику судебного департамента Верховного суда РФ, согласно которой уровень мелкого взяточничества с момента введения в УК соответствующей статьи в течение нескольких лет незначительно снижался. В 2019 г. зарегистрировано 5408 случаев взяток в размере менее 10 000 руб., в 2020 г. – 5274 преступления. А в 2021 г. произошел их рост до 7031, что и стало еще одним поводом для ужесточения наказания. Однако в целом доля таких преступлений составила лишь 17% от всех преступлений коррупционной направленности. Соответственно и коррупционный ущерб от них – максимум 70 млн руб в том же 2021 году, что является статистически ничтожной величиной в общем объеме такого рода преступлений.

Как это ни парадоксально, но «ядерный электорат» намного терпимее относится к «бытовой» коррупции, которая нередко становится следствием несовершенства законов или низкой эффективности власти. Увы, но мелкая взятка у нас давно стала деловым обычаем. Есть же расхожие фразы вроде «не подмажешь – не поедешь» и «это не проблема, это непредвиденные расходы». Многие не задумываются над тем, что накрытый соискателем стол во время защиты диссертации, коробка конфет врачу или принесшей пенсию почтальонше, небольшой конверт анестезиологу или просто медсестре или нянечке за внимательный уход и подаренный чиновнику по случаю дня рождения или Нового года дорогой коньяк – все это запросто может стать основанием, чтобы отправиться на три-четыре года за решетку.

Как это ни парадоксально, но «ядерный электорат» намного терпимее относится к «бытовой» коррупции, которая нередко становится следствием несовершенства законов или низкой эффективности власти. Увы, но мелкая взятка у нас давно стала деловым обычаем. Есть же расхожие фразы вроде «не подмажешь – не поедешь» и «это не проблема, это непредвиденные расходы». Многие не задумываются над тем, что накрытый соискателем стол во время защиты диссертации, коробка конфет врачу или принесшей пенсию почтальонше, небольшой конверт анестезиологу или просто медсестре или нянечке за внимательный уход – все это запросто может стать основанием, чтобы отправиться на три-четыре года за решетку.

С другой стороны, вымогательство мелкой взятки – это то, с чем очень часто люди сталкиваются непосредственно. Одно дело многомиллионные откаты, другое – несколько тысяч из своего отощавшего на инфляции кармана. Люди в целом против коррупции, у них высок запрос на справедливые суды, законность действий правоохранительных органов и чиновников. Поэтому в общественном запросе нет максимы тотального искоренения корррупции. Все понимают, что это невозможно, но при этом ожидают, чтобы ее уровень снижался. Но, как видно из приведенных выше данных, принятие этого закона ожидания не оправдает и, более того, усилит чувство социальной несправедливости.

По данным соцопросов и общей реакции разнородных по политической окраске СМИ новый законопроект, имея ничтожные практические результаты, уже вызвал крайне негативные оценки, которые могут быть транслированы на восприятие всех ветвей власти. А ведь уже с самых политических верхов власти страны были сигналы к тому, чтобы в ближайшее время избегать принятия непопулярных решений, если на то нет острой необходимости.

Тем не менее, к рассмотрению законопроекта приступят в осеннюю сессию и велика вероятность, что его примут. Иначе депутаты будут выглядеть как противники проводимой в стране антикоррупционной политики. Несмотря на то, что желание «замкнуть» снизу масштабную программу борьбы с коррупцией и попиариться на этом рассогласовывается с необходимостью поддерживать социальную стабильность в условиях СВО, массового снижения уровня жизни и в канун больших электоральных циклов.

Ну и главный вопрос: поможет ли ужесточение наказания снижению и без того невысокого уровня мелкого взяточничества? На этот вопрос эксперты отвечают, что снижения не произойдет. А вот суммы увеличатся из-за возросших рисков. И нам кажется, что они правы. Воистину, Россия – страна парадоксов.
версия для печати

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Запись о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович