«Народный автомобиль»: политика и никакой экономики - Саратов Сегодня
18+ 17 Апреля 2024, Среда, 19:32
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

«Народный автомобиль»: политика и никакой экономики

03/05/2023 01:36 Считается, что признаком экономически развитой державы является наличие в нем развитого автопрома. Наверное, это придумали американцы, чтобы подчеркнуть свою особость. Но не вышло, поскольку в мире существует несколько десятков автомобильных концернов, имеющих самую разную страновую принадлежность. И на это никак не повлияло то обстоятельство, что некоторые «национальные» автомобильные марки принадлежат другим странам. Глобализация она такая.

Согласно другому расхожему мнению, в экономически развитой стране, где доходы населения достаточно велики, чтобы сформировался устойчивый и многочисленный средний класс, должен быть свой «народный автомобиль». В США таким стал еще сто лет назад «Форд». Автомобилей этой марки уже тогда выпускали так много, что они были почти в каждой семье. Их даже можно было купить по почте с доставкой на дом. Америка и сейчас остается самой «автомобильной» страной.

В нашей стране о народном автомобиле задумались в конце 60-ых. «Москвичи», «Победы» и «Волги» стоили дорого, выпускались мало, шли в основном на нужды предприятий и организаций. Для состоятельных совграждан обладание легковым автомобилем было показателем успеха и богатства. Так что народными они никак не были. В самый разгар «Холодной войны» и кампании «Догнать и перегнать Америку» советское руководство мерялось со своим геополитическим противником не только количеством ядерных боеголовок, объемами выплавки чугуна и стали, но и уровнем благосостояния населения. Надо же было показать всем, что развитый социализм в СССР ничуть не хуже «общества благосостояния» на Западе. Одним из мерил как раз и являлся «народный автомобиль».

Им стал запущенный в 1970 году завод АВТОВАЗ. Как известно, СССР купил для него производственную линию ФИАТ и лицензии на право выпуска линейки моделей этого итальянского завода. Дальше тольяттинский автогигант рос и развивался самостоятельно. Практически сразу было налажено производство всех запчастей для «Жигулей» на советских заводах, что означало полное импортозамещение и 100-ную локализацию производства. И уже спустя 7 лет в 1977 году на заводе появилась своя новая модель, которой стала «Нива». Несмотря на то, что продукция АВТОВАЗа явно была завышена для советского покупателя, машины покупали, стояли на них годами в очередях и годами же копили на эту покупку жизни деньги, отказывая себе во всем.

Ни в какое сравнение тот проект не идет с нынешней реанимацией «Москвича» с его крупноузловой сборкой поставляемых из Поднебесной в разобранном состоянии китайских автомобилей. Да и цена на этот автомобиль в районе двух миллионов рублей кажется российскому потребителю явно завышенной. Особенно с учетом того обстоятельства, что этот автомобиль – китайский.

Автомобили и раньше были для рядового обывателя дороговаты, но, тем не менее, их покупали, накапливая деньги или беря автокредиты. Кто мог себе позволить – брали хорошие иномарки, все остальные довольствовались отечественным автопромом, который сильно теснили в одном ценовом сегменте недорогие иномарки, разместившие свои сборочные производства в России.

Все резко изменилось год назад, когда после начала СВО многие автоконцерны ушли из России, а те, что остались, резко задрали цены. И теперь продукция что российского, что китайского автопрома - снова стала из разряда предметов роскоши, а не средства передвижения. Продажи российских автомобилей упали в разы. От этого падения их не спасло даже упрощение, когда с машин стали убирать ставшие уже привычными опции. Покупать за немалые деньги автомобиль, подвергшийся регрессу лет на 10 как минимум, никто не спешит.
На этом угнетающем фоне на политическую авансцену вылез лидер «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов со своим предложением создать проект «Народный автомобиль». По его мнению, для этого необходимо запустить отдельный нацпроект, а стоимость автомобиля установить не свыше 500 тысяч рублей.

На его инициативу отреагировали в основном политические эксперты. Что, в общем-то и понятно: заявление от политика носит явно политический характер и потому получило такие же политические оценки. Эксперты в области экономики тут никак практически не обозначились, что только подтверждает опасения насчет того, что в нынешнем российском автопроме пока что все плохо.
На АВТОВАЗе комментировать инициативу Миронова отказались. В Национальном автмобильном союзе идею вовсе назвали утопией.

«Народный автомобиль» назвали также "пряником" от властей, который будет долго маячить перед малобюджетными согражданами, но который в итоге они не получат. В высказывания экспертов неоднократно подчеркивалось, что в основе заявления лежит ставший привычным для СРЗП популизм либо это не что иное, как способ отвлечения внимания и «забивание эфира». И добавляли: не исключено, что для продолжения эффекта будут в дальнейшем инициировать народные заправки, мойки, парковки, СТО, страховки и прочее, что нужно к автомобилю. Были и такие мнения, в которых политику прямо пеняли на то, что он не понимает, что народ уже устал от постоянных бесплодных инициатив.

Кто-то попытался инициативу Миронова все же отработать на практике, вспомнив, что в Китае есть модели, которые стоят по 350-400 тысяч рублей. И если ввозить детали большим оптом с минимальными пошлинами, а потом собирать в России, то цены в 500 тысяч можно добиться. Однако, пойдет ли Китай на такие условия, как это отразиться на российских автозаводах и будут ли россияне покупать это китайское народное авто с переклееным шильдиком – вопросы не из легких. Сделать все максимально доступным и качественно работающим в дешевом автомобиле – задача архисложная и требующая немалых инвестиций и времени.

Проекты «народного автомобиля» неоднократно разрабатывались в разных странах, и редко где это удавалось реализовать в долгосрочной перспективе. В СССР в итоге не получилось. В ельцинской России и вовсе превратилась в финансовую аферу Березовского. А после Ельцина и до недавнего времени и без всякого «народного» Россия притягивала к себе самых разных автопроизводителей. В этой конкурентной среде шевелился выживший в 90-ые отечественный автопром , а машины были на любой вкус и кошелек.

Сейчас приходится констатировать, что автомобиль в России превращается из средства передвижения в роскошь, как было в прежние советские времена. Сейчас на улицах еще полно автомобилей, но если уровень жизни населения будет и дальше реально снижаться, то число машин начнет постепенно сокращаться.

На этом фоне предложение Сергея Миронова о создании дешевого «народного автомобиля» за счет господдержки только подчеркивает безвыходность сложившейся ситуации, в которой бизнес не торопится вкладываться в автомобилестроение, а у государства явно имеются расходы поважней бюджетных автомобилей. Стоить напомнить, что ранее действовавшие госпрограммы по поддержке отечественного автопрома вроде утилизации и дешевых автокредитов – уже не работают. В этой ситуации логичнее выглядит вариант с ростом доходов населения до такого уровня, чтобы оно снова начало активно покупать новые машины. Но в нынешних экономических обстоятельствах это еще более фантастичный вариант, нежели нацпроект «народный автомобиль». Однако времена всегда меняются и у нас всегда остается надежда на лучшее.
версия для печати

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович