Хотели по-московски, получается по-саратовски - Саратов Сегодня
18+ 20 Апреля 2024, Суббота, 15:15
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Хотели по-московски, получается по-саратовски

20/09/2022 13:04 В Саратовской области снова тренируют на выносливость льготников. Еще в прошлом году зашла речь о том, чтобы по примеру столичных льготников выдать саратовским льготникам пластиковые карты для проезда в общественном транспорте.

О том, что новые проездные заработают с октября, чиновники заявили в середине лета. Но потом, как это нередко бывает, что-то пошло не так. И нововведение анонсировали уже с 1 ноября. Летом было объявлено о том, что на получение карт можно подавать заявки начиная с июля. В сентябре заявки на транспортные карты стали подавать массово и в результате образовались очереди, на которые пошли многочисленные жалобы.

Путь к этому благу цивилизации оказался долог и тернист. Напомним, что в настоящее время для льготников (ветераны труда, участники боевых действий, инвалиды, дети из многодетных семей, дети-сироты, обучающиеся и другие, всего 25 категорий) все еще действует единый бумажный социальный проездной билет с отрывными талончиками в расчете на 50 поездок в месяц.

В 2019 году оплачивать проезд в общественном транспорте стало возможным по обычным дебетовым банковским картам сначала на электротранспорте, а затем и на частных автобусах. Для популяризации безналичной формы оплаты стоимость проезда сделали чуть дешевле, если платишь картой. Частники, привыкшие по понятным причинам к налу, встретили нововведение неодобрительно.
Льготные проездные позднее стали действовать также и на автобусных маршрутах, однако, не на всех, а только на тех, где перевозчики заключили соответствующий контракт. По нему транспортные компании получают компенсацию за перевозку льготников. При этом пассажиры-льготники иногда сталкиваются с нежеланием водителей принимать к оплате проездные талон. Чаще всего это происходит на маршрутах, где перевозку осуществляют микроавтобусы.

Весной 2020 года власти анонсировали совместный проект СГЭТ и Сбербанка по введению единых транспортных карт с громким названием «Поехали». Транспортные карты можно приобрести в расчете на определенное количество поездок или на срок один, двадцать и тридцать дней. Они не являются льготными, действительны только в саратовском электротранспорте, но уже стали удобны и экономичны для тех, кто много и регулярно пользуется трамваями и троллейбусами. Проблема только в том, что валидаторов для самостоятельной оплаты не предусмотрено и применяемое оборудование, случается, сбоит, списывая с банковской карты больше стоимости проезда. Неудобство для саратовцев состоит и в том, что купить проездные и транспортные карты возможно только в четырех точках.

И вот спустя два года появились транспортные карты для льготников, действующие на всех видах городского общественного транспорта. В целях идентификации на транспортной карте по желанию гражданина будет размещена фотография, что позволит в дальнейшем не носить с собой постоянно подтверждающие документы. Карту выдают гражданам на 10 лет, но пользоваться ей можно только пока действует льготный документ. Реализация этого проекта отдана некоему. Транспортные карты оформляют через пункты ООО «ПлатежЦентр», в основном в Саратове. Таковых чуть более 30. Из-за наплыва льготников число пунктов увеличивают, они открылись в Балаково, Балашове и Ртищево. Сейчас, по заявлениям минсоцразвития, карты получили порядка 40 тысяч льготников. Остается непонятным, почему для этого не задействовали возможности МФЦ. Вероятно, с цифровизацией на Саратовщине не все благополучно.

Есть и другие проблемы. По нынешним льготным проездным бесплатно проехать можно не на всех автобусных маршрутах. Кроме того, там, где они действуют, перевозчик может самостоятельно определять количество автобусов на маршруте, в которых можно производить оплату таким способом. Окончательного списка перевозчиков, пожелавших работать с льготной категорией пассажиров на основе новых транспортных карт, пока нет. И этот перечень, возможно, изменится. Отчасти это связано с тем, что перевозчику необходимо будет закупать дополнительные валидаторы. Как уверяют наши коллеги из «Бизнес-вектора», пассажиру-льготнику придется запомнить, что прикладывать карту к валидатору необходимо дважды — на входе и на выходе. Иначе поездка не зачтется. Кроме того, бюджет компенсирует перевозчику всего 11 рублей за каждую поездку льготника при стоимости проезда в 28-30 рублей. Так что вымогательство платы деньгами и конфликты с отказами водителей автобусов возить льготников будут неизбежны. В этой связи особенную обеспокоенность вызывают автобусные маршруты в 80 населенных пунктов некогда сельского Саратовского, а ныне городского Гагаринского района.

В Саратове общественный транспорт вообще устроен своеобразно. Частники зарабатывают деньги на городских дорогах, иногда не имея нормальных контрактов с местной властью, получили право самостоятельно устанавливать тарифы на проезд и решать, кого и на каких условиях они будут перевозить. Обслуживать льготников с их транспортными картами они не обязаны. Перевод сферы общественного транспорта под непосредственное управление областным минтрансом было отложено и оставлено в ведении мэрии.

Несмотря на все сложности, в областном правительстве строят планы по введению в будущем «Социальной карты жителя», которую запустят на базе платежной системы «Мир». Соответствующее соглашение было подписано на Петербургском форуме в этом году тогда еще врио губернатора Романом Бусаргиным и генеральным директором «Национальной системы платежных карт» Владимиром Комлевым. С помощью социальной карты льготники смогут получать целый ряд услуг и сервисов, в том числе пользоваться ею при проезде в общественном транспорте.
версия для печати

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович