Похороны через «Госуслуги» дешевле не станут - Саратов Сегодня
18+ 29 Марта 2024, Пятница, 16:01
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Похороны через «Госуслуги» дешевле не станут

10/02/2022 23:10 В стране грядет новая реформа. На этот раз похоронного дела. Видать, назрела, учитывая страшные цифры о миллионе умерших сограждан в прошлом году.

Учитывая, что сфера ритуальных услуг по теневым оборотам находится в топе наряду с таким бизнесом как наркоторговля, незаконный оборот оружия и проституция. Громко декламируется, что пора заменить старый закон от 1996 года, сделать этот бизнес прозрачным и поставить заслон мошенникам. Между тем, кроме громких заявлений от авторов документа нет никакой конкретики. Сам текст тоже пока на сайте Госдумы не найти. О нем стали говорить прежде, чем прошел регистрацию в качестве законопроекта. Тем не менее, собранная по крупицам информация из комментариев федеральным изданиям все же позволяет сделать некоторые выводы. Возможно, ошибочные. Но судить об этом будем, когда законопроект начнут обсуждать в думе.

Отсутствие конкретики заставляет вспомнить две проверенные веками народные мудрости: одна – гладко было на бумаге, да забыли про овраги, другая - закон что дышло, куда повернул – туда и вышло. Рынок ритуальных услуг у нас традиционно настолько криминализирован и коррумпирован, что говорить о том, что с принятием закона все изменится – было бы наивным. И если с криминализацией худо-бедно борются, то в борьбе с коррупцией успехи намного скромнее, хотя они, безусловно, есть. Авторы закона намерены поставить заслон ограничениям доступа агентств на кладбища. Но принцип «чужие здесь не ходят» и сейчас чистой воды коррупция. Как бы лицензирование и реестры не привели к еще большей монополизации в этой сфере МУПами или картельным сговорам. Чиновники и депутаты так увлеченно говорят о суперприбылях в этом бизнесе, что закрадывается предположение, что власть хочет обложить его сборами и для этого поставить под контроль через лицензирование и сделать более прозрачным.

Необходимость нового закона и введения реестра похоронщиков объясняется также стремлением поставить заслон мошенникам и недобросовестным ритуальщикам. Давайте отделять в этом вопросе мух от котлет. Первое – кладбищами у нас ведают МУПы, они и распоряжаются участками, выдают разрешения на подхоронения и т.п. Как раз тут и крутится основной черный нал. Далее – морги: чтобы там подготовили усопшего к достойным похоронам тоже нужно раскошелиться через кассу и налом и это тоже немаленькие деньги.
Что касается похоронных агентств, то их много, есть разные, как и в любом бизнесе. Все они оказывают ритуальные услуги – гроб, венки, транспорт, поминки и т.д. Заказывать эти услуги или нет, в каком объеме заказывать – зависит от финансовых возможностей. Можно же вообще за счет государства похоронить в дощатом гробу на окраине кладбища с одной табличкой.

У похоронных агентств высокая конкуренция друг с другом и с МУПами, которые тоже оказывают ритуальные услуги. Идет реальная борьба за клиента. Авторы законопроекта говорят о мошенниках, которые разводят на деньги убитых горем родственников. Надо сказать, что о подобном слышать не приходилось. Зато о поборах в моргах и на кладбищах – сколько угодно. Но их новый закон мало касается – упор делается на похоронные агентства.

Как и в отношении любого другого малого и среднего бизнеса, похоронный испытывает предостаточный контроль со стороны фискальных и надзорных органов власти. Любое приличное агентство обязательно оформит договор, предложит ассортимент услуг и проведет платежи через кассу и расчетный счет. В работе похоронных агентств нет ничего такого, что бы обусловило проведение лицензирование их деятельности. Они всего лишь продают определенные товары и оказывают услуги населению. Тем не менее, их все хотят лицензировать, внести в специальный реестр и даже ввести в систему Госуслуг.

Последнее выглядит несколько нонсенсом: фактически речь идет об использовании этого портала с хранящимися в нем персональными данным частными фирмами. Пока сложно представить, как эти ИП и ООО разместят свои прайсы на Госуслугах и люди через него будут заказывать ритуальные услуги. У нас далеко не все госучреждения подключены в систему, а тут хотят внедрить частников-ритуальщиков. Есть и другой нюанс: поскольку все госуслуги у нас проходят через МФЦ и это увеличивает сроки, то как быть с тем, что похороны, как правило, проходят на третий день после смерти? А что будет, если человек умер в выходные и в понедельник должен быть по традиции погребен, а тут запрос только поступит в обработку?!

В вину похоронным агентствам чаще всего ставят нечистоплотные приемы борьбы за клиентуру. Пресловутые сливы информации об умерших медиками и полицией легко прекратить, выявляя и наказывая тех, кто делится информацией за деньги. другое дело, что порой ниточки эти тянутся к руководству. Но есть и другой способ – принципиально не пользоваться услугами тех агенств, которые покупают информацию и приезжают раньше участкового и труповозки. Тогда они попросту будут терять деньги, которые заплатили за информацию врачам или полицейским.

Таким образом, возникает резонный вопрос – а не приведет ли декларируемое упорядочение деятельности агентств и их лицензирование по аналогии с управляющими компаниями в сфере ЖКХ к банальному обретению нового источника пополнения казны? Так ли нуждается похоронный бизнес в том, чтобы его внести в специальные реестры. Ведь не создают же специальные реестры и не лицензируют ателье, СТО, хозяйственные магазины и т.д. Нет ничего такого в деятельности похоронных агентств, из-за чего потребовалось бы вводить для них дополнительный надзор и контроль, чем, по сути, и является реестр и лицензирование. Это же не оказание медицинских услуг, например. У реестра есть один плюс – можно проверить интересующую ритуальную фирму, чтобы не нарваться на мошенников.

Часто в вину ритуальщикам ставят то, что они берут плату за бесплатно оказываемые ритуальные услуги, гарантируемые государством. Но, во-первых, таких услуг минимум и стоят они всего около 6500 тысяч. Если люди хотят устроить приличные похороны, то как раз и обращаются в агентства, где им предлагают дорогие гробы, венки, катафалки и прочее. И вообще борьба с недобросовестными ритуальщиками - дело властей, в т.ч. путем разъяснительной работы, которой нет. Власть не информирует население, какие ритуальные услуги бесплатны, какие нет. Давно пора создать портал, где будет вся информация.

Надо ли сомневаться, что получение лицензии со всеми сопутствующими расходами ляжет, в конечном счете, на клиента, будучи заложен в цене. Это к вопросу о том, чего будет стоить закон простым гражданам. Непонятно, как авторы закона собираются бороться с высокими ценами на ритуальные услуги – это же рыночная среда. Будут вводить госрегулирование ритуальных услуг как с коммунальными тарифами, субсидировать похоронные агентства? Едва ли. Как отмечали, тут наоборот, предполагается, скорее всего, извлечь доход в пользу государства. Полагаем, что все разговоры о борьбе с дороговизной ритуальных услуг в исполнении авторов и выгодоприобретателей нового законопроекта – чистой воды лукавство.

Заявлено и о неких единых стандартах – какие могут быть стандарты в таком деле, если людей хоронят по разным обычаям и доходам. А минимальный перечень госуслуг по погребению в исполнении МУПа на сумму 6500 есть и сейчас, гарантирован всем. В законе хотят прописать государственно-частное партнерство. Оно имеет смысл для создания крематориев и колумбариев, а также кладбищ для состоятельных граждан. Все это сейчас востребовано.

Наконец, в законопроекте хотят предусмотреть инвентаризацию кладбищ. А вот это очень важный и нужный вопрос. Только не обязательно для этого принимать закон. У нас настолько увлеклись зарабатыванием на ритуальных услугах денег, что начисто забыли про инвентаризацию. Но лучше поздно, чем никогда. Есть немало случаев, когда на городском кладбище вообще не велся никакой учет мест захоронений, не было паспортов захоронения. Если могилу по каким-либо причинам долго не посещали и ее разграбили, то найти ее уже невозможно. На большинстве сельских кладбищах учета и подавно нет. По закону бесхозные, безымянные и заброшенные могилы спустя определённое количество лет могут использоваться для новых захоронений, т.к. кладбища продолжают расти, и это особо актуально для практически закрытых для захоронений старых городских кладбищ, где места стоят очень дорого. Вот только работа по инвентаризации кладбищ требует много времени и особенно бюджетных денег, а потому не останется ли она на бумаге?
версия для печати

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович