20/01/2022 10:21 В начале января в ходе своей рабочей поездки по региону спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил об открытии в Саратовской области 180 государственных аптек в течение года.
- Все нарекания из-за того, что кто-то свой карман стал наполнять, думая о нем больше, чем о людях. Надо было давно восстанавливать государственную сеть аптек. И сейчас то, что в рамках области будет сделано, - это исправление ошибки. Но только прошлое не вернешь. И деньги людям никто не вернет. Порядок надо наводить. Лучше поздно, чем никогда, - заявил Володин. - По всей области должны быть муниципальные, областные аптеки. В Москве и Санкт-Петербурге это есть. Почему нет у нас? Вот сейчас Костин начинает всë это создавать заново, с нуля практически. 180 аптек будет открыто. Это правильный путь. Тогда можно брать под контроль стоимость. Можно брать под контроль ассортимент. Ну и, конечно, ответственность. Есть с кого спросить.
Безусловно, он прав. Государственные сети аптек не первый год действуют не только в двух российских столицах, но и целом ряде других регионов – Подмосковье, Удмуртии, Башкирии, Нижегородской, Омской, Тюменской областях, Хабаровском крае и т.д. В общем, опыт имеется и им можно было воспользоваться. Но у нас никто из представителей региональной власти этого не предложил. Даже после образовавшегося с началом ковидной пандемии ажиотажа и спекулятивное накручивание цен. Остается только догадываться, по каким причинам и в чьих интересах никто не захотел создавать сеть госаптек в Саратовской области. Пока Володин сам это не предложил. А теперь же все закрутилось-завертелось, первые аптеки планируют открыть уже к концу января, аккурат к новой волне пандемии из-за нового штамма коронавируса «Омикрон». Будем надеяться, что с созданием сети госаптек у исполнителей выйдет не по-черномырдински, когда хотели как лучше, а получилось как всегда.
Идее создания в Саратовской области сети госаптек предшествовало открытие в ноябре 2020 года первой такой аптеки в Саратове на углу улиц Слонова и Железнодорожной. После первоначального кратковременного ажиотажа интерес к ней пропал. В СМИ писали о том, что ценами она от частных не отличается и ассортимент попроще. Тем не менее спустя месяц в Увеке появилась вторая госаптека.
Тогда министр здравоохранения области Олег Костин подчеркивал, что неправильно говорить о том, что аптека на Железнодорожной - первая государственная. Есть и другие подобные, но они функционируют при поликлиниках и практически не занимаются прямыми продажами лекарств населению, т.к. были созданы для того, чтобы выдавать льготные лекарственные средства. Кроме того, чуть больше года ранее этой открыли госаптеку в селе Вязовка Татищевского района.
У создания сети госаптек есть не только свои плюсы, но и «подводные камни», о которых не преминули напомнить опасающиеся конкуренции частные фармацевтические торговые сети. Если обратиться к сетям госаптек других регионов, они декларируют среди своих задач следующие:
• реализация льготных программ: льготное обеспечение из федерального и регионального бюджета, лекарственное обеспечение дорогостоящими препаратами по федеральным программам;
• обеспечение населения лекарственными препаратами по родовым сертификатам;
• услуги по обеспечению полноценным питанием беременных и кормящих матерей, детей в возрасте до трёх лет по медицинским показаниям;
• обеспечение пациентов наркотическими средствами и психотропными веществами;
• изготовление экстемпоральных лекарственных форм (производственные аптеки) для нужд лечебно-профилактических учреждений и населения области по индивидуальным рецептам врача;
• содержание планово-убыточных аптек, расположенных в сельской местности, в том числе обеспечение сельского населения через аптечные пункты;
• продажа препаратов для лечения и профилактики по сниженным ценам в целях снижения смертности и заболеваемости, увеличения продолжительности жизни;
• обеспечение отдельных категорий населения дополнительными преференциями при покупке лекарств.
Надо заметить, что многие из этих задач выполняются и сейчас посредством расположенных в поликлиниках и больницах аптек, а также негосударственных аптечных сетей. Прежде всего, речь идет о выдаче льготных и продаже строго рецептурных препаратов. Однако создание целостной сети госаптек по всему региону позволит решать эти задачи и лучше, и полнее.
Первыми очевидными плюсами сети госаптек называется гарантированное наличие обязательного перечня лекарств и противодействие спекуляции с ценами на них, как это было особенно в 2020 году как только первая волна ковида накрыла страну и в десятки раз подорожали даже примитивные медицинские маски.
Одним из важнейших плюсов является появление аптечных пунктов при ФАПах в сотнях саратовских сел, где лекарства фактически невозможно купить, даже при наличии фельдшера, который выдал назначение по лечению. Кстати, по словам губернатора, именно с создания госаптек в ФАПах решено формировать их сеть в регионе.
У этой сети фактически готовая логистика, построенная на деятельности областного аптечного склада и его поставках лекарств в медучреждения области. Другим преимуществом является заметное снижение издержек по созданию и обеспечению работы сети госаптек за счет того, что они будут в уже приспособленных помещениях медучреждений, где соблюдены все требования и имеется готовая коммунальная инфраструктура.
Населению будет удобно сразу выйдя от врача тут же приобрести препарат в госаптеке. Еще меньше затруднений будет потому, что провизор научится расшифровывать специфический почерк врача или хотя бы будет возможность оперативно разобраться, что же все-таки написано.
Теперь о ложке дегтя, или, быть может, даже бочке. 180 госаптек на всю область никак не составят конкуренцию крупнейшим фармсетям, которые в городах буквально на каждом шагу. И поэтому не сыграют никакой решающей роли против спекулятивных наценок. Случись ажиотаж, дешевые лекарства моментально сметут в госаптеках и вынужденно пойдут в частные. Борьба с этим явлением должна выглядеть иначе, через госрегулирование наценок и налоговую политику. При этом исключительно важная социальная и вместе с тем монопольная роль у госаптек остается в селах, где частному бизнесу работать невыгодно, а такую социальную функцию как доступность лекарств выполнять надо, и делать это должно государство. По опыту других регионов, наряду с лекарствами, госаптеки в селах работают и как оптики, и как ортопедические магазины, а также расширяют ассортимент за счет ветеринарных препаратов.
Обязательный набор лекарств должен быть и в любой частной аптеке и в этом разницы с государственными не усматривается. В противном случае Росздравнадзор должен накладывать санкции. Дело в другом. Частным аптекам выгодно продавать дорогие импортные лекарства, получая с этого более высокие доходы. Государственные же могут иметь возможность продавать отечественные аналоги, заодно поддерживая российское фармпроизводство, пусть даже работающее на импортном сырье. Вот только станут ли они этим заниматься? Во-первых, некоторые отечественные препараты уступают по эффективности импортным, во-вторых, госаптеки все же будут работать в рыночной среде и ориентироваться на цены и ассортимент в частных, наконец, минздрав будет ставить задачи по достижению определенной нормы прибыли, что опять же сместить социальные акценты в пользу коммерческих. Хотя чиновники от здравоохранения продолжают уверять, что наценки в госаптеках будут минимальные от закупочных цен.
Сети госаптек однозначно придется конкурировать с частными и для этого необходимо развивать маркетинг. В тех регионах, где они работают не первый год, созданы интернет-сайты госаптек, где можно узнать адреса, цены, скидки, наличие препаратов, где работает сервис онлайн-заказов и онлайн-оплаты, система скидок, карты клиента, гибкая ценовая политика и т.д. Вряд ли чиновники по складу, руководящие ОГУ «Саратовский аптечный склад» (уж простите за каламбур, но именно эта структура будет заниматься сетью госаптек), справится с этой работой.
Говоря о закупочных ценах, не стоит забывать о том, что аптечный склад способен закупать не только много и дешевле, но и делает это через систему госзакупок подчас еще и дороже, чем в частных аптеках. В качестве примера можно вспомнить скандал с закупкой в 2020 году для саратовских медучреждений «золотых» медицинских масок в 7 раз дороже чем на рынке - по 425 рублей, который стоил должности директору склада и его супруге, руководившей губернаторским аппаратом. Это способно сделать госаптеки в городах и райцентрах изначально невостребованными и убыточными. В селах, где госаптека будет единственной, понятно, купят по любой цене.
Что касается льготного обеспечения лекарствами, то тут тоже все неоднозначно. Если в прошлые годы и сейчас льготников не обеспечивают бесплатными жизненно важными лекарствами только потому, что на это нет денег или произошли накладки с поставками, то кто станет гарантировать, что с созданием сети из 180 госаптек ситуация улучшится, ведь проблема кроется совсем в другом – финансировании и менеджменте?
Наличие в регионе нескольких медицинских медицинских колледжей, готовящих провизоров, не должно создать проблему с кадрами, особенно если зарплаты будут сопоставимы с частными аптеками. Сложности могут возникнуть только в селах, где априори проблема с медицинскими кадрами. Однако ее решению должна служить госпрограмма поддержки молодых специалистов на селе. Оперативное решение кадрового вопроса областное правительство видит также в переподготовке медработников ФАПов.
Есть и другая проблема – создание аптеки требует соблюдения определенных требований, в том числе по площади торгового зала и мест для хранения лекарств. Для высвобождения территории под аптеку потребуется ужимать помещения для приема пациентов.
Открытие в регионе 180 аптек можно рассматривать как задачу-минимум. Год назад такой задачей было создать госаптеки во всех райцентрах, что явно недостаточно. Всего в Саратовской области действуют порядка 760 ФАПов и по-хорошему при каждом из них надо создавать аптечный пункт, чтобы создать неснижаемый запас лекарств. Но это задача большая и сложная.
Ни в одном из регионов, где есть госаптеки, их сеть не охватывает все ФАПы. Едва ли к этому будут стремиться в саратовском областном правительстве.
- Я считаю, что государственная сеть должна быть, пусть и неширокая, - ранее заявлял министр Костин. Думается, что сеть в 180 аптек, если она будет создана, уже решит в основе задачу доступности лекарств для жителей сел и едва ли будет сильно расширяться.
версия для печати- Все нарекания из-за того, что кто-то свой карман стал наполнять, думая о нем больше, чем о людях. Надо было давно восстанавливать государственную сеть аптек. И сейчас то, что в рамках области будет сделано, - это исправление ошибки. Но только прошлое не вернешь. И деньги людям никто не вернет. Порядок надо наводить. Лучше поздно, чем никогда, - заявил Володин. - По всей области должны быть муниципальные, областные аптеки. В Москве и Санкт-Петербурге это есть. Почему нет у нас? Вот сейчас Костин начинает всë это создавать заново, с нуля практически. 180 аптек будет открыто. Это правильный путь. Тогда можно брать под контроль стоимость. Можно брать под контроль ассортимент. Ну и, конечно, ответственность. Есть с кого спросить.
Безусловно, он прав. Государственные сети аптек не первый год действуют не только в двух российских столицах, но и целом ряде других регионов – Подмосковье, Удмуртии, Башкирии, Нижегородской, Омской, Тюменской областях, Хабаровском крае и т.д. В общем, опыт имеется и им можно было воспользоваться. Но у нас никто из представителей региональной власти этого не предложил. Даже после образовавшегося с началом ковидной пандемии ажиотажа и спекулятивное накручивание цен. Остается только догадываться, по каким причинам и в чьих интересах никто не захотел создавать сеть госаптек в Саратовской области. Пока Володин сам это не предложил. А теперь же все закрутилось-завертелось, первые аптеки планируют открыть уже к концу января, аккурат к новой волне пандемии из-за нового штамма коронавируса «Омикрон». Будем надеяться, что с созданием сети госаптек у исполнителей выйдет не по-черномырдински, когда хотели как лучше, а получилось как всегда.
Идее создания в Саратовской области сети госаптек предшествовало открытие в ноябре 2020 года первой такой аптеки в Саратове на углу улиц Слонова и Железнодорожной. После первоначального кратковременного ажиотажа интерес к ней пропал. В СМИ писали о том, что ценами она от частных не отличается и ассортимент попроще. Тем не менее спустя месяц в Увеке появилась вторая госаптека.
Тогда министр здравоохранения области Олег Костин подчеркивал, что неправильно говорить о том, что аптека на Железнодорожной - первая государственная. Есть и другие подобные, но они функционируют при поликлиниках и практически не занимаются прямыми продажами лекарств населению, т.к. были созданы для того, чтобы выдавать льготные лекарственные средства. Кроме того, чуть больше года ранее этой открыли госаптеку в селе Вязовка Татищевского района.
У создания сети госаптек есть не только свои плюсы, но и «подводные камни», о которых не преминули напомнить опасающиеся конкуренции частные фармацевтические торговые сети. Если обратиться к сетям госаптек других регионов, они декларируют среди своих задач следующие:
• реализация льготных программ: льготное обеспечение из федерального и регионального бюджета, лекарственное обеспечение дорогостоящими препаратами по федеральным программам;
• обеспечение населения лекарственными препаратами по родовым сертификатам;
• услуги по обеспечению полноценным питанием беременных и кормящих матерей, детей в возрасте до трёх лет по медицинским показаниям;
• обеспечение пациентов наркотическими средствами и психотропными веществами;
• изготовление экстемпоральных лекарственных форм (производственные аптеки) для нужд лечебно-профилактических учреждений и населения области по индивидуальным рецептам врача;
• содержание планово-убыточных аптек, расположенных в сельской местности, в том числе обеспечение сельского населения через аптечные пункты;
• продажа препаратов для лечения и профилактики по сниженным ценам в целях снижения смертности и заболеваемости, увеличения продолжительности жизни;
• обеспечение отдельных категорий населения дополнительными преференциями при покупке лекарств.
Надо заметить, что многие из этих задач выполняются и сейчас посредством расположенных в поликлиниках и больницах аптек, а также негосударственных аптечных сетей. Прежде всего, речь идет о выдаче льготных и продаже строго рецептурных препаратов. Однако создание целостной сети госаптек по всему региону позволит решать эти задачи и лучше, и полнее.
Первыми очевидными плюсами сети госаптек называется гарантированное наличие обязательного перечня лекарств и противодействие спекуляции с ценами на них, как это было особенно в 2020 году как только первая волна ковида накрыла страну и в десятки раз подорожали даже примитивные медицинские маски.
Одним из важнейших плюсов является появление аптечных пунктов при ФАПах в сотнях саратовских сел, где лекарства фактически невозможно купить, даже при наличии фельдшера, который выдал назначение по лечению. Кстати, по словам губернатора, именно с создания госаптек в ФАПах решено формировать их сеть в регионе.
У этой сети фактически готовая логистика, построенная на деятельности областного аптечного склада и его поставках лекарств в медучреждения области. Другим преимуществом является заметное снижение издержек по созданию и обеспечению работы сети госаптек за счет того, что они будут в уже приспособленных помещениях медучреждений, где соблюдены все требования и имеется готовая коммунальная инфраструктура.
Населению будет удобно сразу выйдя от врача тут же приобрести препарат в госаптеке. Еще меньше затруднений будет потому, что провизор научится расшифровывать специфический почерк врача или хотя бы будет возможность оперативно разобраться, что же все-таки написано.
Теперь о ложке дегтя, или, быть может, даже бочке. 180 госаптек на всю область никак не составят конкуренцию крупнейшим фармсетям, которые в городах буквально на каждом шагу. И поэтому не сыграют никакой решающей роли против спекулятивных наценок. Случись ажиотаж, дешевые лекарства моментально сметут в госаптеках и вынужденно пойдут в частные. Борьба с этим явлением должна выглядеть иначе, через госрегулирование наценок и налоговую политику. При этом исключительно важная социальная и вместе с тем монопольная роль у госаптек остается в селах, где частному бизнесу работать невыгодно, а такую социальную функцию как доступность лекарств выполнять надо, и делать это должно государство. По опыту других регионов, наряду с лекарствами, госаптеки в селах работают и как оптики, и как ортопедические магазины, а также расширяют ассортимент за счет ветеринарных препаратов.
Обязательный набор лекарств должен быть и в любой частной аптеке и в этом разницы с государственными не усматривается. В противном случае Росздравнадзор должен накладывать санкции. Дело в другом. Частным аптекам выгодно продавать дорогие импортные лекарства, получая с этого более высокие доходы. Государственные же могут иметь возможность продавать отечественные аналоги, заодно поддерживая российское фармпроизводство, пусть даже работающее на импортном сырье. Вот только станут ли они этим заниматься? Во-первых, некоторые отечественные препараты уступают по эффективности импортным, во-вторых, госаптеки все же будут работать в рыночной среде и ориентироваться на цены и ассортимент в частных, наконец, минздрав будет ставить задачи по достижению определенной нормы прибыли, что опять же сместить социальные акценты в пользу коммерческих. Хотя чиновники от здравоохранения продолжают уверять, что наценки в госаптеках будут минимальные от закупочных цен.
Сети госаптек однозначно придется конкурировать с частными и для этого необходимо развивать маркетинг. В тех регионах, где они работают не первый год, созданы интернет-сайты госаптек, где можно узнать адреса, цены, скидки, наличие препаратов, где работает сервис онлайн-заказов и онлайн-оплаты, система скидок, карты клиента, гибкая ценовая политика и т.д. Вряд ли чиновники по складу, руководящие ОГУ «Саратовский аптечный склад» (уж простите за каламбур, но именно эта структура будет заниматься сетью госаптек), справится с этой работой.
Говоря о закупочных ценах, не стоит забывать о том, что аптечный склад способен закупать не только много и дешевле, но и делает это через систему госзакупок подчас еще и дороже, чем в частных аптеках. В качестве примера можно вспомнить скандал с закупкой в 2020 году для саратовских медучреждений «золотых» медицинских масок в 7 раз дороже чем на рынке - по 425 рублей, который стоил должности директору склада и его супруге, руководившей губернаторским аппаратом. Это способно сделать госаптеки в городах и райцентрах изначально невостребованными и убыточными. В селах, где госаптека будет единственной, понятно, купят по любой цене.
Что касается льготного обеспечения лекарствами, то тут тоже все неоднозначно. Если в прошлые годы и сейчас льготников не обеспечивают бесплатными жизненно важными лекарствами только потому, что на это нет денег или произошли накладки с поставками, то кто станет гарантировать, что с созданием сети из 180 госаптек ситуация улучшится, ведь проблема кроется совсем в другом – финансировании и менеджменте?
Наличие в регионе нескольких медицинских медицинских колледжей, готовящих провизоров, не должно создать проблему с кадрами, особенно если зарплаты будут сопоставимы с частными аптеками. Сложности могут возникнуть только в селах, где априори проблема с медицинскими кадрами. Однако ее решению должна служить госпрограмма поддержки молодых специалистов на селе. Оперативное решение кадрового вопроса областное правительство видит также в переподготовке медработников ФАПов.
Есть и другая проблема – создание аптеки требует соблюдения определенных требований, в том числе по площади торгового зала и мест для хранения лекарств. Для высвобождения территории под аптеку потребуется ужимать помещения для приема пациентов.
Открытие в регионе 180 аптек можно рассматривать как задачу-минимум. Год назад такой задачей было создать госаптеки во всех райцентрах, что явно недостаточно. Всего в Саратовской области действуют порядка 760 ФАПов и по-хорошему при каждом из них надо создавать аптечный пункт, чтобы создать неснижаемый запас лекарств. Но это задача большая и сложная.
Ни в одном из регионов, где есть госаптеки, их сеть не охватывает все ФАПы. Едва ли к этому будут стремиться в саратовском областном правительстве.
- Я считаю, что государственная сеть должна быть, пусть и неширокая, - ранее заявлял министр Костин. Думается, что сеть в 180 аптек, если она будет создана, уже решит в основе задачу доступности лекарств для жителей сел и едва ли будет сильно расширяться.
Общество
![]() | ![]() | ![]() |
21/09/2023 20:16 Общество Саратовцев обременили очередным тяглом | 01/09/2023 14:29 Общество Сентябрь с подвохом. Какие новеллы власть приготовила россиянам с начала осени-2023 | 16/08/2023 19:13 Общество Ботанический сад спасут от разрухи, шашлыков и пёсиков |
![]() | ![]() | ![]() |
03/08/2023 10:06 Общество Новый антикоррупционный закон может привести к инфляции мелкого взяточничества | 27/07/2023 10:06 Общество Страна советов | 30/06/2023 22:57 Общество Усредненный портрет саратовского чиновничества: женщина бальзаковского возраста |