От звонка и до звонка. Школам опять предложили пятидневку - Саратов Сегодня
18+ 13 Июня 2021, Воскресенье, 12:31
«Вот эта любовь к Родине, которая находится в крови, в характере,
в генах нашего народа, делает нас сильными, объединяет вокруг общих задач»
Владимир Путин
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

От звонка и до звонка. Школам опять предложили пятидневку

От звонка и до звонка. Школам опять предложили пятидневку - Саратов Сегодня04/03/2021 15:46 На днях спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко сделала заявление о том, что всех российских школьников нужно перевести на пятидневную учебную неделю. Мотивы просты и понятны: чтобы у детей было больше времени на спортивные секции и творческие кружки, а также чтобы семьи имели возможность больше времени проводить вместе.

Инициатива не нова. Ее периодически высказывают те или иные государственные, общественные и политические деятели. Вот только все заканчивается ничем. Поговорят, пропиарятся и на этом все. Достаточно напомнить, что с аналогичным предложением выступил депутат Госдумы РФ Виталий Милонов.

Складывается впечатление, что отдельные представители власти просто периодически играют с этой темой, переключают на нее внимание населения, как с дополнительным выходным 31 декабря или введением 4-дневной рабочей недели.

Между тем, проблема актуальна для многих российских семей, но ее решение упирается в административные барьеры. О них чуть позже, а пока кратко напомним основные аргументы «за» и «против» школьной пятидневки.

Главный, на наш взгляд, и самый бесспорный аргумент в пользу пятидневки – возможность семьям проводить вместе больше времени. Это важнее второго иностранного, информатики или ОБЖ. Из-за учебной субботы многие семьи не могут поехать на выходные на дачу, на природу

Более того, из-за разницы в рабочей неделе школьников и их родителей очень часто возникает неудобная и в чем-то несправедливая ситуация, когда из-за переноса праздничных дней работающие на пятидневке отдыхают все дни, а у учащихся и педагогов выходные оказываются разорванными. Так, например, было в этом году в феврале, когда «пятидневщики» работали в субботу 20 февраля, а потом три дня подряд отдыхали. По шестидневке же школьники должны были идти в школу в понедельник 22 февраля, имея один выходной до и один после этой даты. Разумеется, многие родители разрешили своим чадам в понедельник в школу не ходить и все три дня провели вместе семьей, а учителя «отбывали номер» в полупустой школе. Ну и что в этом хорошего и как это поспособствовало обретению новых знаний?

Все же остальное - более крепкое здоровье, дополнительное время для кружков и спортивных секций, подготовки уроков – очень ситуативны и спорны. Именно вокруг них и разворачивается основная дискуссия. Кроме того, почему-то никто не думает об учителях. Им же самим хочется иметь два полноценных выходных.

Недостатками пятидневки называют возрастание ежедневной учебной нагрузки (больше уроков и домашнего задания на день) и сокращение времени на занятия в спортивных секциях и кружках. Контраргументы сильные, но также достаточно спорные, если углубиться в школьную программу, расписание и занятость детей вне школы, которую родители если не преувеличивают, то сами же и создают.
Чаще всего шестидневку оправдывают возможностью более углубленно изучать предметы. Не согласимся с этим, так как образование сейчас все больше переходит к самоподготовке. Любой родитель, выполняющий со своим чадом домашку с первого по выпускной класс, это отрицать не будет.

Если посмотреть на учебную программу, то там много часов отводится предметам, не слишком нужным и превращенным в профанацию. Во время очередной кампанейщины за здоровый образ жизни увеличили количество часов на физкультуру, вместо того, чтобы сделать упор на секции по интересам. Так ли много надо информатики подросткам, лучше взрослых разбирающихся в гаджетах? Эти и некоторые другие предметы в школах превратились в профанацию. Сами ученики, главным образом, категорически против ОБЖ и технологии. И многие родители с ними полностью согласны. Прежде всего те, кто после рабочего дня ваял вместе с ребенком или вместо него по заданию креативной учительницы очередную чудо-поделку. Базовый образовательный компонент дополняется граждановедением, культурологией, вторым иностранным языком, региональным компонентами, изучением религий, национальных культур, хотя все это, по сути, один предмет – обществознание. Так и шестидневки скоро будет мало. Многое из этого вообще можно изучать факультативно.

Шестидневку часто оправдывают тем, что школ и учителей не хватает. Что касается нехватки школ, то она сказывается на учебе в две смены. В ходе реализации нацпроекта «Образование» сейчас по всей стране и в нашем регионе строятся новые и вместительные пристройки к действующим школам. Поставлена цель перейти на учебу в одну смену. В ситуации, когда учебная программа перегружена дополнительными предметами, учеба во вторую смену затягивается до вечера и такая пятидневка родителям вряд ли не понравится.

Шестидневка действительно несколько компенсирует недостаток учителей, но не решает эту кадровую проблему. Выход из нее только в создании достойных условий труда и его оплаты. Пятидневка в школах тоже немаловажный мотиватор для учителей. Пятидневку уже сделали обязательной для начальных классов. И ничто не мешает сделать ее и для остальных.

Как бы не шумели федеральные политики, а пятидневку, строго говоря, никто не запрещает. Принятие решение о ее вводе давно уже спустили на региональный уровень и далее на уровень школ.

И здесь уже вопрос упирается в организованность родителей и позицию руководства школ, которое всегда поступает с оглядкой на местных чиновников от образования. Поэтому изначально упомянули про административные барьеры.
А они состоят в том, что сокращать дополнительный компонент школы не хотят, потому что это дополнительные часы и заработок. Мнение родителей тут не в счет. Соответственно, о переходе на пятидневку не может быть и речи, поскольку, во-первых, есть определенные лимиты учебной нагрузки по количеству уроков в день. Во-вторых, вторая смена заканчивалась бы часов в 6-7 вечера, что в зимний период с коротким световым днем для большинства родителей неприемлемо.

Есть еще одна причина нежелания школьной администрации переходить на пятидневку: расписание. Составит его на шестидневку при нехватке учителей проще и вообще не хочется заморачиваться с перекраиванием сложившегося расписания на 6 дней. В свою очередь, чиновники от образования в силу косности мышления с неудовольствием встречают любые изменения в подведомственных учреждениях. Все это в целом ориентирует учебный процесс отнюдь не на родителей и школьников, как бы в обратном не пытались нас всех переубедить. Чтобы утвердиться в этом, достаточно посмотреть расписание уроков особенно в старших классах, где много так называемых «окон» между уроками. Винить в этом мы никого не собираемся, но все это время ученики проводят в школе. Хорошо, если не сбегают с уроков. В лучшем случае – делают «домашку».
версия для печати

Общество


Культура и наука

«ПОДПИСАЛСЯ САМ?! – ПОДПИШИ ТОВАРИЩА!»

Ракурс


Провинциальный телеграф

ПнВтСрЧтПтСбВС
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Фоторепортажи

Видеорепортажи

Прямая речь

< >
< >
< >
Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Креатив-С"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 23-65-01.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович